Вредные условия труда зубных техников

Опубликовано: 14.05.2024

Зубной техник считается главным помощником стоматолога-ортопеда, помогая ему в лечении пациентов и изготовлении зубных протезов. И несмотря на то, что эта деятельность призвана воссоздать естественную красоту и дарить здоровье, очевидно, что занятие это при упущении некоторых санитарных норм труда может в итоге привести к ряду профессиональных недугов и заболеваний.



Какие опасности в себе таит эта специализация, чего следует, и чего можно избежать, работая зуботехником? Попытаемся рассмотреть в настоящей статье, а также дать практические советы, как исключить появление остеохондроза, близорукости, переутомления и многих других “врагов” зубного техника.

Вещества и заготовки - враг номер один

Процессы изготовления заготовок в помещениях зуботехнической лаборатории подразумевают работы по тепловой обработке гильз коронок, восковое плавление, литье золота и некоторых других металлов, сушку деталей перед спаиванием, обработку металлических моделей в кислотных растворах, шлифовку готовых изделий и непосредственный контакт с отработанной микропылью.



В итоге техник подвергается воздействию карборундовой пыли, летучих пластмасс и микроскопических частиц металлов, образующихся при обработке деталей из стали, циркония, легкоплавких металлов. Стоит упомянуть и о парах свинца, ртути и кислот, которые выделяющихся при изготовлении протезных заготовок. Во всех этих случаях операции следует проводить в специальной маске и очках!



Вот почему так критически важно в лаборатории иметь хороший вытяжной шкаф, обеспечивающий постоянную вытяжку и фильтрацию воздуха. Вентиляция - главное, что следует учитывать при взаимодействии с микрочастицами и эфирными парами. Упомянутые маска, очки, а также перчатки (т.н. индивидуальные средства защиты) защитят глаза, слизистую и кожу от нежелательного воздействия химических вредных веществ.

Проблемы с осанкой и риск радикулита

Зуботехник практически все время в процессе своей деятельности должен находится в сидячем положении, зачастую с наклоненной головой, так как приходится работать с очень мелкими вещами и проводить мелкие операции. Такая позиция может достаточно быстро привести к нарушению осанки, а также развивает застойные явления в легких и сердце.



Представителям данной профессии, по статистике, свойственна незначительная физическая активность, сидячий образ жизни. Это может привести в перспективе к целому спектру заболеваний сердечно-сосудистой системы.



Избежать всех этих трудностей очень просто. По сути, речь идет о так называемых недугах образа жизни, которые с легкостью исправляются посредством приобретения полезных привычек: двигательный режим, не менее важный режим питания, психоэмоциональная регуляция, правильный режим жизни/года/недели/суток.

При этом особого внимания требуют обстоятельства, обусловленные профессиональной деятельностью специалиста, и первым делом это непродуманная организация и обеспечения рабочего процесса. По сути, с этими проблемами сталкиваются все, у кого сидячая, малоподвижная деятельность.


Так как речь в данном отдельном случае идет о выполнении мелких, порой микроскопических работ, это неминуемо ведут к переутомлению зрительных нервов и всего глазного аппарата. Переутомления глазного яблока можно предупредить при учете правильного освещения рабочего места. Оно должно быть естественным, а в лабораторном помещении следует предусмотреть как систему общего, так и локального освещения, оборудованного на каждом месте. Свет должен падать прямо либо с левой стороны от техника.



Длительное напряжение зрения приводит к ухудшению функции светового ощущения, что приводит к переутомлению мышц яблока и радужной оболочки. Порой, этому сопутствуют болевые ощущения. Приступы весьма часты при выполнении операции на незначительном расстоянии, выборе небольших деталей и в других случаях.



Профессиональная близорукость - частое явление среди зубных техников, появляющееся с годами работы. Впрочем, этого можно миновать с учетом норм световой санитарии и недопущении зрительного перенапряжения. Еще один способ избежать перенапряжения - смена видов деятельности и ежедневная глазная гимнастика не менее 15 минут.


Звук слышимый и неслышимый

Шум представляет специфические звуки и колебания, вызывающие ощущение дискомфорта и стресса, приводит подчас к бессоннице, повышению давления и даже нервным нарушениям. Шум и вибрации представляют еще один деструктивный внешний фактор среды в которой работает зубной техник, особенно ярко он проявляется при задействовании крупной мощной техники, как станки при обработке премилл абатментов или аналогичных изделий.





Для того чтобы понизить уровень шумовых вибраций, в лаборатории следует перманентно следить за состоянием механизмов, издающих шум и вибрации. Для того чтобы избежать непосредственного контакта поверхности стола и шлифовальной машины, ее устанавливают на специальные резиновые амортизаторы. Также нельзя допускать износа или выбоин шлифовального камня. Наконец, при выполнении операций с шумовым воздействием, можно применять дополнительные средства защиты ушей, а именно вакуумные наушники, противошумные головные телефоны и беруши.

Гигиена и профилактика

В целом, работу зуботехника нельзя считать очень вредной, либо вреднее остальных медицинских специальностей. Прогрессирующих профессиональных заболеваний можно с легкостью избежать, учитывая нормы гигиены и трудовой санитарии (нормальный режим, обустройство лаборатории всем необходимым, смена видов деятельности и т.д.).

В этом отношении особые требования в первую очередь предъявляются к лабораторному помещению, которое помимо всего прочего должно обладать санитарным паспортом со всей необходимой техдокументацией на приборы и оборудование, а также проходить плановую дезинфекцию.


Требования предъявляются и к самому работнику. В лабораторию допускаются исключительно лица прошедшие медицинский осмотр, имеющие высшее медицинское образование, знающие и соблюдающие правила внутреннего распорядка труда и отдыха. Медицинские работники данного профиля обязаны проходить регулярный медосмотр, минимум раз в полгода.



Наконец, не забываем об индивидуальной профилактике - нормальное питание, ежедневные физические нагрузки и избегание нервного переутомления или стресса. Здоровый образ жизни - вот что главное в любом виде деятельности, то, что может обеспечить долгую жизнь без недугов и избежать разочарований от несвоевременной утраты здоровья.

Классификация условия труда медработников от Минтруда и Минздрава

В общем письме Минздрава, Минтруда и Профсоюзов работников здравоохранения Российской Федерации даны разъяснения по поводу классификации условий труда медицинских работников на рабочих местах при воздействии биологического фактора.

Напоминаем, что до 1 января все работодатели должны произвести оценку условий труда (СОУТ). В противном случае Минтруд грозит штрафами.

Информация актуальна слушателям курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Необходимость проведения специальных измерений условий труда для определения биологического фактора?

В данном письме даются разъяснения о том, как при проведении СОУТ соотнести условия труда на рабочем месте к классу и подклассу условий труда при воздействии биологического фактора.

Напомним, что Минтруд в целях реализации требований Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" разработал Методику проведения СОУТ. Данная методика утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н.

Согласно этой методике все рабочие места медицинских работников, а также тех, кто непосредственно осуществляет медицинскую деятельность (биологи, лаборанты) автоматически относятся к классу условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами). Об этом гласит второй абзац пункта 29.

То есть для отнесения рабочих мест к данному классу не нужно проводить исследования (испытания) и измерения. Измерения определяют лишь концентрацию патогенных микроорганизмов.

Почему для рабочих мест медработников не нужно проводить специальные исследования (измерения) на предмет биологического фактора?

Согласно требованиям ФЗ от 04.05.1999 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для получения права работы с патогенными микроорганизмами нужно получать лицензию. Это правило распространяется только на те организации, которые не осуществляют медицинскую деятельность. Эти организации используют возбудителей инфекционных заболеваний человека (животных) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности в замкнутых системах.

Что же касается медработников, то тут достаточно, чтобы должность работника и его должностная инструкция соответствовали положениям Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников (Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н).

баллы НМО аккредитация медработников

ЕКС предусмотрена квалификационная характеристика должности врача-специалиста, применяемая в отношении должностей врачей-специалистов, по которым в ЕКС отсутствуют отдельные квалификационные характеристики.

Таким образом, наличие наименования должности в Номенклатуре, а в должностной инструкции медицинского или иного работника медицинской организации (учреждения), разработанной в соответствии с ЕКС хотя бы одного соответствия определению понятия "медицинская деятельность" является достаточным основанием для осуществления дальнейшего отнесения условий труда с учетом групп патогенности к классу (подклассу) условий труда без проведения исследований (испытаний) и измерений.

Как определить класс и подкласс условий труда для рабочих мест медработников?

Минздрав и Минтруд указывают, что для этого достаточно определить группу патогенности микроорганизмов (возбудителей инфекционных заболеваний). Здесь нужно пользоваться Приложением N 9 к Методике проведения СОУТ.

Эксперты и те, кто проводит специальную оценку условий труда, для определения группы патогенности микроорганизмов, нужно сопоставить и установить совпадения по наименованию болезней.

Как определяются группы патогенности микроорганизмов?

Группа патогенности микроорганизмов определяется в соответствии с

  • "Классификацией биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности" (приложение N 3 к Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности), утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 64),
  • "Классификацией микроорганизмов - возбудителей инфекционных заболеваний человека, простейших, гельминтов и ядов биологического происхождения по группам патогенности" (приложение N 1 к Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителей паразитарных инфекций, утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2008 г. N 4).

Для целей специальной оценки условий труда иные положения санитарно-эпидемиологических кроме правил СП 1.3.3118-13 и СП 1.3.2322-08 не применяются.

При специальной оценке условий труда в медорганизациях учитываются все патогенные микроорганизмы (возбудители инфекционных заболеваний), которые воздействуют на работника в ходе осуществления медицинской деятельности, исходя из наличия потенциального контакта с инфицированными пациентами, или с инфицированным биологическим материалом, включая кровь, выделения (внешние и внутренние) организма человека, с учетом механизмов и путей передачи патогенных биологических агентов (патогенных микроорганизмов).

Оценка условий труда на основе изучения документов и отчетов

Минздрав и Минтруд указывают, что изучив обязательные отчёты статнаблюдения, можно определить наименования болезней и группы патогенности возбудителей этих инфекционных заболеваний. Единственное правило: эти документы должны быть не старше пятилетней давности.

В качестве исходных материалов при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, наряду с документами, перечисленными в пункте 4 Методики, должны использоваться данные статистической отчетности, предоставляемые организацией в установленном порядке в вышестоящие органы об имеющихся либо имевшихся инфекционных заболеваниях у пациентов, которые определяют наличие воздействия биологического фактора в условиях труда на рабочих местах.

Для подтверждения наличия на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, контакта с патогенными микроорганизмами - возбудителями инфекционных заболеваний (работы в условиях воздействия биологического фактора) и дальнейшего отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по биологическому фактору используются данные имеющейся в медицинской организации документации, в которой отражены основные и сопутствующие заболевания пациентов (больных), а также данные из форм федерального статистического наблюдения.

Например, приказами Росстата:

  • от 28.01.2009 N 12 утверждена форма N 8 "Сведения о заболеваниях активным туберкулезом";
  • от 31.12.2010 N 483 утверждена форма N 33 "Сведения о больных туберкулезом";
  • от 30.12.2015 N 672 утверждена форма N 61 "Сведения о болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека";
  • от 21.07.2016 N 355 утверждена форма N 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации";
  • от 22.12.2016 N 866 утверждена форма N 14 "Сведения о деятельности подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях" и т.д.

Сведения, полученные в ходе изучения указанной медицинской документации и (или) из обязательных для предоставления медицинской организацией форм федерального статистического наблюдения, являются достаточным основанием для установления наименований болезней и групп патогенности возбудителей этих инфекционных заболеваний.

Сведения в вышеуказанных и других формах статистической отчетности, обязательные для предоставления медицинской организацией, являются основными для отнесения условий труда медицинских и иных работников к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора

Примеры использования методики

В ходе оказания медицинской помощи больному ОРВИ, герпесом I типа и сифилисом на рабочем месте работника, непосредственно осуществляющего медицинскую деятельность, устанавливается III группа патогенности, в соответствии с Классификацией биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности, что соответствует нахождению в данной группе возбудителя сифилиса - Treponema pallidum. При дальнейшем отнесении условий труда рабочего места работника к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора с использованием приложения N 9 к Методике это соответствует вредному классу условий труда второй степени (подкласс 3.2).

При оказании медицинской помощи больному ринитом, гастроэнтеритом, туберкулезом и ВИЧ-инфицированному отнесение условий труда на рабочем месте к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора устанавливается по наиболее высокой II группе патогенности микроорганизмов, к которой относятся возбудители вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), что при использовании приложения N 9 к Методике соответствует вредному классу условий труда третьей степени (подкласс 3.3).

Оценка условий труда по обращению работника и инициация Комиссии

Согласно положениям статьи 5 Закона N 426-ФЗ, работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации и эксперту, проводящим специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

В этой связи, одновременно со сбором исходных данных рекомендуется провести опрос работников на предмет наличия у них предложений по осуществлению на их рабочих местах идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов, с учетом того, что Федеральным законом не ограничивается состав подлежащих идентификации по просьбе работников вредных производственных факторов.

Обучение для врачей

Результаты указанного опроса оформляются протоколом заседания Комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя (далее - Комиссия), в котором указываются наименования рабочих мест и их количество, наименования должностей и количество занятых на них работников, а также перечень подлежащих идентификации вредных производственных факторов на каждом рабочем месте, где заняты обратившиеся с предложениями работники.

Все перечисленные выше исходные данные передаются представителю организации, проводящей специальную оценку условий труда, и ее эксперту для дальнейшей работы с оформлением со стороны Комиссии акта передачи, в котором перечисляются передаваемые материалы и стоят подписи председателя и членов Комиссии, включая представителя первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), а также представителя организации, проводящей специальную оценку условий труда, и ее эксперта.

Одновременно работодатель согласовывает график работы эксперта и обеспечивает его сопровождение членом комиссии по проведению специальной оценки условий труда (например: специалистом по охране труда или лицом, на которого приказом возложены его функции).

Когда не нужна идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов?

В отношении рабочих мест, предусмотренных частью 6 статьи 10 и частью 1 статьи 11 Закона N 426-ФЗ, идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не осуществляется, а декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не оформляется.

Согласно части 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

рабочих мест, на которых по результатам ранее проведённых аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии со статьёй 4 Закона N 426-ФЗ для работодателя установлена обязанность не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения.

Постоянно обновляем информацию и следим за ее обновлением, поэтому можете быть уверенными, что Вы читаете самую новую редакцию.

Так, например, с этим столкнулись медработники с должностью «Рентгенлаборант», вредность которых ранее оценивалась по категории 3.2, но в результате новой аттестации уровню неблагоприятности была присвоена вторая степень. Это лишило работников рентгенлабораторий многих положенных льгот.

  1. Восстановление организма происходит за сутки.
  2. Изменения в организме необратимы, но накапливаются в течение длительного времени.
  3. Изменения в организме приводят к заболеваниям.
  4. Воздействие вредных веществ приводит к тяжелым формам профзаболеваний.

Льготы и гарантии за вредность у медицинских работников

Работа в сфере здравоохранения сопряжена с неблагоприятными факторами. Например, всегда есть риск инфицирования, ведь работать приходится с лицами, имеющими различные патологии. В статье вы найдете информацию о том, что представляют собой вредные условия труда медицинских работников, перечень категорий и данные о льготах и гарантиях.

Чаще всего опасные и вредные производственные факторы воздействуют на организм через дыхательную систему. Это наиболее опасно, потому что в легких большая поглощающая поверхность альвеол. Они омываются кровью, а значит, опасные вещества быстро попадают во все жизненно важные органы.

Для контроля влияния вредных факторов на работников атомных энергетических предприятий применяют защитное оборудование, одежду и приборы, частые медосмотры персонала и строгие протоколы, регулирующие трудовую деятельность работников.

Молоко и лечебно-профилактическое питание

Парикмахеры – это еще одна мирная на первый взгляд профессия, которая связана с воздействием вредных факторов. Речь идет о постоянном контакте с веществами и компонентами, входящими в состав красок для волос, лаков и прочей косметики и бытовой химии. Многие из этих веществ довольно вредны и способны вызвать аллергию. Обычный потребитель или потребительница обычно не сталкиваются с рисками при использовании современной косметики (окрашивание волос и т. п.), ведь в этом случае организм контактирует с ничтожно малым количеством вещества. Проблемы могут возникнуть лишь у обладателей сверхчувствительной кожи.

Рассмотрим вредные условия труда – Список №1. Он начал формироваться более 50 лет назад и был окончательно утвержден в 1991 году. На данный момент в нем представлены профессии, которые Министерство труда относит к особо вредным и опасным для здоровья.

Если сотрудник приступил к работе во вредных условиях с 1 января 1992г., то к нему применим Список 1, утвержденный Постановлением Правительства от 26.01.1991 №10. Если раньше, то придется пользоваться перечнем еще советского времени за 1956г.

Какие льготы гарантирует Список 1

Разъяснения, как определять специальный трудовой стаж и применять Списки 1 и 2 вредных профессий в РФ, содержатся в Постановлении Правительства РФ № 665 от 16.07.2021. Сформулируем для удобства кратко основные моменты:

Материалы исследования используются при чтении лекций и проведения семинарских занятий со студентами 3 — 4-го курса лечебного и педиатрического факультетов, 3-го курса стоматологического факультета, 3-го курса медико-профилактического факультета (акт внедрения в учебный процесс кафедры гигиены медико-профилактического факультета ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава от 02.04.2021г., и кафедры общей гигиены и экологии ГОУ ВПО Саратовский ГМУ Росздрава от 14.04.2021г.).

Вредные условия врача стоматолога хирурга

Профессиональная деятельность врача стоматолога, зубного врача, медицинской сестры стоматологического кабинета связана с постоянными контактами с людьми, как правило, это пациенты с острой зубной болью, нуждающиеся в оказании неотложной стоматологической помощи. Специфика работы врача стоматолога, зубного врача заключается, в том, что им приходится работать в полости рта пациента и контактировать с кровью и слюной пациента.

Профессиональные вредности врача стоматолога

Следует заметить, что налогами и взносами не облагаются компенсации за вредность, выданные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящее время законодательно такие нормы не установлены, более того, не определен и порядок их установления. Поэтому для применения вышеуказанных льгот следует считать, что компенсации за вредность, назначенные на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда локальным нормативным актом, коллективным или трудовым договором, считаются установленными в пределах нормы. Такого мнения придерживаются и работники Минфина России в письме от 07.04.2021 N 03-05-02-04/36.

Работа рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовиков, задействованных непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы.

В 2021 г. правительство РФ (Российской Федерации) приняло постановление № 665, утверждающее список профессиональных областей, занятость в которых относится к вредным, тяжелым, опасным работам. На основании документа перечень вредных предприятий состоит из следующих отраслей:

Перечень профессий и работ, дающих право на досрочную пенсию

Вредными условия труда на предприятии признают по результатам специальной оценки. Эксперт СОУТ удостоверятся в наличии или отсутствии должности в Перечне. Если должность в нем присутствует, то поставить по итогам спецоценки оптимальные или допустимые УТ он уже не может.

Если вредные факторы условий труда нельзя устранить на данном предприятии, то сотрудникам положены определенные льготы. Законодательно закреплен минимальный набор прав и компенсаций, который может быть расширен по решению работодателя. Дополнительные привилегии прописываются в коллективном или трудовом договоре, а также закрепляются внутренними нормативными актами.

Категории вредности на производстве по ТК РФ

Медицинские учреждения часто используют труд совместителей. Если штат не полностью укомплектован, то ряд функций и обязанностей возлагается на уже имеющийся в клинике персонал. Такая форма сотрудничества по договору предусмотрена законодательством и регламентирована нормами статьи 60.2 Трудового Кодекса. Разные рабочие места могут подпадать под неодинаковые уровни «вредности». Как в этом случае рассчитывать и выплачивать полагающуюся компенсацию за вредность у медицинских работников?

Компенсации и привилегии

Статья ТК РФ №117 регламентирует правила оформления дополнительных отпусков. Если оценка рабочего места отнесла его к классу не ниже 3.2, медицинскому работнику положен дополнительный отпуск. Ранее согласно отраслевому списку все работники медицинских учреждений имели право на 6,12 или 18,30 и более рабочих дней дополнительно к основному отпуску. Сейчас эта норма не является легитимной.

Сотрудники, задействованные на вредной работе, обязаны знать и применять меры безопасности, быть осторожными и предусмотрительными, а также использовать по назначению все выданное им защитное оборудование.

  • формирование службой кадров перечня разрешенных соответствующим заключением медучреждения сотруднику вакансий, предложение ознакомиться с ними;
  • получение письменного подтверждения согласия подчиненного занять одно из предложенных рабочих мест;
  • издание распорядительного документа о внутреннем переводе трудящегося.

Кто и как обеспечивает безопасность на производственных предприятиях?

По каждому рабочему месту устанавливается, насколько оно соответствует требованиям по технике безопасности, по охране труда, насколько работники обеспечены средствами защиты. Также проводится оценка условий труда в комплексе.

В соответствии с п. 15 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 3.11.99 № 395 «Об утверждении Номенклатуры учреждений здравоохранения» здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Вредные производственные факторы врача стоматолога

Обычно влажность воздуха измеряют величиной относительной влажности, выраженной в процентах. Например, относительная влажность 70 % означает, что в воздухе воды в парообразном состоянии находится 70 % от максимально возможного количества. Относительная влажность 100 % означает, что воздух насыщен водяными парами и в такой среде испарение происходить не может.

Гигиеническая оценка условий труда и риска нарушений здоровья медицинских работников стоматологического профиля

Длительное воздействие высокой температуры, особенно в сочетании с повышенной влажностью воздуха, может привести к перегреванию организма выше допустимого предела — гипертермии — состоянии, при котором температура тела поднимается до 38 °С и выше. Следствием гипертермии может являться тепловой удар, при этом наблюдается головная боль, общая слабость, головокружение, тошнота, рвота, пульс и дыхание учащаются, появляется бледность, синюшность, расширяются зрачки, могут появляться судороги и произойти потеря сознания.

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2021 г. N 541н, Норм бесплатной выдачи санитарно-гигиенической одежды, санитарной обуви и санитарных принадлежностей работникам учреждений, предприятий и организаций здравоохранения, утв. Приказом Минздрава СССР от 29.01.1988 г. N 65, Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

Относится ли профессия зубного техника к категории с вредными условиями труда

1.2. На должность зубного техника назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности «Лабораторная диагностика», «Медико-профилактическое дело» и сертификат специалиста по специальности «Лабораторная диагностика», «Гистология», «Лабораторное дело», «Судебно-медицинская экспертиза», «Бактериология», без предъявления требований к стажу работы.

Вы здесь

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инструментов, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

Профессиограмма


Врач-стоматолог

Презентация профессии

Стоматолог – это врач, который специализируется на проблемах с челюстно-лицевой зоной. Зубной доктор, дантист и т.д. заботится о ротовой полости в случае возникновения проблем с зубами любой сложности. Профессия стоматолога охватывает довольно обширный спектр деятельности:

  • лечение,
  • профилактика,
  • хирургические вмешательства,
  • протезирование,
  • исправление прикуса и многое другое.

Профессия стоматолога на сегодняшний день является очень востребованной, потому что у многих современных людей появляется необходимость прибегнуть к услугам этого врача. При этом число граждан, у которых возникают проблемы с зубами,с каждым годом неизменно растет. Это связано с тем, что экология ухудшается, большинство не придерживаются правильного и сбалансированного питания, а также пренебрегают проведением регулярной и качественной гигиены полости рта. Поскольку востребованность услуг этого специалиста только возрастает, профессия стоматолога является в настоящее время особенно актуальной. Врач, получивший ее, сможет всегда найти себе работу и быть при деле.

При этом стоматолог – это достаточно широкое понятие. Так, этот специалист может быть терапевтом, который занимается первичным осмотром пациентов, ставит диагноз, лечит зубы и подготавливает их к протезированию. Последним уже занимаются ортопеды. Они дарят людям возможность иметь красивую улыбку, хоть и с искусственными зубами. Кроме того, есть специалисты-ортодонты, они занимаются проблемами, связанными с прикусом. Удаление зубов и челюстные операции проводит хирург. Есть еще одна очень важная и не менее востребованная специализация – стоматолог-эстетист. Он делает зубы красивыми, убирая при этом все дефекты, которые они имеют, производит отбеливание зубов и прочие процедуры.

История возникновения

История возникновения профессии уходит своими корнями далеко в прошлое. Впервые упоминания о зубных болезнях появились в трудах Гиппократа. Причем он предлагал устранять их с помощью каленого железа. В те времена многие люди страдали от зубной боли, и смертность
от обычного флюса была достаточно велика. Затем знания о зубах и уходе за ними начинают стремительно развиваться.На Востоке в 500 году уже нашей эры появляются первые зубные щетки. Щипцы же для удаления больных зубов появились в 4 веке нашей эры. Древние цивилизации довольно сильно страдали от зубных болей, поэтому появились сильнодействующие лекарства для их утоления: мышьяк, опиум и т.д. Уже
в эти времена люди поняли, что можно не только удалять больной зуб, но и лечить его, устраняя только поврежденный участок. Так в 659 году появляются первые пломбы. В Европе стоматология стремительно развивалась.

В Россию же данная отрасль знаний пришла во времена правления Петра Первого. Именно он ввел профессию стоматолога официально. С данного момента в нашем государстве начинается стремительное развитие стоматологического дела. В 1881 году в Санкт-Петербурге появляется первое учебное заведение, которое готовит будущих стоматологов. За ним подобные учреждения открываются по всей территории государства.

Современная стоматология – это высокотехнологичная наука, которая постоянно совершенствует методы лечения и профилактики заболеваний полости рта. Даже утрата зуба теперь не проблема, ведь существует протезирование, наращивание и многие другие процедуры, направленные на создание идеальной «голливудской» улыбки для каждого человека.

Тип и класс профессии

Профессия «врач-стоматолог» относится к типу «человек – человек», «человек – техника», к «творческому» классу.

Содержание деятельности

Спектр деятельности стоматолога напрямую зависит от того, какая
у него специализация.

Стоматолог-терапевт. Ежедневно сталкивается с людьми, поступающими для профилактических осмотров или же с острой болью для лечения кариеса. Он устраняет пораженные участки зуба с помощью специального оборудования и ставит на их метоп ломы, чтобы закрыть открытые ткани зуба и предотвратить дальнейшее развитие болезнетворных процессов. Также стоматолог-терапевт занимается лечением воспалительных процессов десен. Он умеет диагностировать стадию заболевания и подбирать индивидуальное корректное лечение. Стоматолог постоянно сталкивается с инфекционными, грибковыми и бактериальными процессами в полости рта. Это различные стоматиты, кандидозы и т.д. Их устраняют только посредством умелого подбора лечения.

Хирургические специальности. Данные врачи проводят оперативные вмешательства и удаление зубов. Их деятельность связана с необходимостью вскрывать ткани ротовой полости, лица или шеи для проведения необходимых манипуляций. Именно хирург занимается удалением зубов, пластикой данных областей и устранением опухолевых образований. Абсцессы, нарывы – все это сфера деятельности стоматолога-хирурга или челюстно-лицевого хирурга.

Стоматолог-ортопед. Данный специалист устраняет дефекты челюсти и линии роста зубов, которые возникли в результате травмы. Он же занимается протезированием, имплантацией. Его работа сложная и требует максимально точности и внимательности. Малейшее отклонение, и работу придется начинать сначала.

Стоматолог-ортодонт. Данный специалист занимается устранением деформаций, которые являются следствием возрастных изменений. Обычно он работает с неправильным прикусом, устраняет его путем установки скоб, пластин и брекетов.
Детский стоматолог. Спектр его обязанностей схож со стоматологом-терапевтом. Только работает он с детьми и подростками. Данному специалисту важно уговорить ребенка лечить зубы, научить пациентов правилам ухода за полостью рта.

Требования к знаниям

Общетеоретические и клинические дисциплины, симптоматику стоматологических заболеваний, методы их профилактики и лечения, устройство и принципы действия стоматологического инструментария.
Квалифицированный специалист должен знать:

  • назначение и принцип работы стоматологического оборудования
    и инструментов;
  • методы стерилизации;
  • принципы и последовательность препарирование кариозных полостей
    в твердых тканях зуба;
  • принципы раскрытия полости зуба и трепанации коронок зубов;
  • методы инструментальной и медикаментозной обработки корневых каналов;
  • правила пломбирования полостей всех классов;
  • методы обследования больного в клинике терапевтической стоматологии;
  • правила деонтологии и заполнения истории болезни;
  • оформление рецептов;
  • принципы гигиены полости рта;
  • возможные ошибки и осложнения при лечении кариеса, его осложнений, заболевания зубов не кариозного происхождения. Их устранение и лечение.
  • определить подвижность зуба;
  • определить вид налета на зубах, зубного камня;
  • удалять зубные отложения: налет, над- и поддесневой зубной камень;
  • определить степень очищаемости зубов;
  • проводить пальпацию региональных лимфатических узлов, лицевого скелета, мягких тканей лица;
  • проводить антисептическую обработку полости рта;
  • проводить пальпацию СОПР;
  • устранять местные травмирующие факторы;
  • проводить дальнейшее пломбирование корневых каналов;
  • выполнять артикуляционное выравнивание пломбы;
  • находить подход к каждому больному в любом психическом и физическом состоянии;
  • выписать необходимые лекарства и лечебные процедуры;
  • успокоить пациента;
  • грамотно и ответственно рекомендовать медсестрам и больным диагностические и лечебные процедуры;
  • оперативно приходить на помощь больным;
  • проводить санацию;
  • расшифровывать рентгеновские снимки;
  • проводить коррекцию прикуса;
  • при необходимости протезировать зубы или их удалять;
  • с целью профилактики заболеваний зубов обучать навыкам гигиены полости рта и правилам ухода за зубами и деснами,
  • давать рекомендации по выбору зубной пасты, щетки, нити, эликсиров;
  • правильно ставить диагноз.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Профессия стоматолога предполагает ответственность, аккуратность, склонность к работе руками, хорошую мелкую моторику, доброжелательность, умение находить общий язык с пациентами.

Стоматологу приходится постоянно повышать и расширять свою квалификацию, и нужно быть готовым к этому. Стоматолог должен знать анатомию и физиологию человека, и особенно хорошо нужно знать строение челюстей, зубов, полости рта. Разбираться в применяемых материалах, лекарствах, уметь пользоваться стоматологическими инструментами и оборудованием. Владеть методиками диагностики и лечения, уметь «читать» рентгенограммы.

Профессионально важные качества:

  • хорошо развитая моторика рук;
  • координация движений;
  • аккуратность;
  • хорошая память;
  • внимание.

Условия труда

Вредными условиями труда у врачей-стоматологов являются нервно-эмоциональное напряжение, вынужденная рабочая поза, нагревающий микроклимат, резкие колебания освещенности, значительное напряжения зрения, шум и вибрация, создаваемые высокооборотными турбинами. На них также оказывают вредное воздействие наркотические и токсические вещества, анестетики, антибиотики, полимерные материалы, в основном акриловые пластмассы и эпоксидные смолы, употребляемые
для изготовления пломб и зубных протезов, рентгеновское излучение, микробный фактор, имеется опасность заражения различными инфекциями.

Работа врача-стоматолога, особенно специалиста по терапевтической стоматологии, требует постоянного и значительного напряжения зрения на всех этапах обследования больного, при выборе инструментария, в процессе лечения и при заполнении медицинской документации.
Зрительная работа терапевта-стоматолога относится к разряду наивысшей точности.

Для защиты органов дыхания от патогенных микроорганизмов и капель жидкости предназначены защитные маски из гипоаллергенного нетканого материала, которые препятствуют микробной контаминации рабочего поля, удерживая бактерии, находящиеся в потоке выдыхаемого воздуха. Ряд масок оборудуется защитным экраном, который предохраняет глаза от попадания травмирующих частиц, а также биологических и агрессивных химических жидкостей. Альтернативой маске служит респиратор, изготовляемый из материала, не раздражающего кожу.

Для предохранения глаз от механических, термических повреждений служат защитные очки (прилегающие открытые и закрытые с прямой
и непрямой вентиляцией, неприлегающие) и экран, предохраняющие от попадания на слизистую оболочку биоматериала и агрессивных химических веществ. При работе с гелиолампами и лазерными аппаратами для защиты сетчатки глаза необходимо использовать очки
со светофильтрами.

Для обеспечения надлежащего санитарного состояния воздуха в помещениях зуботехнической лаборатории необходимо наличие рациональной системы центральной искусственной вентиляции, а также обязательное устройство местной вытяжной вентиляции в виде вытяжных шкафов, отсосов, зонтов, обеспечивающих удаление пыли, паров и газов непосредственно с мест их образования.

Медицинские противопоказания:

  • нервные и психические заболевания;
  • нарушение координации движений кистей рук;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • выраженные заболевания зрения и слуха.

Требования к знаниям специалиста

Тем, кто хочет овладеть этой профессии следует хорошо знать такие предметы, как химия, анатомия и физиология человека. Им требуется иметь навыки в фармакологии, превосходно знать строение полости рта.

Базовое образование

Стать стоматологом можно получив высшее образование по специальности «стоматология», медико-стоматологический университет. После обучения необходимо пройти интернатуру, после чего выдают сертификат. Или, уже имея высшее медицинское образование, пройти послевузовское обучение по соответствующей специальности.

Пути получения профессии

Обучиться данной специальности возможно в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Области применения профессии

Профессия стоматолог одна из самых нужных и высокооплачиваемых. Стоматологи всех направлений могут работать в государственных и частных стоматологических клиниках, в стоматологических кабинетах санаториев, военных госпиталей и пр.

Перспективы карьерного роста

Перспектив у каждой из этих специализаций, относящихся к стоматологии, очень много. И даже если стоматологи остаются работать на одной должности, они все равно растут профессионально и повышают квалификацию. С опытом у врачей повышаются репутация и качество обслуживания, а вместе с тем растет и собственная клиентская база, что обеспечивает постоянный рост дохода.

Важным является и то, что у стоматологов есть возможность работать не только в муниципальных клиниках, но и в частных, причем количество последних растет с каждым днем.

Второй путь развития карьеры такого специалиста заключается в уверенном продвижении по административной лестнице. Со временем врач может получить такую должность, как заведующий отделением, затем заместитель главврача, а в последующем – и главный врач клиники.

Также есть еще один вариант – это научная карьера. Стоматолог может не оканчивать ординатуру и интернатуру, так как есть возможность поступить в аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию, а потом приступить к работе над докторской. В таком случае вершиной карьеры становятся звание профессора, заветная и почетная должность заведующего кафедрой и научной школы.

Кроме того, можно открыть свой собственный кабинет или клинику.

И если вначале предлагаемая в них стоматология цены будет иметь низкие, то затем, очень скоро, вы обзаведетесь постоянным потоком клиентов, а потом уже можно откорректировать стоимость услуг по своему усмотрению.

Эффективность профессиональной деятельности врачей в большей степени определяется не только их квалификацией и материально-техническим оснащением лечебно - профилактических учреждений, но и состоянием их собственного здоровья.

Ключевые слова: стоматология, профессиональные вредности, факторы риска.

Стоматология является одной из наиболее многочисленных врачебных специальностей, занимая по численности пятое место (8,1%) после врачей - лаборантов диагностического профиля (9,4%), педиатров (14,8%), терапевтов (21%) и врачей специализированного профиля (28,1%) [8, 11].

Повседневная практическая деятельность врача - стоматолога связана с наличием большого количества факторов риска, которые влекут за собой негативные последствия, приводящие к ухудшению здоровья специалиста и невозможности качественно выполнять свои профессиональные обязанности [1, 2]. Среди них: повышение нервно-эмоционального напряжения, вынужденная рабочая поза, нерациональное освещение, опасность передачи инфекции, контакт с аллергенами и токсическими веществами, шум, вибрация и многие другие.

Цель работы: анализ литературных данных, посвященных вопросу изучения профессиональных вредностей в работе врача - стоматолога.

Профессиональные вредности, воздействующие на стоматолога, делят на следующие группы [1, 2, 8]:

1. Физические факторы (вибрация, шум, ультразвук).

• Вследствие воздействия шума (и вибрации), сопровождающего работу высокоскоростного стоматологического оборудования, у врачей возрастает вероятность развития расстройств нервной системы и профессиональной односторонней тугоухости [5, 7]. Часто для увеличения мощности стоматологической установки, ее оснащают дополнительной аспирационной системой. Несмотря на шумоизоляцию этих помп, они издают монотонные громкие шумы, которые пагубно влияют на слуховой аппарат и затрудняют взаимодействие как между врачом и пациентом, так и ассистентом и врачом на стоматологическом приеме.

• Электромагнитное излучение (профессиональный компьютер, светильник со стоматологической установки, телефон, печь СВЧ, холодильник и др.) при воздействии на организм может негативно влиять на органы репродуктивной системы, приводя к неблагоприятным отдаленным воздействиям. Не стоит забывать так же о пагубном влиянии электромагнитного излучения на органы кроветворения (косный мозг), центральной нервной системы и конечно же на глаза, где длительное повреждающее воздействие приведет к серьезным проблемам со зрением (катаракте, изменению сетчатки по типу ангиопатии, склерозу ретинальных сосудов, в некоторых случаях, образованию дистрофических очагов в макулярной области).

• В своей работе врач стоматолог постоянно получает дозу рентгеновского излучения. Это негативно сказывается на его здоровье. Постоянный контакт с рентгеновскими лучами и несоблюдением техники безопасности в работе с рентгеном может привести к:

1. Заболеванию крови – гемолитическая анемия; 2. Возникновению катаракт; 3. Увеличению числа заболеваемости онкологией; 4. Быстрое старение; 5. Уменьшению продолжительности жизни – ранняя смерть; 6. Химические факторы (острые, хронические интоксикации).

Соединение метилметакрилат (ММА), широко используемое в ортопедической стоматологии в качестве материала, предназначенного для изготовления пломб, содержится в воздухе стоматологических помещений круглогодично в концентрациях, которые превышают ПДК (10 мг/м3). Острое ингаляционное воздействие ММА способствует раздражению слизистой оболочки глаз и верхних дыхательных путей.

Основные проявления интоксикации данным вещетвом: тошнота, повторная рвота, головная боль, шум в голове, головокружение, жажда, слабость, сонливость, приводящая к потере сознания, гипотония и развитие эпилептиформных судорог. Хроническое ингаляционное воздействие ММА в повышенных концентрациях в воздухе рабочей зоны способствует развитию интоксикации, сопровождающейся нарушением функции нервной системы [3, 4, 9].

2. Биологические факторы (патогенные микроорганизмы).

На прием к врачу - стоматологу обращаются различные пациенты, в том числе имеющие хронические инфекционные болезни (туберкулез легких, венерические заболевания и др.), являющиеся носителями патогенных бактерий и вирусов, например, гепатита В, гепатита С, менингита и ВИЧ - инфекции.

Кроме того, в полости рта человека при воспалительных заболеваниях пародонта и наличии кариозного поражения количество микроорганизмов возрастает во много раз, в том числе и патогенных.

3. Психофизиологические факторы.

Основными психофизиологическими факторами, влияющими на здоровье врача-стоматолога, являются:

1. Положение во время работы, стоя или сидя в течение длительного времени; 2. Статическая нагрузка на кисти рук; 3. Зрительное напряжение [9, 11].

Стоматологи - хирурги большую часть своего рабочего времени работают стоя, в наклонном положении. Продолжительная работа в такой позе способствует возникновению искривления позвоночника и ног, деформации таза, плоскостопию, варикозному расширению вен нижних конечностей.

Общепризнано, что нерационально - тонкие ручки инструментов вызывают перенапряжение и спазм мускулатуры кисти. Нередко у стоматологов наблюдается развитие контрактуры Дюпюитрена, т.к. большинство инструментов (щипцы, наконечники) постоянно давят на одно и то же место ладони в течение рабочей смены. Кроме того, длительное, часто повторяющееся напряжение отдельных мышечных групп в вынужденном положении способствует развитию тендовагинита.

В процессе работы доктор производит постоянный визуальный контроль, так как работать в полости рта режущим инструментом, вращающимся со скоростью до 450 тыс. оборотов в минуту, рядом с мягкими тканями, достаточно опасно и может привести к негативным последствиям. При трудностях в доступе к рабочему полю, доктор максимально приближает свой взор к рабочей зоне, это приводит к сокращению мышц хрусталика и увеличению его кривизны.

Врач – стоматолог работает в условиях сочетания естественного и искусственного освещения. К источникам искусственного освещения относятся лампы накаливания, люминесцентные лампы, ксеноновые рефлекторы, способные вызывать развитие зрительного и общего утомления, рабочую миопию за счет напряженной работы прямых внутренних мышц глаза и спазмы аккомодации. Видимый нами дневной свет в своем спектре содержит часть ультрафиолетовых лучей, но их влияние компенсируется хрусталиком, который имеет оранжевый оттенок – своеобразный естественный фильтр предотвращающий попадание ультрафиолетового спектра на сетчатку. Однако излучаемый галогеновой лампой поток ультрафиолета хрусталик не в состоянии задержать, что приводит к воздействию ультрафиолета на сетчатку. Поражаются фоторецепторы глаза, что ведет к выпадению чувствительности отдельных клеток, а затем и к выпадению полей зрения.

Ассистент играет значимую роль, он делает работу врача стоматолога менее напряженной и уменьшает количество затраченного времени. Однако 60% врачей работают без ассистента, это снижает удобство в работе при выполнении сложных манипуляций и увеличивает количество времени затраченного на одного пациента. Как следствие перерыв между пациентами сокращается и к концу рабочего дня доктор находится в состоянии физического и психологического напряжения.

Еще одним немаловажным фактором, выступающим в снижении работоспособности врачей - стоматологов, является потребительский экстремизм [6]. Пациенты – экстремисты, подавая судебные иски, подвергают врачей хроническому стрессу, так как стоматологи начинают переживать за «сложившуюся» ситуацию, приезжать в судебные и досудебные инстанции, отстаивать очереди, тратить деньги и время. Все это будет вести к повышению нервозности врача (стрессу), повышению усталости, что в итоге будет отражаться на состоянии иммунитета.

При снижении активности иммунитета мы становимся восприимчивее к разному рода заболеваний, в том числе и обострению уже имеющихся - хронических заболеваний. Это имеет особое значение в зимний период, где на фоне сниженного иммунитета (нехватка солнечных лучей, а значит нехватка витамина Д) иммунитет ослабляется еще сильнее, что повышает вероятность заболевания врача стоматолога острыми респираторными вирусными инфекциями, аденовирусом, а также повышается вероятность заражения различными видами болезней от пациентов непосредственно на стоматологическом приеме.

1. Работа врача - стоматолога связана с воздействием ряда профессиональных факторов риска, приводящих к ухудшению здоровья специалиста;

2. Организация и разработка профилактических мероприятий по созданию оптимальных условий рабочей среды является залогом укрепления здоровья и повышения работоспособности врачей стоматологов.

Список литературы

1. Азарова Е.А., Затонская Н.А., Филимоненко С.С., Федорова А.Г. Профессиональные вредности работы стоматолога. Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко. – 2006. – 26 с.

2. Аюпов И.Ш. Профессиональные заболевания врача - стоматолога. Методы профилактики // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2.;

3. Бескакотова, Н.В. Влияние гигиенических факторов производственной среды на развитие утомляемости у врачей стоматологов / Н.В. Бескакотова, Е.Н. Срабуева, С.Р. Жакеновой // Карагандинская государственная медицинская академия, 2006. - 17 - 38 с.

4. Бодагова Е.А., Говорин Н.В. Психическое здоровье врачей разного профиля // Социальная и клиническая психиатрия. 2013. №1. С.21-26.

5. Денисов Э.И. Неспецифические эффекты воздействия шума / Э.И. Денисов, П.В. Чесалин // Гигиена и санитария. 2007. - №6. - С.54-56

6. Зелинский М.В., Синельников В.А., Хазгериев Д.Э., … Актуальная проблема потребительского экстремизма как фактора угрожающего современной стоматологической практике // Научная дискуссия: вопросы медицины. сб. ст. по материалам LX-LXI междунар. науч.-практ. конф. – № 4-5 (46). – М., Изд. «Интернаука», 2017. – С. 96-108.

7. Иващенко Г.М., Пин Н.А. Методика измерения вибрации, возникающей при обработке зубов бормашиной // Стоматология. 1971. - № 1. — С. 70.

8. Измеров Н.Ф. Национальная система медицины труда как основа сохранения здоровьяработающего населения России / Н.Ф. Измеров // Здравоохранение Российской Федерации. -2008. -№1. - С.7-8.

9. Ларенцова Л.И. Изучение профессионального стресса у врачей —стоматологов / Л.И. Ларенцова, Ю.М. Максимовский // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2005.- №1 (15) - 4 с.

10. Ожгихина Н.В., Ожгихина Ж.Э. Профессиональные вредности в работе врача-стоматолога. Психофизиологический фактор // Проблемы стоматологии. – 2013. - № 1

11. Субаев М.Н., Сетко Н.П. Гигиеническая оценка индивидуальных профессиональных рисков здоровью детских врачей стоматологов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.

Читайте также: