В норме фронтальные зубы ребенка в 3 летнем возрасте расположены

Опубликовано: 27.04.2024

На основании полученных данных можно прийти к следующим выводам.
1. В молочном прикусе нужно различать два периода: первый период наступает вслед за полным формированием молочного прикуса и продолжается обычно от 2,5 до 3—3,5 лет; второй период длится в среднем от 3,5 до 6-летнего возраста ребенка.
2. Оба периода характеризуются общими перечисленными выше признаками, но в то же время имеют весьма важные отличия.

3. Первый период характеризуется: а) тесным стоянием зубов (отсутствием промежутков между зубами); б) отсутствием стертости зубов; в) расположением верхнего и нижнего зубных рядов в одной фронтальной плоскости; г) ортогнатическим прикусом.
4. Второй период молочного прикуса, особенно последний год этого периода, характеризуется особенностями, отличающими его от первого периода: 1) зубы стоят нетесно, а между ними наблюдаются физиологические диастемы или тремы; 2) зубы отличаются значительной стертостью; 3) дистальные поверхности верхних и нижних вторых моляров расположены не в одной фронтальной плоскости, а в двух разных плоскостях, причем нижние моляры заканчиваются в плоскости, лежащей впереди той, в которой заканчиваются верхние моляры; 4) молочный прикус превращается в большинстве случаев к 6-му году жизни ребенка из ортогнатического в прямой.

Разберем причины, вследствие которых второй период молочного прикуса по указанным признакам представляет собой полную противоположность первому.

молочный прикус

Физиологические диастемы

Первое отличие — физиологические диастемы — станет понятным, если вспомнить, что на 5-м году жизни ребенка ко времени окончательного формирования корней второго молочного моляра уже начинается рассасывание корней передних молочных зубов. Однако видимое соотношение между молочными зубами до 4-го года не изменяется. Только кму году, а иногда и раньше начинается видимая подготовка альвеолярного отростка к прорезыванию зубов постоянного прикуса, а именно первого моляра и центральных резцов.

Физиологические диастемы являются следствием роста челюстных костей. До 6 лет, т. е. в течение молочного прикуса, челюсти увеличиваются главным образом в длину в области молочных передних зубов и в области, расположенной за вторым моляром (углы нижней челюсти и бугры верхней челюсти). Благодаря этому образуются промежутки между средними резцами, между средними и боковыми резцами, между боковыми резцами и клыками. Кроме того, между вторым молочным моляром и передней поверхностью ветви образуется специальная площадка.

Благодаря образованию промежутков создается место для постоянных фронтальных зубов, ширина которых больше, чем ширина молочных, ими замещаемых.
В этом и заключается физиологическое значение образования диастем во втором периоде молочного прикуса. Площадка за вторым молочным моляром создается для свободного прорезывания 6-го зуба.

Физиологическая стираемость.

Что касается второго отличия — стираемости зубов,— то известно, что рост кости происходит неодинаково на обеих челюстях. Неравномерный рост выражается в том, что больше растет верхняя, чем нижняя челюсть. Этим объясняется большая ширина физиологических диастем и трем на верхней, чем на нижней челюсти; кроме того, неравномерный рост наблюдается также на различных участках челюстей. На верхней челюсти у детей в молочном прикусе наблюдается более усиленный рост во фронтальной области, а на нижней — в области жевательных зубов.

Такой неравномерный рост челюстей должен был бы повлечь за собой верхнюю прогнатию, однако она редко наблюдается, так как нижняя челюсть имеет тенденцию к движению вперед постольку, поскольку это разрешается выдвинувшейся во фронтальном участке верхней челюстью и перекрытием верхними зубами нижних. Это движение нижней челюсти вперед сопровождается соответствующей перестройкой в суставе. Благодаря этому явлению моляры устанавливаются в бугрово-фиссурном смыкании. Таким образом, можно сказать, что благодаря движению нижней челюсти вперед существует известная взаимосвязь между двумя процессами — ростом области фронтального участка и установкой первого постоянного моляра.

Но движение вперед возможно только при стираемости зубов и изношенности бугров, облегчающей скользящие движения нижней челюсти. В противном случае резко выраженные бугры и перекрывающий в области фронтальных зубов прикус препятствуют мезиальному перемещению нижней челюсти. Таким образом, стираемость зубов молочного прикуса, наступающая от 3,5 до 6 лет, является благоприятным фактором для установки правильной зубной окклюзии.

Стираемость зубов является мерилом степени перемещения нижнего зубного ряда кпереди. Если к 6-летнему возрасту дистальные поверхности вторых молочных моляров расположены в одной фронтальной плоскости, то ясно, что в этом случае нет достаточной стираемости.

Прорезывание зубов, как молочных, так и постоянных; является весьма важным фактором в развитии челюстных костей и всего жевательного аппарата. Челюсти соответствующим образом изменяют свою внешнюю и внутреннюю структуру, приспосабливаясь к новым функциям, связанным с появлением зубов. Особенно усиливается рост челюстей.

Возрастные особенности зубочелюстной системы у детей в норме и при сагиттальных аномалиях прикуса.

Основными зонами роста челюстей на верхней челюсти являются дистальные участки (область верхнечелюстных бугров и участки, прилегающие к крыловидному отростку), на нижней — суставные отростки, суставные головки и задние края ветвей. На форму челюстных костей влияет функциональная нагрузка. Если рост челюстей нарушается, то возникает диспропорция между их размерами и величиной зубов. В связи с этим давление, оказываемое на челюстные кости с целью замедления их роста, или натяжение с целью его усиления может повлиять на расположение зубов.

Лицевой скелет на телерентгенограммах головы условно можно рассматривать как состоящий из двух частей — верхней (краниальной) и нижней (гнатической). Границами краниальной части являются плоскости N—Se, Pn, SpP, C1—СГ, границами гнатической части — плоскости SpP, Pn, MP, MTr Окклюзионная плоскость (ОсР—Pn) разделяет эту часть на два участка — верхнечелюстной и нижнечелюстной.

Для выявления возрастных изменений строения лицевого отдела черепа, имеющих или не имеющих существенного значения для ортодонтической диагностики, плана лечения и его прогноза, было проведено сравнение телерентгенометрических данных, полученных при сменном и постоянном ортогнатичес-ком, дистальном и мезиальном прикусах [Малыгин Ю. М., 1986].

При ортогнатическом прикусе подтверждено мнение о практическом прекращении роста краниальной части лицевого скелета после 7 лет. Таким образом, переднее основание черепа может служить областью для его сравнения с другими растущими частями. Выявлен незначительный рост этой части черепа вверх и вперед на 1,5 мм (Oc’—Se, n—N).

Практически не изменяются размеры нижней челюсти: углы GnCoGo и Go, ее апикальный базис (Ос’—В) и ее вертикальное положение в черепе (Se—Со). Поэтому не увеличиваются достоверно Y-ось и высота нижней передней части лица (Gn— SpP), что в свою очередь может объяснить стабильность суборбитальной высоты лица и формы его профиля (угол Т). Стабильны положение подъязычной кости (Gn—Ну), первых премоляров (углы 4SpP, 4MP), зубоальвеолярная высота в области резцов (1 — SpP, 1 — MP) и нижних моляров (Б — MP), а также линейное положение верхних моляров ( 6 — Zy).

В норме в процессе роста лицевой скелет удаляется от мозгового отдела черепа (точка Ос’). Особенно это касается его гнатической части, так как здесь наблюдается более выраженный прирост костной ткани, а именно удлинение тела верхней челюсти на 2,125 мм и ветвей нижней на 4,344 мм. Увеличение высоты ветвей (МТ2), а не длины тела (МТ,) показывает, что зона роста нижней челюсти находится за пределами зубного ряда, преимущественно в области суставных головок (увеличение расстояния Gn—Со на 4,357 мм при негарантированном увеличении Y-оси на 2,697 мм).

Рост гнатической части лицевого скелета сопровождается перемещением и вращением (инклинацией) нижней челюсти вперед и вверх относительно переднего основания черепа (углы MPPn, SeNB, SeNPg, NSeCo, GnCoH) и верхней челюсти (углы MM, 6SpP). Очевидно, это ведет к увеличению вертикального и сагиттального резцового перекрытия и изменению осевого положения резцов и моляров относительно базиса челюстей (протрузия верхних резцов на 5,145°, нижних — на 4,387°, ретрузия верхних 6-х зубов — на 6,838° и нижних 6-х зубов на 4,565°). Происходит мезиальное перемещение зубов (Ос’ — 6, Ос’. — Ъ, 4 к «стресс-оси»), которое приводит к сокращению длины зубных дуг в области прорезавшихся зубов, при их общем удлинении за счет позади прорезывающихся зубов. Изменяется угол наклона окклюзионной плоскости относи-тельно переднего основания черепа.

Изменения в зубоальвеолярной зоне более выраженные, чем в гнатической, вызваны мезиальным смещением зубоальвеолярной дуги относительно своего базиса. Быстрее и интенсивнее изменяется зубная дуга, позднее растет альвеолярная и еще позднее базальная дуга челюстей (рис. 2.8).


Возрастные особенности зубочелюстной системы у детей в норме и при сагиттальных аномалиях прикуса.



Рис. 2.8. Формирование зубных дуг временного и постоянного прикусов и их взаимосвязь с ростом альвеолярных и челюстных дуг.
I, II — фазы формирования прикуса; сплошная линия — зубная дуга, пунктирная — альвеолярная дуга.

При дистальном прикусе в отличие от нормы в периоде смены зубов наблюдается активный рост мозгового скелета (Se—N, Se-Co, N-Cl, CI—CI’, Oc’—Se, Oc’-N), который способствует увеличению передней и средней высоты (N—SpP, NSe—Or) краниальной части лицевого скелета. Это указывает на временную задержку физиологического роста этой части лица, что отражается на типе лица (угол I), т. е. имеется тенденция к ретроинклинации. Наблюдается более интенсив-ный прирост тела верхней челюсти (A’—PNS, Ос—А, Ос’— SpP, T—PNS). Частично сдерживается нормальное укорочение верхней зубной дуги и физиологический наклон верхних зубов (углы ISpP, 4SpP, 6SpP), что обусловлено чрезмерным ме-зиальным перемещением боковых зубов, протрузией передних зубов (ОС—6, 6 к Zy, 4 к «стресс-оси») и интенсивным зубоальвеолярным удлинением (1 — SpP, 6 — SpP). Все это приводит к усиленному развитию лица в глубину и высоту, что в свою очередь отражается на типе лица по Бимлеру.

При дистальном прикусе по сравнению с нормой имеется задержка роста нижней челюсти, так как не происходит фи-зиологического увеличения углов, характеризующих изменение ее размера и положения (углы MPPn, SeNB, SeNPg, NSeGn, ММ). В то же время наблюдается значительная интенсификация задержавшегося роста нижней челюсти в периоде постоянного прикуса по сравнению со сменным и при сравнении с нормой. Прирост тела нижней челюсти (МТ,) составляет 5,506 мм, чего нет в норме, а ее общей длины (Gn—Со) — 8,781 мм, т. е. в 2 раза больше, чем в норме. Толщина подбородочного отдела (Pg—Me) увеличивается на 0,761 мм, чего нет в норме. Более интенсивно, чем в норме, происходит мезиальное переме-щение нижней челюсти (Ос’—Pg), ее апикального базиса (Ос’—В) и зубной дуги (Ос’—6″). Угловые характеристики, как и в норме, остаются практически неизменными (углы Go, GnCoGo).

В результате активизации роста нижней челюсти она перемещается вперед и вниз: отмечаются удлинение Y-оси на 10,293 мм, увеличение высоты передней нижней части лица (Gn—SpP) на 5,776 мм и увеличение расстояния между нижней челюстью и подъязычной костью (Gn—Ну) на 5,445 мм, чего нет в норме.

В процессе роста при дистальном прикусе наблюдаются:

1) задержавшееся ранее зубоальвеолярное удлинение в области верхних зубов и моляров (1 — SpP, 6 — SpP), чего нет в норме;

2) менее интенсивная физиологическая протрузия нижних резцов (угол IMP), отсутствие физиологической ретрузии нижних первых моляров (уго6″МР); 3) в 2 раза меньшее физиологическое мезиальное перемещение нижней зубной дуги;

4) менее интенсивный, чем в норме, рост ветвей нижней челюсти (МТ2). Все это в конечном счете нарушает физиоло гическое изменение: сагиттального и вертикального резцового перекрытия и угла наклона окклюзионной плоскости (ОсРРп).

Вместо физиологического наклона нижней челюсти вперед и вверх (угол GnCoH) на 2,33б°при дистальном прикусе в процессе роста имеет место наклон ее назад и вниз на 2,792°. Это не позволяет уменьшить расстояние Pn—Pg, наблюдающееся в норме, а следовательно, несмотря на рост нижней челюсти, эстетика лица не улучшается, усиливается его выпуклость.

При мезиальном прикусе в отличие от нормы в период смены зубов наблюдается активный рост мозгового скелета (С1—СГ, Ос’—Se), он почти в 2 раза интенсивнее. При этом возрастные изменения размеров краниальной части лицевого скелета не влияют практически на тип лица, т. е. не улучшают его форму.

Не наблюдается физиологического прироста длины верхней челюсти (A’—PNS), замедлено прорезывание верхних моляров (Ос’—6, 6 к Zy) и физиологический наклон верхних зубов (угол ISpP), т. е. мезиальное перемещение верхней зубной дуги (4 к «стресс-оси»), запаздывают рост апикального базиса (Ос’—А) и вертикальное прорезывание зубов (1 — SpP, 6 — SpP) — это указывает на задержку роста верхней челюсти как причину мезиального прикуса.

При мезиальном прикусе по сравнению с нормой выявля-ется чрезмерный рост нижней челюсти, так как с возрастом наблюдается в 2 раза более интенсивный рост ветвей нижней челюсти (МТ2) и в 8 раз — ее тела (МТ,).

В результате перемещения нижней челюсти вперед и вниз происходят удлинение Y-оси, чего почти нет в норме, увели-чение расстояния Ос’—Pg в 4 раза больше, чем в норме, удлинение апикального базиса (ОС—В), чего не наблюдается в норме, перемещение вперед нижней зубной дуги (Ос—Б) в 2 раза больше, чем в норме, но ее длина остается в пределах нормы. Эти морфологические отклонения приводят к увеличению высоты передней нижней части лица (Gn—SpP) и удалению нижней челюсти от подъязычной кости (Gn—Ну), чего нет в норме. Происходит зубоальвеолярное удлинение в области нижних резцов и моляров (1—MP, 6″—MP), чего не отмечается в норме, а в конечном счете нет физиологического увеличения резцового перекрытия. В итоге нарушается позиция нижней челюсти в пространстве лица: она занимает переднее положение относительно верхней челюсти и переднего основания черепа, поэтому происходит «уплощение» лица и ухудшение его эстетики (угол Т, Pn—Pg).

Зубочелюстную систему, формирующуюся на протяжении двух десятилетий, следует рассматривать как постоянно изменяющуюся, находящуюся под влиянием функции. Функциональное напряжение мышц, начинающееся во внутриутробном периоде (заглатывание амниотической жидкости), постоянно усиливается после рождения ребенка (дыхание, глотание, сосание, жевание, речь) и влияет на форму челюстей. Постепенно изменение формы происходит наряду с изменением функциональной нагрузки. В этом диалектическом положении о единстве формы и функции заложена широкая возможность тактического действия ортодонта. Изменяя форму челюстных костей, можно изменить функцию зубочелюстной системы и, наоборот, изменяя функцию, можно достигнуть функционально устойчивой формы.

Сколько зубов у детей в возрасте от 3 до 6 лет?

К 2,5 - 3 годам происходит формирование полного набора молочных зубов, формируется прикус временных зубов. К 3-м годам во рту у ребёнка должно быть 20 молочных зубов. Новые молочные зубы в полости рта больше не прорежутся. В 5 лет начинаетя прорезывание постоянных зубов. Первыми прорезываются постоянные резцы и моляры.

Особенности периода.

В данный период происходит формирование и доразвитие корней молочных зубов: их укрепление в костной ткани челюстей. Процессы формирования корней плавно перетекают в процессы их рассасывания и замены на постоянные зубки, зачатки которых раполагаются под молочными зубами.

Наличие межзубных промежутков между резцами и клыками верхней и нижней челюсти является признаком "нормального" правильно развивающегося прикуса молочных зубов. Отсутствие межзубных промежутков в молочном прикусе косвенно свидетельствует о нехватке места для прорезывания постоянных резцов и клыков, коронки которых существенно шире.

ФОТО: Зубы у ребёнка в 3 года. Ранний кариес молочных зубов

Начиная с 5 - 6 лет происходит замена прикуса временных (молочных) зубов постоянным. Этому предшествует рост зачатков постоянных зубов и физиологическое рассасывание корней молочных зубов. По мере рассасывания корней молочных зубов появляется подвижность этих зубов. В этом возрасте родители часто отмечают подвижность передних нижних и верхних зубов (молочных резцов). Когда корень рассасывается полностью зуб может выпасть самостоятельно: иногда дети "помогают" зубу выпасть языком, постоянно раскачивая его. Иногда "потеря" рассосавшегося зуба происходит во время еды или во время игр.

Ближе к 6 годам прорезывается первый постоянный жевательный зуб (первый моляр) позади последнего молочного зубика. Прорезывание первого постоянного моляра не сопровождается выпадением какого-либо зуба и не причиняет ребёнку никакого дискомфорта, поэтому часто остаётся незамеченным.

РОДИТЕЛИ ЧАСТО ПРИНИМАЮТ ПЕРВЫЙ ПОСТОЯННЫЙ ЖЕВАТЕЛЬНЫЙ ЗУБ ЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОЛОЧНЫЙ, ТАК КАК ОН ПРОРЕЗЫВАЕТСЯ ПОЗАДИ ВСЕХ МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ И ЭТОМУ НЕ ПРЕДШЕСТВУЕТ ВЫПАДЕНИЕ МОЛОЧНОГО ЗУБА: СОЗДАЁТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО У РЕБЁНКА 24 МОЛОЧНЫХ ЗУБА.

ФОТО: Молочные зубы у детей в 6 лет. Начало смены зубов7

Типичные проблемы.

Наиболее типичной проблемой в возрасте с 3 - 6 лет является развитие кариеса молочных зубов в области первых и вторых молочных моляров. Узкие и труднодоступные для ребёнка межзубные промежутки между первыми и вторыми молочными молярами являются идеальным местом скопления зубного налёта. В результате образуется кариес на скрытой от глаз родителей поверхности зубов (между 4-м и 5-ми молочными зубами). Будучи незамеченным, кариозный процесс быстро прогрессирует, осложняясь воспалением нерва зуба (пульпит).

При плохой гигиене полости рта и большом количестве кариозных зубов часто развивается кариес постоянного моляра (6-й зуб), качественное лечение которого возможно только у детского стоматолога.

Лечение.

ФОТО: Кариес на жевательных зубах у ребёнка в 6 лет.

Обычно, в 4 - 5 лет ребёнок уже хорошо сидит в кресле врача и позволяет проводить более длительные лечебные манипуляции в полости рта. Именно в этом возрасте чаще всего проводятся различные парадонтологические операции в полости рта у детей, например, пластику уздечки языка.

В 3 - 4 года ребёнка уже можно показать врачу-ортодонту. В этом возрасте врач-ортодонт может определить формирующуюся аномалию прикуса. В случае необходимости, детский ортодонт может начать лечение, используя преортодонтические трейнеры и ортодонтические вестибулярные пластинки, что облегчит ортодонтическое лечение в будущем или, возможно, позволит избежать дальнейшего исправления прикуса (например, позволит избежать лечения на брекетах).

Читать подробнее о лечении зубов у детей:

Порядок прорезывания молочных и постоянных коренных зубов у детей до года: схема, сроки и возраст для младенцев и грудничков

Порядок прорезывания молочных, коренных зубов у детей должны знать все молодые родители. Небольшие отклонения от нормативов по срокам и очередности выхода единиц допустимы, поскольку каждый малыш развивается в индивидуальном темпе. Стоит внимательно наблюдать за младенцем в этот ответственный период и при появлении подозрительных симптомов обращаться к педиатру.

Если кроха ощущает сильный дискомфорт и проявляет постоянное беспокойство, нужно облегчить неприятную симптоматику. Существует множество эффективных аптечных и немедикаментозных средств, безопасных в младенческом возрасте.

Правила прорезывания зубов

  • Единицы появляются попарно.
  • Чаще всего вначале режутся нижние центральные резцы, а затем верхние. То же самое касается моляров и клыков.
  • Примерное количество зубных элементов в конкретной возрастной категории рассчитывается по формуле «возраст в месяцах минус 4». Получается, что в среднем в 2 года на обеих челюстях формируется по 10 штук.

зубы у детей порядок прорезывания

Симптомы

Молочные зубы у ребенка прорезываются как бессимптомно, так и с ярко выраженной симптоматикой. Малыш может испытывать определенный дискомфорт:

  • повышение слюноотделения;
  • ухудшение аппетита, отказ от маминой груди или бутылочки со смесью;
  • систематическое удерживание предметов во рту, попытки их грызть из-за зудящих десен;
  • покраснение и отечность слизистых оболочек во рту;
  • проблемы со сном;
  • капризное поведение в периоды бодрствования, постоянное беспокойство.

Возможны и другие симптомы:

  • повышение температуры тела до субфебрильных значений;
  • влажный кашель, насморк, связанные с избыточным количеством слюны;
  • жидкий стул;
  • высыпания, раздражения на подбородке, груди.

Какие зубы появляются первыми

В самом начале прорезываются центральные резцы. В большинстве случаев они показываются на нижней челюсти и только потом на верхней. Чаще всего это происходит попарно в возрасте 6-8 месяцев. Коронки узкие.

Последовательность прорезывания

Зубные единицы могут выходить и в неправильном порядке, поскольку каждый малыш индивидуален. Но мамам и папам все же стоит ориентироваться на существующую очередность:

  • вначале показываются так называемые «единички»;
  • затем «двойки»;
  • после появляются первые моляры («четверки»);
  • прорезываются клыки («тройки»);
  • последними должны вылезти «пятерки».

зубы у детей порядок прорезывания молочных

Не стоит паниковать, если у младенца этот процесс идет не так, как показано выше. Существует множество факторов, способных повлиять на очередность выхода коронок.

Возможные причины задержки

Порядок и сроки прорезывания молочных зубов у ребенка могут несколько отклоняться от установленных норм. Однако если малышу исполнился год, а на поверхности десен до сих пор не показались коронки, необходимо проконсультироваться со стоматологом. Почему же может возникнуть такая проблема:

  • Наследственность. Когда у мамы, папы или обоих родителей поздно вылезли первые резцы, такая особенность с большой долей вероятности наследуется детьми.
  • Дефицит кальция. Обычно при рахите наблюдается нехватка жизненно необходимого элемента, он не усваивается из-за сбоев в функционировании желудочно-кишечного тракта и нарушения обменных процессов.
  • Гормональный дисбаланс. В частности, это касается недостаточного продуцирования гормонов щитовидной железы.
  • Инфекционные патологии в младенческом возрасте. Перенесенные заболевания оказывают негативное влияние на работу организма.
  • Адентия. Это полное либо частичное отсутствие зубных зачатков. Диагностируется такая особенность только с помощью рентгена.
  • Недоношенность. Малыши, рожденные раньше срока, часто отстают по физиологическому развитию на 1-2 месяца от сверстников.

Порядок прорезывания молочных зубов у детей – таблица

Возраст в месяцах Что появляется
6-9 центральные верхние и нижние резцы
8-13 «двойки» сверху и снизу
12-15 первые моляры
18-20 клыки
19-30 вторые моляры

Все сроки являются условными. Это значит, что если встречаются незначительные отклонения в первый год жизни, не стоит поддаваться панике и выдумывать несуществующие заболевания. Лучше показать малыша детскому стоматологу. Опытный врач сможет разглядеть возможную патологию и при необходимости направить вас на рентгенологическое исследование.

Реакция организма на первые зубки

В это время ребенок часто плачет, расстраивается без причины, отказывается от еды, потому что испытывает сильный дискомфорт. Родителям необходимо запастись терпением и поддержать кроху в это непростое время.

порядок прорезывания зубов

Повышенное слюноотделение

Слюнные железы начинают функционировать активнее. Десны готовятся к появлению резцов, клыков и моляров, а дополнительная влага позволяет предупредить проникновение инфекционных агентов. Этот симптом исчезает примерно в 8-10 месяцев, когда кроха уже достаточно окрепнет.

Также когда пробиваются коронки, снижается иммунитет. И нужно быть готовым к тому, что малыш, тянущий в рот свои руки и окружающие предметы, будет не защищен от патогенных микроорганизмов.

Насморк

Как прорезываются молочные зубы у ребенка (порядок прорезывания у малышей-грудничков при этом не имеет значения), если падает иммунитет? Поскольку детский организм не может полноценно противостоять вирусам и бактериями, появляется заложенность носа. Сопли наблюдаются и из-за обильного слюнотечения. Секрет проникает в среднее ухо и стекает по носовым ходам.

Покашливания

Такой признак напрямую связан с рассмотренным выше. Грудничок не может вовремя сглатывать большое количество жидкости и вынужден откашливаться, чихать. При скоплении слюны в носоглотке слышны тихие хрипы в грудной клетке.

При отсутствии инфекционного процесса кашель наблюдается исключительно в ночное время. Это связано с горизонтальным положением младенца и невозможностью стекания жидкого содержимого в горло. Примерно каждые полчаса возникает кашлевой рефлекс.

Если наряду с таким признаком повышается температура тела, прослушиваются отчетливые хрипы, нужно обратиться к врачу и пройти все необходимые диагностические исследования.

порядок прорезывания зубов у детей схема

Понос или запор

Даже если порядок прорезывания зубов у младенцев (детей до года) не нарушен, желудочно-кишечный тракт остро реагирует на любые изменения. Спровоцировать диарею может обилие слюны, проблемы со сном, стресс. Противоположное состояние, когда ребенок не ходит по-большому, встречается гораздо реже.

Родителям стоит внимательно наблюдать за проявлениями. Расстройство желудка может свидетельствовать об отравлении или других патологических процессах. В норме консистенция каловых масс меняется незначительно, симптом сохраняется не более трех суток.

Рвота, тошнота

Наблюдаются нечасто. Провоцируются избыточным слюноотделением и кашлевым синдромом. Если кроху часто рвет, то это не нормально. Возможно, он отравился, поэтому рекомендуется срочно вызвать участкового педиатра или скорую помощь.

Отек десен

Это можно проверить, слегка надавив на слизистые. Визуально определяются небольшие бугорки на десневой поверхности, которые легко прощупываются.

Иногда на возвышении наблюдаются кровяные сгустки. Это связано с естественным разрывом сосуда из-за пробивающейся коронки.

Набухание оболочек вызывает зуд и болевые ощущения. При инфицировании появляются гнойники, то же самое происходит при случайном травмировании игрушками или острыми предметами, попавшими в ротовую полость.

Снижение аппетита

Несмотря на порядок прорезывания и возраст, зубы у детей почти всегда вызывают дискомфорт. Младенцы нередко капризничают во время еды или полностью отказываются от пищи. Формирование жевательного аппарата отнимает силы, и их не остается на пережевывание. Когда все ряды прорежутся, малыш начнет восполнять недостаток питательных веществ. Заставлять его есть насильно нельзя.

как прорезываются зубы у ребенка порядок

Повышенная температура

Лихорадка сохраняется до 3 суток. Температурные показатели могут достигать 38 градусов и более. Врачи связывают этот симптом с воспалительными процессами десен и попаданием инфекционных агентов в ранки на слизистой. Когда зубная единица выходит, все приходит в норму.

Значения в 39-40° градусник показывает редко. Это характерно для ослабленных грудничков, которые регулярно простужаются.

Если младенца сильно лихорадит 4 дня и более, важно обратиться к врачу. Вероятнее всего подобная симптоматика не имеет никакого отношения к появлению резцов, клыков и моляров.

Сыпь на коже

Высыпания возникают вследствие раздражения кожных покровов на лице, шее, руках, в области грудной клетки. Слюна попадает на мягкие ткани и разъедает их. Пальцы покрываются прыщиками, потому что кроха постоянно тянет их в рот, для того чтобы почесать воспаленные слизистые.

Раздражительность, капризность

Конечно, ребенку больно, десны отекают, чешутся. Все это ощущается довольно остро и влияет на настроение, сон. Состояние улучшается сразу после выхода коронки на поверхность. Младенец снова захочет есть, станет улыбаться и крепко спать.

Желание грызть, кусать

Даже в довольно осознанном возрасте (после года) дети в период формирования молочного прикуса пытаются засунуть что-нибудь в ротовую полость, чтобы почесать все внутри. Что уж говорить о грудничках? Когда кроха грызет что-то твердое, неприятные симптомы на время исчезают, и действительно наблюдается временное улучшение самочувствия.

Для этого дети используют все, что попадается под руку. Взрослые обязаны следить за ними в такие моменты. В противном случае грудничок может пораниться и занести инфекцию в рану.

В каком порядке прорезываются постоянные зубы у детей: таблица прорезывания коренных единиц

Возраст, лет Что появляется
6 первые моляры
7 центральные «единички»
8-9 боковые резцы
10 первые премоляры
11 клыки
12-13 премоляры-«пятерки»
14 вторые моляры
18-25 «восьмерки»

Сопутствующие проблемы

Чаще всего родители сталкиваются с нарушениями сроков и последовательностью выхода зубных единиц. Кроме того, в этот период снижается иммунитет, и возможно развитие таких заболеваний, как ОРВИ, стоматит, кариес, отит, пневмония и др.

Болевые ощущения

Боль чаще всего сопровождает малышей при формировании временного прикуса. К счастью, медицина располагает огромным арсеналом лекарств, неопасных для грудничков, но при этом достаточно эффективных.

зубы у ребенка порядок прорезывания сроки

Использование лекарственных средств

Независимо от порядка прорезывания молочных зубов у детей, симптомы (и зуд, и боль, и лихорадка) нужно обязательно постараться облегчить. В аптеках представлено множество препаратов с обезболивающим, противовоспалительным эффектом, которые снимают отечность и жжение слизистых. Это капли, спреи, а также гели и мази для наружного применения:

  • калгель;
  • камистад;
  • холисал;
  • дентинокс;
  • солкосерил.

При повышении температуры тела показаны жаропонижающие суспензии, свечи и таблетки:

  • эффералган;
  • панадол;
  • ибуфен;
  • ибуклин;
  • нурофен;
  • парацетамол (детский).

Самым маленьким, как правило, назначают ректальные суппозитории или сиропы. Дозировку должен рассчитывать только врач.

Народные средства

Домашние рецепты тоже помогают облегчить состояние пациента:

  • Массирование десен пальцем, обмотанным кусочком марли. Ткань предварительно смачивается в отваре ромашки или чистой воде.
  • Воздействие холода. Соска, прорезыватель или ложка на время помещаются в холодильник, затем их стоит дать ребенку погрызть.
  • Можно давать крохе травяные отвары и настои несколько раз в день по 80-120 мл в зависимости от возраста.
  • Для снятия воспаления десны слегка натирают медом.

коренные зубы у детей порядок прорезывания

Промежутки между зубами

До 3 лет зубные единицы у детей могут располагаться асимметрично. Также нередко наблюдаются слишком широкие межзубные пространства. Это нормально, если ряды еще не до конца сформированы. По окончании этого процесса благодаря жеванию все со временем станет на свои места. Когда прикус начнет меняться на постоянный, щели тоже увеличатся, потому что коренные резцы, клыки и моляры более широкие, чем молочные.

Когда нужно обратиться к стоматологу

Врач должен обязательно осмотреть малыша в следующих случаях:

  • зубы вылезли слишком поздно или вовсе не прорезываются;
  • прорезывание произошло гораздо раньше нормативного срока;
  • отсутствует одна из единиц, которая давно должна была выйти;
  • резцы, клыки и моляры появляются в неправильной очередности;
  • на пришеечной части зуба виднеется черная окантовка;
  • очень большие межзубные промежутки спереди при сформированном постоянном прикусе;
  • эмаль имеет странный оттенок (желтоватый, коричневый, красноватый и др.);
  • твердые ткани травмированы.

порядок прорезывания молочных зубов

Как предотвратить проблемы

Чтобы и молочные, и коренные единицы были здоровыми и крепкими, нужно соблюдать следующие правила:

  • показывать ребенка детскому стоматологу в целях профилактики минимум раз в полугодие (если делать это реже, возникают кариозные поражения, процесс в запущенных случаях переходит в пульпит, и приходится прибегать к депульпированию, что очень мучительно для дошкольников);
  • не пробовать детскую еду с ложки малыша;
  • не облизывать соску (слюна содержит патогенную микрофлору, индивидуальную для каждого взрослого, которая может привести к болезням у сына или дочери при попадании в рот);
  • минимизировать употребление напитков, содержащих сахар (одна из главных причин заболеваемости кариесом в детском возрасте – много сахаросодержащих продуктов в рационе);
  • приучить сына или дочь полоскать рот после каждого приема пищи или запивать еду чистой водой;
  • принимать меры по предупреждению травмирования;
  • пересмотреть систему питания: включить в меню больше свежих овощей и фруктов, творога, сыра, сухофруктов (продукты должны быть разрешены для конкретной возрастной категории);
  • следить, чтобы кроха чистил зубные ряды дважды в день – утром и перед отходом ко сну.

Порядок прорезывания зубов у детей (схема молочных, постоянных составлена для большинства маленьких пациентов) из-за индивидуальных особенностей каждого ребенка может отклоняться от общеустановленных норм. Детский организм по-разному реагирует на происходящие изменения. Главная задача родителей – облегчить неприятные симптомы и психологически поддержать малыша в этот сложный период. Как только на поверхности десен прорежутся коронки, характерные признаки полностью исчезнут.


Автор книги: Юрий Образцов

Жанр: Медицина, Наука и Образование

Текущая страница: 11 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Глава 13
ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ. ОШИБКИ И ОСЛОЖНЕНИЯ В ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

13.1. Особенности профилактики зубочелюстных аномалий

Зубочелюстные аномалии представляют собой один из существенных факторов развития кариеса и заболеваний пародонта. Поэтому профилактику ЗЧА необходимо рассматривать как составную часть комплексной профилактики стоматологических заболеваний. Вместе с тем она имеет ряд особенностей.

1. Возможности профилактики ЗЧА ограничены определенными возрастными рамками. По данным отечественных ученых, она эффективна в преддошкольном (до 3 лет), дошкольном (от 3 до 7 лет) и раннем школьном (до 10 лет) возрасте. После 10 лет эффективность профилактических мероприятий значительно снижается.

Это объясняется тем, что роста челюстей в переднем участке (наиболее уязвимом для формирования различных аномалий) в этом возрасте не происходит, а негативное влияние этиологических факторов минимально. Наиболее важным является преддошкольный период, который характеризуется интенсивным ростом и развитием зубочелюстной системы, а также формированием основных ее функций – глотания, жевания, речи. В этом возрасте на организм ребенка действует максимум неблагоприятных факторов, которые могут нарушить нормальное формирование зубочелюстной системы. Однако высокие компенсаторные возможности детского организма в этом возрасте позволяют рассчитывать на нормализацию роста и развития зубочелюстной системы при условии своевременного устранения факторов риска.

2. Учитывая мультифакториальную природу ЗЧА, их профилактика должна проводиться в тесном сотрудничестве ортодонта с другими специалистами – оториноларингологом, педиатром (неонатологом), окулистом, логопедом, эндокринологом и т. д.

3. В отличие от кариеса и заболеваний пародонта, в профилактике которых большую роль играют популяционный и групповые (коллективные) методы, в профилактике ЗЧА основным является индивидуальный метод. Принцип индивидуального подхода заключается в том, что в каждом конкретном случае врач-ортодонт определяет объем и содержание профилактических мероприятий с учетом возраста пациента и наличия имеющихся факторов риска.

4. В профилактике ЗЧА исключительно важную роль играет повышение медицинской грамотности родителей, педиатров, работников дошкольных учреждений и педагогов начальных классов. По нашему мнению, главным действующим лицом в работе с детьми является педиатр. Именно ему должна принадлежать инициатива в разъяснении родителям таких проблем, как правильный выбор сосок и режим пользования ими, своевременное выявление вредных привычек сосания, воспитание навыков носового дыхания, контроль прорезывания временных зубов, формирование навыков ухода за зубами, способы интенсификации функции жевания и т. д.

Практический опыт показывает, что относительно небольшие трудовые затраты за счет времени, отведенного на санитарно-просветительную работу с родителями и персоналом, обслуживающим детей в яслях, предотвращают гораздо более трудоемкую и менее успешную работу по устранению стойких преданомалий зубочелюстной системы у дошкольников (Разумеева Г. А. и др., 1987).

Такой же точки зрения придерживаются Т. Ф. Виноградова и др. (1987), которые считают, что своевременная диагностика симптомов, причин и факторов риска в возникновении аномалий прикуса в период, когда ни ребенок, ни его родители еще не знают и не предполагают об их существовании, является очень важной, ибо дает основания для устранения этих симптомов и факторов риска, не прибегая к сложным ортодонтическим методам лечения. Этот подход чрезвычайно важен в наше время, поскольку далеко не все родители имеют возможность выделить из семейного бюджета большие денежные суммы для исправления аномалий брекет-системами.


Схема 2. Основные направления профилактики зубочелюстных аномалий

В организации профилактики ЗЧА необходимо уметь четко определять перечень профилактических мероприятий применительно к конкретному возрасту и с учетом имеющихся факторов риска. Основные направления профилактики представлены на схеме 2.

13.2. Врачебные ошибки. Осложнения в ортодонтической практике

По выражению И. А. Кассирского (1970), ошибки – неизбежные и печальные издержки врачебной деятельности. Трагедия врачебных ошибок состоит в том, что они таят в себе риск возникновения осложнений, опасных как для успеха лечения, так и для здоровья пациента. Поэтому одной из главных задач врача любой специальности является исключение условий и причин, способствующих появлению ошибок.

В ортодонтической практике врачебные ошибки могут быть допущены на всех этапах ведения пациента, включая ретенционный период.

Осложнения в зависимости от вызвавшей их причины мы подразделяем на следующие группы:

1. Осложнения, связанные с профессиональной лечебно-диагностической деятельностью врача и обусловленные:

– ошибками диагностики (неполное обследование, ошибочная постановка диагноза, неправильная трактовка результатов исследований и т. д.);

– ошибками планирования лечения (отсутствие санации полости рта, неправильное определение показаний к удалению зубов, включение в план лечения нереальных или трудно выполнимых задач, неправильный выбор конструкции аппарата, отсутствие комплексности и т. д.);

– ошибками реализации плана лечения (неправильная установка брекетов, форсированное перемещение зубов путем приложения больших сил, чрезмерное повышение высоты прикуса, несоблюдение последовательности этапов лечения, нарушение правил и сроков активации, необоснованное удаление зубов и т. д.);

– неправильным ведением ретенционного периода (ошибочный выбор конструкции ретенционного аппарата, несоблюдение сроков продолжительности ретенционного периода, отсутствие мероприятий по достижению множественных фиссурно-бугорковых контактов, отсутствие рентгенологического контроля результатов лечения и т. д.);

– ошибками технического характера (дефекты изготовления аппаратуры, использование некачественных и несертифицированных материалов и др.).

2. Осложнения, обусловленные неадекватным отношением пациента к лечению:

– несоблюдением правил гигиены полости рта и ухода за аппаратом;

– несоблюдением режима пользования аппаратом и небрежным обращением с ним;

– нарушением сроков явки на прием и несоблюдением рекомендаций врача;

– необоснованным прекращением лечения без ведома врача.

3. Осложнения, обусловленные индивидуальными особенностями организма:

– невозможностью полной адаптации к аппарату в связи с несовершенством адаптационных механизмов;

– плохой приспособляемостью пациента;

– склонностью к аллергическим реакциям на пластмассу и другие материалы.

Особого внимания заслуживают ошибки, не имеющие непосредственного отношения к возникновению осложнений, но несущие опасность утраты доверия к врачу и возникновения конфликтных ситуаций. Эти ошибки касаются ведения документации, в частности медицинской карты стоматологического больного. Наиболее частыми ошибками подобного характера являются:

– отсутствие записи о направлении пациента на рентгенологическое или другое исследование;

– отсутствие описания результатов рентгенологического и других исследований;

– отсутствие записи об отказе пациента в проведении дополнительного обследования;

– сокращения специальных терминов, слов и фраз;

– незаполненная зубная формула;

– наличие исправлений и записей, сделанных задним числом.

Глава 14
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ КОНФЛИКТ С ПАЦИЕНТОМ

Профессиональная деятельность врача-ортодонта связана с воздействием на ткани и органы, отвечающие за эстетику лица, – мышцы, зубы, зубные ряды, прикус и т. д. Поэтому конечный результат лечения в первую очередь оценивается эстетическими критериями. Пациент, неудовлетворенный качеством проведенного лечения, имеет право на безвозмездное повторное оказание медицинской услуги или незамедлительное устранение недостатков лечения. Именно неудовлетворенность результатами лечения является одной из главных причин возникновения конфликтов между врачом и пациентом. Для предупреждения конфликтов необходимо:

1. Предоставление пациенту исчерпывающей информации об его болезни: причин возникновения аномалии, ее сущность (диагноз), возможные методы лечения и связанные с ним риски, стоимость предстоящего лечения, возможное воздействие лечения на качество жизни пациента в будущем.

Не следует навязывать пациенту свои предложения по лечению, необходимо предоставить возможность ему самому принять решение. Если он не дал согласие на предложенное лечение, посоветовать, где ему может быть предоставлена помощь.

2. Заключение письменного договора с пациентом в соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса РФ, который устанавливает обязанности медицинской организации в отношении каждого, кто обратился за платной медицинской помощью. Практика стоматологических клиник показывает, что из-за отсутствия надлежаще оформленных договорных отношений пациенты, опираясь на несоблюдение законодательных норм, даже при условии качественно оказанной медицинской услуги, при обращении в суд получают значительные денежные компенсации. Размеры компенсаций, получаемых по результатам рассмотрения судебных исков, с лихвой покрывают затраченные пациентами средства на полученную медицинскую услугу. Таким образом, врач-ортодонт может стать источником заработка как для недобросовестного пациента, так и для адвоката, представляющего в суде его интересы. Нормативным документом, регламентирующим взаимоотношения врача и пациента, является п. II «Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 27 от 13 января 1986 г.

3. Безупречное ведение медицинской документации, прежде всего, «Медицинской карты стоматологического больного» (форма № 043/у). В этом документе должна найти отражение следующая информация: жалобы пациента при первичном обращении, результаты объективного обследования, даты направления на дополнительные исследования и их результаты (рентгенография, телерентгенография, лабораторные анализы и т. д.), полный диагноз, план лечения с указанием конструкции аппарата(ов) и других назначений. В дневнике медицинской карты необходимо отображать состояние зубочелюстной системы пациента на промежуточных этапах лечения, рекомендации по профилактике осложнений и рецидивов, а также по уходу за ортодонтическим аппаратом и гигиене полости рта. В случае отказа пациента от какого-либо исследования врач должен сделать об этом запись в медицинской карте. Необходимо также сделать запись о том, что пациент информирован по всем вопросам, касающимся его заболевания (аномалии), о результатах проведения исследования, предложенном плане лечения, возможных его исходах и осложнениях.

В соответствии со ст. 32 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993) с пациентом может быть заключен письменный договор об информированном согласии на медицинское вмешательство.

4. Соблюдение прав пациента, гарантированных ему законодательными документами.

5. Признание перед пациентом допущенной ошибки, принятие исчерпывающих мер для предотвращения нежелательных последствий этой ошибки. Попытка врача скрыть допущенную ошибку имеет более тяжелые моральные последствия, потому что пациенты гораздо чаще готовы простить врачу ошибку, чем обман. Следует помнить, что неискренность и попытка сказать пациенту неправду – самый короткий путь к конфликту.

6. Страхование от профессиональной ошибки в соответствии со ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993), цель которого состоит в том, чтобы защитить врача в случае допущения ошибки, повысить уровень его мотивации к снижению количества ошибок, стимулировать его к повышению профессионального мастерства, а также обеспечить возмещение пациенту причиненного ущерба.

7. Соблюдение принципов врачебной этики: не обсуждать в присутствии пациента действия и уровень профессиональной компетентности своих коллег; не ущемлять интересы других учреждений и коллег, рекламируя деятельность собственного учреждения; соблюдать врачебную тайну; не допускать приемы нечестной борьбы за пациента.

Тесты для проверки уровня усвоения учебного материала

1. Укажите расположение нижней челюсти новорожденного:

2. Десневой валик верхней челюсти у детей первого года жизни имеет форму:

Читайте также: