Вид соловецкого монастыря зубов

Опубликовано: 26.04.2024

Коллекция гравюр с видами Соловецкого монастыря и изображениями его основателей - едва ли не самая представительная среди подобныйх коллекций русских обителей1. Она начала формироваться достаточно рано. Первые гравюры были выполнены в ХVII в. в технике ксилографии. Позже монастырь интенсивно заказывал гравированные медные доски. Обнаружены они были известным собирателем и исследователем древнерусского искусства - Дмитрием Александровичем Ровинским (1824 - 1895). Путешествуя по Северу в 1876 г., он нашел в ризнице Соловецкого монастыря ящик с медными гравированными досками, самые ранние из которых относились к началу ХVIII в. Они были вывезены в Петербург и в 1884 г. изданы. Правда, к тому времени на авторские доски были внесены изменения в соответствии с новым архитектурным обликом монастыря.

Гравюры дают представление о том, как менялся ансамбль Соловецкого монастыря на протяжении своей истории, являясь важным историческим и изобразительным документом эпохи. Рядом с монастырем на гравюрах изображены его основатели и святые, прославившиеся духовными подвигами на Соловках: Зосима, Савватий, Герман, Елеазар Анзерский, Иринарх и Филипп, митрополит Московский. Гравюры в ХVIII в. служили заменой дорогостоящих икон. В то время в гостиной лавке Соловецкого монастыря можно было приобрести гравюру стоимостью от одного гроша. Тираж той или иной гравюры возобновляли по мере необходимости. Так, в 1757 г. было "выдано Гавриилу Башмакову для печатания листов чудотворных бумаги вологоцкой фабрики 422 фунта, масла деревянного для чищения досок 2 фунта, доски медные печатные з записью в книгу"2.

Можно выделить две группы авторов, гравировавших виды Соловецкого монастыря. Первая объединяет признанных мастеров ХVIII в. - Леонтия Бунина, Ивана и Алексея Зубовых, Михаила Махаева. В основе гравюры Махаева лежит традиционный иконописный образ "в житии": средник окружен клеймами с изображением эпизодов из жития Зосимы и Савватия. Гравюра Зубовых отличается видовым характером изображения: пронумерованы и обозначены все постройки монастыря, очень наглядно передана гавань с большим количеством кораблей, с включением деталей реального пейзажа. Размеры гравюры довольно велики, так как она отпечатана с семи медных досок. В правом нижнем углу надпись: "Грыдоровали в Москве Иван и Алексей Зубовы 1744 г.".

Вторая группа авторов - мастера почти неизвестные: Лука Зубков, Савва Никифоров, Александр Заливский. В их гравюрах традиционные представления о панораме монастыря сочетаются с глубоким вниманием к натуре, деталям архитектурного пейзажа. Интересно, что первые два гравера были выходцами из поморских солдатских семей. С ХVI в. Соловецкий монастырь, в связи с его особой стратегической ролью в Белом море, имел постоянный воинский отряд, частично размещавшийся на материке - в Кемском и Сумском острогах. Солдатам выплачивали денежное и хлебное жалование от монастыря, как и их детям, "обучающимся при монастыре грамоте и разным художествам"3. Монастырские архивные документы указывают, что среди соловецких солдат были резчики, серебряники, мастера кожевенного и кузнечного дела, живописцы.

В 1664 г. в Сумском посаде родился Савва Никифоров, будущий отец иконописца Федора Савина и дед иконописцев Ильи, Бориса и Петра Савиных4. Разносторонние творческие способности позволили проявиться таланту поморского крестьянина Саввы Никифорова в разных областях: и в иконописи, и в миниатюре и в графике. Сохранилось несколько его подписных работ. Среди них - две гравюры на металле. На одной - "Вид Соловецкого монастыря со святыми Зосимой, Савватием, Филиппом и Германом", 1710 г. - есть следующая надпись: "Грыдоровал в Соловецком монастыре Савва Никифоров иконописец 1710". Другая гравюра - "Ангел-хранитель" - создана мастером в 1713 г. (кат. 122).

Несколько видов монастыря были гравированы Лукой Ефимовым Зубковым в 1772 - 1802 гг. Он родился в 1751 г. в Поморье, в Кемском городке, происходил из потомственной солдатской семьи. Два его брата также были солдатами Соловецкого монастыря. В 1765 г., когда будущему граверу было 14 лет, он "обучается на монастырском питомстве и платье"5. Его имя неоднократно упоминается в ведомостях о выдаче денежного жалования солдатам Кемского городка за 1764 - 1776 гг.6. А в 1792 г. он упомянут в списке воинской команды при Соловецком монастыре, в числе канониров "на нижних батареях к шестнадцати орудиям в башнях". Документы сообщают, что он находился на воинской службе с 12 января 1767 г. Сохранилось и описание его внешности: "Лицем бел гладок нос немал остр глаза серые волосам свет ларусъ"7. В пятнадцатилетнем возрасте Лука Зубков учился в Соловецкой иконописной палате у Федора Савина, где осваивал рисунок "разных обрасцов"8.

В основе его творчества - хорошая профессиональная школа. Гравюры отличаются как высоким художественным мастерством, так и глубоким знанием объектов изображения. Лука Зубков гравирует подробные планы островов с лесными массивами, населенными животными, водившимися в этих местах. Им создан большой план островов, отпечатанный в 1800 г. с одиннадцати досок9. На листе "Вид Анзерского острова" 1802 г. видим не только план, но и изображения монастырских скитов острова Анзер. На планах присутствует ориентировка по сторонам света, что подчеркивает их практическое значение. Подпись на гравюрах "Грыд. Лука Зубковъ" иногда встречается на латыни: "Гры Lucas Zubcov". В 1850 г. на Соловках работал гравер, бывший послушник Анзерского скита, монах Александр. О доске "Соловецкие чудотворцы", гравированной им в 1852 г., Д.А. Ровинскому сообщил казначей Соловецкого монастыря10.

В ХIХ в. появляются гравюры с изображениями Соловецкого монастыря в контексте исторических событий. Несколько металлографий было посвящено эпизоду Крымской войны на Севере - нападению англичан на Соловецкий монастырь в 1854 г. (кат. 136).

В ХIХ в. в России получила распространение новая техника художественной печати - литография, незадолго до этого изобретенная в Германии. Нетрудоемкий процесс плоской печати быстро завоевал популярность. Отошли на второй план более древние техники художественной печати - офорт и гравюра на дереве. Частные литографии открываются в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других крупных городах. Первооткрывателями художественной литографии в Архангельской губернии были мастера Соловецкого монастыря и архангельский купец В.А. Черепанов.

Литография позволяет активно использовать цвет, создавать на бумаге яркие, красочные картины. В них были заинтересованы духовные центры Русского Севера - монастыри, которые с помощью привлекательных видовых картинок (лубков) пропагандировали паломничество к северным святыням. Соловецкий монастырь пользовался услугами нескольких частных литографий: И.И. Пашкова, И.А. Морозова в Москве, Веферс и Ко в Петербурге, Е.И. Фесенко в Одессе. Во второй половине ХIХ - начале ХХ в. они выпустили несколько художественных изображений монастыря и его святынь. Лубки стоили дешевле икон и охотно раскупались богомольцами в память о посещении обители. В 1863 г. монастырь заплатил Санкт-Петербургской конторе Андрея Ивановича Бергера за "отпечатку отдельных картинок и других политипажных изображений"11. По заказу монастыря в 1876 г. от литографа И.И. Пашкова в Москве поступили картины "в красках": Голгофо-Распятский скит, церковь Живоносного источника, Савватиевский скит, Знамение Божией Матери, Зосима и Савватий, Соловецкий монастырь12. В начале ХХ в. монастырь приобретал маленькие яркие лакированные цветные литографии у Е.И. Фесенко в Одессе13.

В 1860-е гг. монастырь налаживает собственное производство литографированных видовых лубков "для печатания священных изображений и местных видов, поступающих в раздачу и продажу богомольцам, посещающим обитель в летнее время"14. С этой целью в 1863 г. был приобретен в Петербурге литографский станок, печатные доски и краски15. Мастерская постоянно пополнялась материалами и инструментом. В 1864 г. для монастырской литографии по заказу почтой получили перья литографические, химические карандаши, тушь16. В 1874 г. у жены соломбальского чиновника Анны Свиньиной был куплен литографический станок и пятнадцать литографических камней за двадцать пять рублей17. В Москве в 1876 г. покупают "пять фунтов сажи литографической… 5 фун. краски литографической… 10 дюжен кистей хорьковых"18. В 1894 г. для монастырской живописной мастерской и литографии приобрели золото червонное, фольгу, поталь, олифу, карандаши, медные рейсфедеры19.

В дореволюционной литературе, в обобщающих трудах по истории Соловецкого монастыря, в очерках путешественников неоднократно упоминается монастырская литографская мастерская20. В.И. Немирович-Данченко, путешествовавший на Соловецкие острова в 1872 г., посетил несколько монастырских лавок, в которых продавались изделия местной литографии. Он писал: "Цены довольно высокие. Рассчитывают на религиозные чувства покупателя и берут втридорога. Ходко покупают литографии "с анделами" - напоминает икону, крестьяне везут их родным, соседям"21. Лубками торговали не только в монастыре, но в монастырских скитах, а также на подворьях в Архангельске, Москве, Кеми.

Базой для литографской мастерской служила монастырская школа живописи, которой руководил сведущий в литографии послушник. В мастерской работали в основном приезжие художники, поскольку своего опыта и мастеров в монастыре не было. Так, например, в сентябре 1866 г. Соловецкий монастырь выплатил временно обязанному литографу, крестьянину Ивану Григорьеву Жильцову, сто семьдесят пять рублей22. Приходно-расходные книги неокладных и братских сумм за 1868 г. упоминают того же Жильцова как "Московской губ. Волоколамского уезда временнообязанного крестьянина литографа", которому заплатили "в уплату заработанных им с 1 октября 1867 г. по 1 мая 1868 г. по 25 руб. в месяц всего сто семьдесят пять руб."23. Начиная с 1888 г., длительное время в монастыре жил крестьянин Петрозаводского уезда Федор Осипов Стрелков, проходивший послушание "литографом в качестве старосты"24. В послужных списках Соловецкого монастыря за 1903 г. упомянут монах Маркел (родом из крестьян, в миру Михаил Петров Болотников), которому было 37 лет. Летом он был экономом на пароходе "Архангел Михаил", а зимой работал в литографии25. В 1913 г. "литографское послушание" проходили монах Афанасий и Дмитрий Михайлович Румянцев26.

В начале 1870-х годов архимандрит Феодосий признал литографическое мастерство делом невыгодным и прекратил его. В это время монастырь активно пользовался услугами частной литографии В.А. Черепанова в Архангельске, которая имела хорошую репутацию на Севере27. Как особую заслугу этой литографии стоит отметить развитие видового лубка, изображавшего панорамы северных монастырей.

В 1892 г. архимандрит Мелетий предпринял усилия по возрождению литографии в Соловецком монастыре. В его донесении Московской синодальной конторе говорится, что "для занятия литографическим делом имеются в монастыре люди: один мастер печатник, богомолец, проживающий в обителе третий год и заявляющий желание потрудиться безвозмездно и остаться на жительстве в обители навсегда; некоторые из монастырских живописцев, могущие под руководством означенного мастера заниматься делом печатания"28. Инициатива была поддержана. Монастырская мастерская продолжала существовать и в начале ХХ в. Заведующим литографией в это время состоял монах Филофей29.

В 1892 г. настоятель монастыря обращается в Московскую Святейшего правительствующего синода контору с просьбой рассмотреть десять литографий, которые предполагалось печатать в Соловецком монастыре: "Вид ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря большого размера", "Вид ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря малого размера", "Голгофо-Распятский скит на Анзерском острове", "Свято-Троицкий скит на Анзерском острове", "Савватиева пустынь, где подвизался преподобный Савватий Соловецкий чудотворец", "Скит при церкви Живоносного источника. Пустыня святителя Филиппа", "Скит на Секирной горе в честь Вознесения Господня", "Скит на Муксаломском острове во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца", "Копия чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Запечной, явленной святителю Филиппу во время службы его в хлебопекарне", "Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие чудотворцы". Второе аналогичное письмо в Москву, в котором шла речь о печати уже семнадцати видов литографий, было направлено в 1894 г. Новые виды, упоминавшиеся в нем, - "Скит на Заяцком острове во имя святого Андрея Первозванного", "Вид Соловецкого монастыря с северо-восточной стороны", "Раки преподобных Зосимы и Савватия" и другие. В обители также были созданы литографические образы чудотворцев для Соловецкого патерика, хотя тираж их был отпечатан не в монастырской литографии. Все они были одобрены Московским духовно-цензурным комитетом, к письмам-обращениям в который были приложены образцы литографий30.

Первые листы, выпущенные Соловецким монастырем, по существу являлись литографированными чудотворными образами: "Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители", "Копия чудотворной иконы Божьей Матери, именуемой Запечной, явленной Святому Филиппу во время службы его в хлебопекарне" (кат. 142, 143). Это литографии небольшого формата, близкие к пядничным иконам. Их укрепляли на картонную или деревянную основу и помещали в киот или в раму под стекло. Одни и те же сюжеты имели различное тоновое решение. Например, "Богоматерь Запечная" печаталась как в два, так и в шесть тонов.

Завод М.С. Кузнецова производил заказные фарфоровые чайные сервизы, а также отдельные предметы с панорамой монастыря, нанесенной способом печати. Изображение на тулове чайников и на чашках заимствовано с литографии 1889 г. "Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители" (кат. 140). В 1890-е гг. литография Соловецкого монастыря постепенно отходит от иконных сюжетов. В это время печатаются видовые листы с панорамами монастыря или скитов. О религиозном содержании гравюр напоминают небольшие композиции, размещенные в верхней части листа, - "Преображение" или "Богоматерь Знамение" с предстоящими соловецкими чудотворцами. Наибольшей популярностью пользовалась гравюра "Вид ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря" (кат. 141), на которой представлена панорама обители с высоты птичьего полета, - яркая, красочная, с преобладанием насыщенных оттенков зеленого, красного и желтого цветов. Монастырь изображен с документальной точностью. В нижней части дана экспликация, подробно объясняющая назначение всех монастырских построек. Сохранился живописный прототип литографии, выполненный на холсте масляными красками (кат. 154).

Известна панорама монастыря, напечатанная в технике литографии на белом шелке (кат. 153). Она тонкая и изысканная по колориту, отличается сдержанным пастельным цветовым решением.

Большую познавательную и документальную ценность имеет серия литографий 1892 г. с видами монастырских скитов, размещенных на Соловецких островах: "Скит на Муксаломском острове", "Голгофо-Распятский скит на Анзерском острове" (кат. 146, 148, 149). На них представлены ансамбли церковных, хозяйственных и жилых построек. В нижней части гравюр - традиционная подпись: "Лит. Соловецкого монастыря". Формат листов довольно большой (40 х 50 см), они имитировали картины. Еще недавно можно было встретить такие картины, помещенные в рамке на стене в крестьянских домах поморов.

Многочисленные паломники, посещавшие монастырь и его скиты в летнее время, развозили листы по всей России, что способствовало привлечению богомольцев в Соловецкий монастырь. Продажа литографий давала монастырю ежегодный доход в 450 рублей.

В Архангельске во второй половине ХIХ в. открылось несколько литографий, где монастырь заказывал печатную продукцию. Среди них - типография и магазин Семена Павловича Павлова (фирма существовала с 1873 года).

Другая частная типография - архангельского купца второй гильдии Виктора Артемьевича Черепанова - открылась 12 февраля 1871 г., а с 1882 г. дополнительно была открыта литография, которая печатала бланки ведомостей, афиши, этикетки, пригласительные билеты, визитные карточки31.

С 1884 г. В.А. Черепанов осваивает технику фотопечати. С этой целью он в 1885 г. выписал из Мюнхена фотолитографический станок32. Тогда же предприимчивый купец открыл на Троицком проспекте в Архангельске книжную лавку. Он задался целью создать целую серию художественных литографий северных монастырей. Известны виды Антониево-Сийского, Веркольского, Онежского Крестного монастырей, отпечатанные в литографии В. Черепанова. Настоящую известность принесли ему виды Соловецкого монастыря, изданные в 1884 г. Гравюры вышли в свет сброшюрованными в альбом "Виды местностей Соловецкого монастыря" (кат. 138). Около тридцати листов альбома дают представление о скитах, пустынях, рыболовных тонях на Соловецких островах. Множество деталей, характеризующих хозяйственную деятельность, жизнь и быт монастыря, можно видеть на этих гравюрах: кирпичный завод, сенокосы, огороды, сушку сетей, морские карбасы у причала, лодки с рыбаками-монахами на озерах и т.д. Литографии выполнены скрупулезно, с большой исторической точностью. Комитет Архангельской сельскохозяйственной выставки 1884 г. присудил В.А. Черепанову за альбом литографий с видами Соловецкого монастыря малую серебряную медаль33. Этот альбом был отмечен серебряной медалью и на выставке в честь трехсотлетия Архангельска в том же 1884 г.34.

Особый интерес вызывают листы, запечатлевшие памятники, не сохранившиеся до наших дней или изменившие свой первоначальный облик: безвозвратно утраченная Царская колокольня на территории монастыря, часовня в Старой Сосновке. По литографиям можно судить о монастырских раболовных тонях на Реболде, Малой Муксалме. Значительное место на листах отводится пейзажу, реально отражающему характерный ландшафт Соловецких островов. Ряд литографий, таких как "Гора Фавор", "Остров Заяцкий", отличаются тонким цветовым решением.

По заказу монастыря В.А. Черепанов выполнил способом фототипии и "Альбом ризницы Соловецкого монастыря", в состав которого вошло 29 иллюстраций35.

В 1923 г. была составлена опись имущества, хранившегося на складе совхоза "Соловки" и переданного Управлению Севлагерями: два литографических станка, 23 литографических камня, 23 "камней граверных", 17 валиков "для передачи красок", краски литографические - милорий темный, охра средняя и светлая, белила цинковые, коричневая, лимонная, киноварь-кармин, "кон желтый", ультрамарин36. Таким образом, литографская мастерская существовала в Соловецком монастыре в период с 1863 по 1921 г. Ее традиции и имущество были востребованы в 1920-е гг., когда в Соловецкие лагеря особого назначения возобновили издательскую деятельность на Соловках.

Fine Books,Prints,Photographs & Icons

Забавная библиография

Сейчас на сайте

Ваше мнение

Ровинский Д.А. Виды Соловецкого монастыря, отпечатанные с древних досок, хранящихся в тамошней ризнице.

Спб., Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1884. [2], 10 с., 28 гравюр на меди с 51 доски. В п/к марокеновом переплете эпохи. Grand Folio (58x44 см.).


Бурцев А. т.I: № 172.

1. Вид Соловецкого монастыря работы Никифорова;

2. Такой же вид с четырьмя святыми внизу и стихами: «впустом оттоке жить начавший …»;

3. Большой вид, гравированный на 7 досках А и Ив. Зубовыми в 1744 году;

4. Вид с деянием святых Зосимы и Савватия в 9 отделениях. Гравирован в 1744 году.

5. Вид, гравированный в 1762 году;

6. Громадный вид, гравированный в 1765 году д. Пастуховым на 6-ти досках;

7. Вид, гравированный в 1768 году Михайло Махаевым;

8. Вид, гравированный Саблиным;

9. Вид работы Луки Зубкова 1762 года на одной доске;

10. Вид работы Зубова 1791 года на 2-х досках;

11. Громадный вид, гравированный в 1810 году на 11 досках;

12. Вид, гравированный в 1801 году;

13. Вид Соловков с планом островов и гравированный Зубовым в 1802 году на 2-х досках;

14. Вид и план Анзерского скита, гравированный в 1802 году Зубовым;

15. Такой же вид гравировал А. Касаткин в 1806 году;

16. Вид Соловецкого монастыря, изданный при архимандрите Макарии в 1825 году;

17. Большой вид Соловецкого монастыря с 6-ю святыми в облаках;

18. Вид Голгофского скита, изданный в 1830 году;

19. Вид Соловков, изданный в 1832 году;

20. Тоже – 1837 года;

21. Тоже с 4-мя святыми в облаках – издан в 1837 году;

22. Тоже – издан в 1837 году;

23. Тоже с образом Богоматери – издан в 1849 году;

24. Преподобные Зосима и Савватий с видом монастыря, изданный в 1849 году;

25. Вид Соловков с 4-мя святыми и подписью: «Сих угодников Божиих жительства начало»;

26. План Соловецкого монастыря;

27. Большой вид, гравированный А. Афанасьевым с рис. Заливского в 1850 году;

28. Новый план Анзерского озера с видом Анзерского скита – слева план «Келиам».

«В числе их находились три громадные вида, которые почти неизвестны в старых сохранившихся отпечатках: 1) работы Ивана и Алексея Зубовых, 1744 года, на 7 досках; 2) работы Дмитрия Пастухова, 1765 года, на 6 досках, и 3) вырезанный при архимандрите Ионе в 1803 году, на одиннадцати досках работы Луки Зубкова…».

Большеформатные видовые гравюры с великолепными картушами. Есть несколько гравюр, которые более 2 метров в длину. Высококачественная бумага. Напечатано в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг. С великолепными видами Соловецкого монастыря.

В июле 1876 года Д.А. Ровинский обнаружил в монастырской ризнице на Соловках (по тамошнему «казначейской палаты») ящик с медными гравировальными досками в количестве 51 штуки. Самые ранние из них относятся к началу XVIII в. На гравюрах изображены виды Соловецкого монастыря, Анзерского и Голгофо-Распятского скитов. Издание Д.А. Ровинского сохранило для потомков уникальные изображения Соловецкого монастыря, архитектурный ансамбль которого неоднократно перестраивался. Оттиски гравировальных досок являются ценнейшим источником по истории Соловков. Они дают представление об изменениях в архитектурном ансамбле Соловецкого монастыря. В данный момент в фондах Соловецкого музея-заповедника находится 270 гравюр XVII–XIX вв. Из них 79 – из собрания Д.А. Ровинского.

Соловецкий монастырь, основанный в 1429 году, представляет удивительное единство культурных ценностей собранных из разных концов страны и созданных на месте. В историю русской культуры он вошел знаменитым собранием икон, книг, рукописей. Данное издание вышло в свет вскоре после посещения именитым историком и литературным деятелем Д.А. Ровинским Соловецких островов. В монастырской ризнице он увидел богатейшую коллекцию редкостей древнерусского искусства, кроме прочего там находился и сундук с 51 медными гравированными досками с видами Соловецкого монастыря, Анзерского и Голгофского скитов. Доски были гравированы в разное время с 1701 года и до середины XIX века. В числе их находились три громадных вида, неизвестные в старых сохранившихся отпечатках:

1) работы Ивана и Алексея Зубовых 1744 года на 7 досках;

2) работы Дмитрия Пастухова 1765 года на 6 досках;

3) вырезанные при Архимандрите Ионе в 1803 году на 11 досках, работы Луки Зубкова.

Большую художественную ценность представляют и доски работы Саввы Никифорова 1701 года, и неизвестная ранее доска работы ландкартных дел мастера С.-Петербургской Академии Наук Михайлы Махаева, гравированная им в 1766 году. Всего в издании 28 видов и планов Соловецкого монастыря, выполненных с сохранением оригинального размера изображений. Во вступительной части на 10 страницах описана история монастыря, приведены списки гравюр. Одна из гравюр работы Ивана Саблина. Отпечатана с медной доски, которая хранится в Соловецком монастыре. Гравюра приложена к данному изданию Д.А. Ровинского "Виды Соловецкого Монастыря. СПб. 1884", под № 8. Картина представляет собой точное историческое изображение развернутого плана Соловецкого монастыря, над которым парят ангелы, несужие икону "Преображение Господне", а по бокам от них - основатели и святые, прославившиеся духовными подвигами на Соловках: Елезар, Иринах, Филипп, митрополит Московский, Зосима, Савватий, Герман. Внизу под изображением подпись: "Граверовал Иван Саблин. за подписанием Архимандрита Макария поправ. при Архимандрите Иларии 1837 года".

-Рубрики

  • Автомобили , самолеты, пароходы (39)
  • Аквариум (25)
  • Аналитики (4)
  • Архитектура (65)
  • Выпечка,сладости (169)
  • Дворцы,замки,усадьбы,интерьеры (7)
  • Для души (103)
  • Дневник (3)
  • Домашнее (1203)
  • Живопись (211)
  • Животный мир,птицы (409)
  • Здоровье,советы (330)
  • Знаменитости (60)
  • Интересное (415)
  • искусство (254)
  • история (49)
  • Кино (56)
  • Космос,наука (2)
  • Котоматрица (277)
  • Красота земли нашей (2)
  • Кухня (694)
  • Мода,история моды (6)
  • Мудрости (76)
  • Мужчина и женщина,личностьи (180)
  • Музеи,выставки (2)
  • Музыка (96)
  • Мультфильмы (53)
  • Поэзия,литература (25)
  • Праздники (172)
  • Природа (207)
  • Религии. Храмы,монастыри (9)
  • Россия,история (81)
  • Рукоделие,вязание (75)
  • Семен Слепаков. (16)
  • Спорт (19)
  • СССР (8)
  • страны,города (217)
  • Танцы (2)
  • традиционная,народная медицина (12)
  • фото (264)
  • Цветы (1)
  • Цитата автомобили,самолеты,пароходы.. (12)
  • цитата антиквариат (10)
  • Цитата армия (5)
  • Цитата Архитектура (10)
  • цитата архитектура,дизайн (7)
  • Цитата выпечка ,сладости (1)
  • цитата династии (30)
  • Цитата дневник оформление (11)
  • Цитата домашнее (11)
  • цитата ЖЗЛ (4)
  • Цитата живопись (499)
  • цитата животные,птицы (25)
  • Цитата здоровье,советы (8)
  • Цитата знаменитости (27)
  • Цитата интересное (18)
  • Цитата интернет (2)
  • Цитата искусство (59)
  • цитата история (28)
  • цитата кино (22)
  • Цитата Кинознаменитости (8)
  • цитата кулинария (49)
  • Цитата мода дизайн интерьеры (26)
  • Цитата мудрости (12)
  • Цитата музеи,выставки (9)
  • Цитата музыка (70)
  • Цитата народные промыслы,творчество (12)
  • Цитата отношения,чувства,дружба (9)
  • Цитата поэзия,литература (22)
  • Цитата праздники (10)
  • Цитата природа (35)
  • цитата религия (36)
  • Цитата Российская Империя (22)
  • цитата Россия (25)
  • Цитата Рукоделие,вышивка,вязание (118)
  • цитата спорт (7)
  • Цитата страны,города (83)
  • Цитата традиционная,народная медицина (1)
  • Цитата фото (51)
  • Цитата этнография (20)
  • цитата юмор (11)
  • юмор,события из жизни (416)

-Видео


Семён Слепаков - Котозависимость! 25.03.2017 --> Смотрели: 12 (0)
Маша и Медведь - До новых встреч! 10.09.2015 --> Смотрели: 26 (0)
Маша и Медведь - Неуловимые мстители (Се 25.07.2015 --> Смотрели: 103 (0)
Мелодия души.. ВЕСНА . 28.04.2015 --> Смотрели: 49 (2)
Масленица в стиле Звёздных войн! 21.02.2015 --> Смотрели: 17 (0)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика



BOAT OF PETER I (1722)


PANORAMIC VIEW OF ST. PETERSBURG (1716)


PORTRAIT OF I. M. GOLOVIN (1720)


ST. PETERSBURG. VIEW OF THE PETER AND PAUL FORTRESS. (1727)


ST. PETERSBURG. VIEW OF THE WINTER PALACE OF PETER I. (1716)


THE BATTLE OF GRENGAM, JUNE 27 1720 (1721)


THE BRINGING OF 4 SWEDISH FRIGATES IN ST. PETERSBURG AFTER THE VICTORY IN THE BATTLE OF GRENGAM SEPTEMBER 8 1720


THE BRINGING OF THE SWEDISH SHIPS TO ST. PETERSBURG AFTER THE VICTORY IN THE BATTLE OF GANGUT SEPTEMBER 9 1914


THE CEREMONIAL ENTRY OF THE RUSSIAN TROOPS TO MOSCOW ON DECEMBER 21, 1709 AFTER THEIR VICTORY IN THE BATTLE OF POLTAVA (1711)


THE WEDDING FEAST OF PETER I AND CATHERINE IN THE WINTER PALACE OF PETER I IN ST. PETERSBURG ON FEBRUARY 19, 1712 (1712)


VIEW OF A. MENSHIKOV`S PALACE ON VASILIEVSKY ISLAND (1717)


VIEW OF THE GAGARIN`S MOSCOW MANSION FROM THE COURTYARD (1707)


VIEW OF THE SUMMER GARDENS FROM THE NEVA RIVER (1717)


BATTLE OF GANGUT JUNE 27, 1714 (1715)

Сначала живописец при Оружейной палате, с 1699 обучался у Адриана Шхонебека «грыдоровать гербы» (для гербовой бумаги). Для доказательства своих познаний в гравировании, Зубов уже в 1701 представил в Оружейную палату копию с голландской Библии 1674, за подписью: «по фрески Сошествие Святого Духа».

Зубов скоро стал искусным гравёром и награвировал много больших листов, в которых достиг высокой техники. Огромный вид Санкт-Петербурга, выгравированный им на 8 досках, в пару виду Москвы, награвированному Яном Бликландтом, лучшее произведение А.Зубова. Ему также принадлежат изображения морских сражений («Баталия при Гренгаме», 1721), празднеств по случаю побед («Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой», 1711) и других важнейших событий того времени. Парадную часть подобных изображений Зубов дополнял точно переданными жизненными деталями. Он создавал гравюры, пользуясь чертежами и проектами зодчих, например, М. Г. Земцова. Документальность композиций совмещалась с декоративностью гравированного листа и изображением предполагаемых построек. Виды города изображались художником «с птичьего полета», что способствовало ощущению масштабов грандиозных сцен — панорам берегов Невы.

С 1711 года Зубов работал в Санкт-Петербурге. Был старшим мастером при Санкт-Петербургской типографии. После смерти Петра I, в царствование Екатерины I, Зубов делает портрет императрицы (1726, с оригинала И. Адольского), гравирует, вместе с П. Пикартом, конный портрет Петра (1726), исполняет по заказу А. Д. Меншикова портреты жены и дочери «светлейшего» князя — Д. М. и М. А. Меншиковых (1726). Осенью 1727 г. закрывается Санкт-Петербургская типография, при которой Зубов состоял с момента приезда в северную столицу. После отставки он вынужден был, как и его брат, превратиться в мастера народных лубочных картинок. Художник пытался устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но постоянную работу там так и не получил. К 1730 г. он возвращается в Москву.

В старой столице Зубов по-прежнему трудится очень интенсивно. В 1734 году он создает портреты Петра I, Петра II и Анны Иоанновны. Много работает по заказам церквей и богатых горожан. Но вещи Зубова этого времени показывают, сколь тонок ещё был слой новой культуры, сколь сильно зависели русские художники от окружения, сколь сильны ещё были традиции допетровской эпохи. Тому свидетельство — известный «Вид Соловецкого монастыря» — огромная гравюра, выполненная Зубовым совместно с братом Иваном в 1744 году. Словно и не было видов Петербурга, баталий, портретов. Словно не было самой петровской эпохи. Словно никогда не покидал Зубов Москвы и Оружейной палаты. Последние известные нам работы гравера датированы 1745 годом, а последнее упоминание о нем — 1749-м. Умер мастер в бедности и безвестности.

Последний лист, выгравированный Зубовым, отмечен в 1741 году. Лучшие его портреты чёрной манерой: «Екатерины I», «Петра I», двух княгинь «Дарьи и Марьи Меншиковых» — чрезвычайно редки; резцом — «Екатерины I», «Головина» и «Стефана Яворского». У Ровинского («Русские граверы», М. 1870) приведён список 110 досок работы Зубова. Некоторые доски сохранились до настоящего времени и даже способны давать ещё хорошие отпечатки.

Творчество и биография - Зубов Алексей Федорович

А. Ф. Зубов - крупнейший русский гравер петровской эпохи, один из первых мастеров светской гравюры.

После смерти в 1689 г. отца - Федора Зубова, выдающегося иконописца Оружейной палаты, - братьев Зубовых, Алексея и старшего Ивана (впоследствии тоже гравера) зачисляют туда учениками-иконописцами.

В 1699 г. Зубов был определен в ученики к голландскому граверу А. Шхонебеку, который приехал в Россию годом ранее по личному приглашению Петра I. Шхонебек научил Зубова работе в технике офорта, резцовой гравюры и так называемой "черной манеры" - меццо-тинто. Учеба заключалась прежде всего в копировании западноевропейских образцов. Но дать Зубову столь же прочную подготовку в рисовании с натуры, анатомии, пространственных построениях Шхонебек не мог.

Гравюра в это время была не столько определенным видом искусства, сколько своего рода средством массовой информации, так как давала возможность получить большое количество отпечатков одного и того же изображения. Практичный Петр I широко использовал гравюру для пропаганды проводимых им преобразований и запечатления важнейших событий своего царствования. Зубов более других русских граверов отвечал требованиям великой эпохи.

В 1710-11 гг. появляется первое крупное произведение Зубова - гравюра "Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы", второй вариант которой он заканчивает уже в Петербурге. В юном "граде Петровом" он работает необычайно продуктивно и разнообразно, здесь рождаются его лучшие вещи. Это и "Свадьба Петра I и Екатерины в Зимнем дворце. " (1712), и замечательные, полные жизни и динамики, сцены морских сражений: "Баталия близ Гангута" (1715), "Баталия при Гренгаме" (1721). Это и знаменитые виды Петербурга, принесшие Зубову славу "первого поэта" города: "Вид Васильевского острова" (1714), "Панорама Петербурга" (1716), "Вид Санкт-Петербурга" (1727).

Гравюры Зубова просты по композиции - это панорамы. Со "школьной" точки зрения, в них немало ошибок - в рисунке, перспективных построениях и т. д. Но в самих ошибках художника - обаяние юности, когда все ново, все впервые. Энергия молодости, ощущение начала, утра, которое пронизывает всю петровскую эпоху, живет в гравюрах Зубова. Теснятся корабли на Неве, теснятся облака на небе, бегут волны, стреляют пушки, из труб дворцов и домов идет дым, по набережным прогуливаются дамы и кавалеры, едут экипажи, резвятся собаки. Все в движении. Это не просто вид города. Это мечта, на глазах обретающая реальность, ведь многие здания, которые изображал Зубов, существовали еще только в проекте.

После смерти Петра I, в царствование Екатерины I, Зубов делает портрет императрицы (1726, с оригинала И. Адольского), гравирует, вместе с П. Пикартом, конный портрет Петра (1726), исполняет по заказу А. Д. Меншикова портреты жены и дочери "светлейшего" князя - Д. М. и М. А. Меншиковых (1726). Осенью 1727 г. закрывается Санкт-Петербургская типография, при которой Зубов состоял с момента приезда в северную столицу. Он пытается устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но постоянную работу там так и не получает. К 1730 г. его уже нет в Петербурге, он возвращается в Москву.

В старой столице Зубов по-прежнему трудится очень интенсивно. В 1734 г. он создает портреты Петра I, Петра II и Анны Иоанновны. Много работает по заказам церквей и богатых горожан. Но вещи Зубова этого времени показывают, сколь тонок еще был слой новой культуры, сколь сильно зависели русские художники от окружения, сколь сильны еще были традиции допетровской эпохи. Тому свидетельство - известный "Вид Соловецкого монастыря" - огромная гравюра, выполненная Зубовым совместно с братом Иваном в 1744 г. Словно и не было видов Петербурга, баталий, портретов. Словно не было самой петровской эпохи. Словно никогда не покидал Зубов Москвы и Оружейной палаты. Последние известные нам работы гравера датированы 1745 г., а последнее упоминание о нем - 1749-м. Умер мастер в бедности и безвестности.

Интернет - место, где можно практически все. Например, вы можете купить художественную картину в авторитетной галереи от именитых мастеров.

(I. Zoubof); гравер на меди; ученик Адриана Шхонебека; с 1708 года он значится подмастером при Петре Пикаре при Московской типографии, с жалованьем по 40 рублей в год. В типографских бумагах он назван учеником Пикарта. В это время И. Зубов произвел лучшие работы свои и колоссальные тезисы, в сотовариществе Карновского и Тепчегорского. В 1715 и 1716 годах Зубов резал клейма для гербовой бумаги; в 1721 он вырезал 270 таких клейм. В 1722 Зубов писал о себе, что он в типографии в каждую книгу, которая из печати выйдет, "заготовлял порты, такожде отправлял всякие грыдоровального дела листы и работал: антиминс, большой и средний бот, две баталии морские, триумфальные ворота, флот карабельный, фейерверк и три плана, a прочих трудам имеются грыдорованные доски". В 1727 г. Иван Зубов был уволен из Московской типографии с тем, что если в нем и других граверах будет надобность, то нанимать их временно, a не держать на постоянном жалованье (Пекарский II, 652 стр.). После чего Зубов продолжал работать в Москве мелочные картинки и посвящать их разным лицам. Из гравюр его с годом (в котором они гравированы) позднейшая отмечена 1744, - это: Вид Соловецкого монастыря, гравированный им сообща с братом Алексеем. Его работы:

1. Петр II; поясной, 3/4 влево, в мантии с андреевскою цепью на шее. Кругом гербы Российской империи и надпись: "славою и честию венчал еси его. Грыдеровал в москве Иван Зубов". Внизу посвящение: ". раба библиотекаря Василья Киприянова. Иуниа в 29 1728". С боков виды Московского Кремля и С.-Петербургской крепости; гравирован резцом по водке, лицо пунктиром. 30.4 х 21.6.

2. Портрет Петра I, поясной; копия с Хубракена. 15 х 11.

3. Портрет Екатерины I; копия с Хубракена: "в москве грыдеровал Иван Зубов 1721 апри 5" - 15.1 х 12. - Слов. 20. - (Галерея Петра Велик., переплет № 6).

4. Портрет Стефана Яворского, поясной. - Вверху ангел держит его митру, внизу 8 строк стихов и подпись: "грыдоровал. Иван. Зубов". 9½ х 5.9.

5. "Святотроицкая лавра Сергиев монастырь"; двухлистовой вид; внизу: "во славу. лета дня 1725-го февруария 17. Грыдоровал Иван Зубов". 14.2 х 21.7½. Копия с него приложена в Русск. Народ. Карт. № 608.

5б. Вид Троицкой лавры; трехлистового размера: "Грыдоровал Иван Zyбoв". B Пуб. Библ. См. Русск. Народ. Карт. II. 295.

6. "Izmailowo грыдоровал Иван Зубов". Вид Измайловского собора и дворца; впереди поезд Петра II с И.А. Долгоруким на соколиную охоту. В Публ. библиотеке, из собрания Франка фон Франкенберга и Штелина*. 8.6 х 12.4. Копия в Русск. Народ. Карт. № 606 и в Мат. для Русск. иконогр. № 113.

7. Бот Петра Великого, на 2 листах, с надписью: "судно сие водное хотя мерою и мало, и только к потешному на малых водах игранию построенное; но потом явилося аки плодоносное семя Великого в России Корабелного флота, и вину подало следовавшим преславным делам таковым случаем или паче Божиим смотрением. Державнейший Государь Петр Великий, Император и Самодержец Всероссийский, еще в начале царствования своего, пришед в некоторое время в Измайлов и гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда его Никиты Ивановича Романова, увидел между оными судно сие и понеже было иностранное и в России невидаемое, спросил о употреблении и действии его y искусного некоего при себе иноземца. Отответа же оного уведав, как дивно на парусах ходить, великую возымел охоту употребить оного к плаванию и так первее самого судна сего ходу на реке явзе отведав, скоро на езере переславском зделанными повелением его Величества болшими судами любопытство свое лучше исполнил. Тоей же и на другом ширшем Езере Кубинском, и потом и на море белом или Архангельском с радостью употребил. От таковых же водоплавных утех двигнувся всепрележным попечением и к преполезнейшему, a дотоль в России не знанному делу, самого себе, и других при себе в Голландии и Англии, к строению так и к плаванию корабелному обучил и великий Российский флот зделал, яковый зрится ныне и умножатися не престает, отчего Россия, усугубленную силу возымевши, многие преславные получила виктории, расширила пределы своя, врата себе к сообщению честных Народов отверзла, и благополучия своя Благословенным миром укрепила, силна и славна отселе и врагом страшна. Тако сие малое судно яко доброе семя было премногой нам ползы и того ради достойно сущи и ведомо и видимо быти на хартии сей изображено показуется. Нарицается же судно сие Бот аглинской: Бот по виду своему между суднами, Аглинской же по делу и мере Англинской Архитектуры: на желание бо вышепомянутого дела Императорского Величества, мужа в россии к честным искусствам, над тогдашный обычай Быстроохотного, судно сие в Англии зделано, оттуда Вмоскву привезено. В семже 1722 году ботик сей первее народу выставлен и презентован того ради, понеже Богоданным ныне Миром, плоды его паче известны, и крепко утверждены стали, и мир сей плодом его неложно нарещися может. Грыдоровал Иван Зубов". 20.10 х 35.7. Доски в Глав. штабе.

8. Бот Петра I в уменьшенном виде, на двух же листках: "В сем же 1722 году ботик сей первее народу выставлен. грыдоровал иван Зубов". 6.8 х 11.1 Вверху: "том II стр. 276".

9-12. В просьбе Зубова 1722 года упоминается еще о четырех досках, гравированных им же: две морские баталии, триумфальные ворота и фейерверк.

13. Богословский тезис Луки Мультанского, в Петровской академии, в Москве, на двух листах. Вверху воздвижение креста; внизу разные изображения из Апокалипсиса: "грыдоровал Иван Зубов. 1709". В Акад. наук.

14. Огромный философский тезис на 16 листах, склеенных вместе, с портретом Петра I, изображениями апостолов Петра и Павла, Самсона, раздирающего льва, и Георгия, поражающего змия. Справа Полтавская баталия, a c четырех сторон четыре медальона с философскими тезисами: ". Грыдоровали на Москве Михайла Карновский, Иван Зубов".

15. Богословский тезис Заборовского, посвященный Крайскому, митрополиту Смоленскому и Дорогобужскому. На двух листах; вверху изображена Троица, внизу св. Сильвестр крестит св. Константина; по сторонам сфинксы и аллегорические фигуры: "Иван Зубов 711". В Акад. наук.

16. Богословский тезис на 8 листах: "Dedicavit et conclusipnes defendit in collegio orthodoxo Rossico C. C. M. Moscuensi R.P. Ieromonachus Laurentius Transsylvanus de Corona consumatus Theologus Praesidente R.P. Theophylacta Archimandrita in eodem collegio ordinario Theologiae Professore et Rectore 1712 die 26 Uuly". Князь Кантемир на коне, окруженный многочисленным отрядом всадников, попирает султанский фирман и турецкие знамена; внизу Россия, в виде женщины, с орлом на груди, подает ему оливковую ветвь. У ног ее подпись: "грыдоровали на меди Иван Зубов, Григори Тепчегорски".

16б. Воскресение со страстями; листовая картинка, гравированная резцом с монограммой: "IZ" (Ивана Зубова). В средине Воскресение Спасителя; кругом, в 12 отделениях, страсти Господни: 1. Умовение ног; 2. Тайная вечеря; 3. Моление о чаше; 4. Целование Иуды; 5. Истязание Спасителя; 6. Христос y Пилата; 7. Бичевание Спасителя; 8. Венчание Христа тернием; 9. Несение креста; 10. Распятие; 11. Снятие со креста; 12. Положение во гроб. - Под каждым изображением вирши. В Пуб. библ. Собрание Погод. Снегир. 70. - Русск. Народ. Карт. III. 337.

17. Вознесение Господне: "грыдоровал на меди Иван Зубов, ученик Адриана Шхонбека". - 11.7 x 7½. Из числа 6 листов, гравированных учениками Шхонебека: Зубовыми, П. Буниным и В. Томиловым.

18. Антиминс, - о котором Зубов говорит в своей просьбе 1722 г.

19-48. Синодик, 30 листов. На последнем листе стихи и подпись: "Сего изобразитель и всех благ желатель Иван Зубов".

49. Распятие с предстоящими: "грыдоровал Иван Зубов". 5.2 х 4.5½.

49б. Воскресение Христово; с головкой Богоматери внизу: "Грыдоровал на меди Иван Зубов оученик Андриана шхонбека". См. Русск. Народ. Карт. III. 390.

50. Преподобный Феофилакт. На левой руке его четки; внизу посвящение: "Г-ну отцу Феофилакту Лапатинскому. в день его ангела. Иван Зубов". 7 х 5.6.

51. "Св. Иоанн Златоустний, гридоровал На москве Иван Зубов 1709". 11 x 7.7½.

52. "Стль Хртов Варсонофий", - на коленах перед образом Печерской Божией Матери. Внизу посвящение ростовскому наместнику Варсонофию. 8.3 х 5.11. Русск. Народ. Ккарт. III. 689.

53. Заглавный лист к беседам Иоанна Златоуста на деяния Апостолов, М., 1709. На нем изображены четыре евангелиста, апостол Петр, митрополиты Петр, Иона, Алексей и Филипп. Внизу вид Московского Кремля: "грыдоровал Иван Зубов 1709"; в лист.

54-57. Четыре евангелиста (в Румянцевском музеуме); в лист.

57б. Семь листов, - апостолы: Иаков, Матфей, Петр, Марк, Иоанн, Иуда, Павел; на некоторых подпись: "Иван Зубов".

58. Изображение царя Давида: "Иван Зубов". При Псалтыре, Москва, 1718 года.

59-64. В книге Виниолы ("Правила о пяти чинах архитектуры, М. 1712", - монограмма Ив. Зубова: "IZ", - находится на листах 8 и 11-15.

65-68. Четыре аллегорических изображения: весна, лето, осень и зима: "грыдоровал 1723. Иван Зубов" (подпись на каждых двух вместе); в календаре на 1724 г.

69-72. Такие же изображения в Календаре на 1725 г.; на каждых двух картинках подпись: "грыдоровал 1724. Иван Зубов". 3.3 х 2.3.

73. Страсти Господни в 13 отделениях, копированы из Библии 1674 г.; внизу: "I.Z.".

74. Вид Соловецкого монастыря, гравированный им сообща с Алексеем Зубовым, в 1744 году. См. А. Зубов.

75. Преподобный Лев Катанский, с аллегорическими фигурами, - на подносном листе, посвященном Леониду, епископу Сарскому и Подонскому; в малый лист. У П.Я. Дашкова.

76. Заглавный лист к Апостолу, М., 1726 г., с изображениями апостолов Петра и Павла: "Грыдоровал Иван Зубов"; в малый лист.

77. Заглавный лист к Псалтырю 1723, М.: "Иван Зубов".

78. Заглавный лист с 4 евангелистами: "Грыдоровал Иван Зубов"; в малый лист.

79. Заглавный лист с изображениями Андрея Критского и Иосифа песнописца: "Иван Зубов"; в лист.

Подробный словарь русских граверов 16-19 вв. / Д.А. Ровинский. - Санкт-Петербург, 1895.

Читайте также: