Зуб это словарное слово или нет

Опубликовано: 30.04.2024

Словарь Ушакова

зуб, зуба, муж.

1. мн. зубы, зубов. Костевидный орган во рту человека и животного для схватывания, измельчения и разжевывания пищи (как один из ряда подобных органов). Коренные зубы. Передние зубы. Запломбированный зуб. Чистить зубы. Лечить зубы. Скалить зубы (см. скалить). Редкие зубы.

| Колючее, острое образование, шип на кожных покровах многих животных, преим. рыб.

2. мн. зубья, зубьев. То же, что зубец в 1 знач. (разг., обл.). Зубья бороны. Зубья колеса.

Архитектурный словарь

Соединение двух брёвен или брусьев (1) путем врубки ступенчатого конца в выемку, точно соответствующую ему по форме.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Топонимический словарь Амурской области

шип на конце бревна, вгоняет в соответствующую ему по размеру выемку в конце другого бревна.

Фразеологический словарь русского языка

Вырвать из зубов - с большим трудом получить что-либо, добиться чего-либо

Зуб за зуб (спросить, браниться и т. п.) - не уступая один другому

Зуб на зуб не попадает - о дрожи от сильного страха, холода и т. п.

Зубами держаться прост. - очень дорожить чем-либо, не желать лишиться чего-либо

Зубами не вырвешь - о том, что невероятно трудно у кого-то получить

Зубы заговаривать - отвлекая разговорами, отвести внимание от чего-либо

Зубы на полку (класть) - голодать, испытывать нужду

Зубы съесть (или проесть) прост. - длительной практикой приобрести опытность, знания в чем-либо

Иметь зуб - испытывать недовольство кем-либо, причинить вред, неприятность кому-либо

Ломать зубы - терпеть неудачу, урон, стараясь осилить что-либо

Навязло в зубах - о том, что надоело, прискучило

Ни в зуб (толкнуть), ни в зуб ногой прост. - не знать, не иметь понятия о чем-либо

Не по зубам что перен. - не по способностям, не под силу

Сквозь зубы (говорить, бормотать и т. п.) -

1) не разжимая рта, невнятно

2) с неудовольствием, с презрением

Показывать зубы -

1) огрызаться

2) перен. проявлять свою злобную или хищническую натуру, обнаружить готовность отпора

Точить (или вострить) зуб (зубы) -

1) (на кого) злобиться на кого-либо, стремиться причинить вред, неприятность кому-либо

2) стремиться завладеть кем-либо, чем-либо

Чесать зубы прост. - болтать, сплетничать

Фразеологический словарь (Волкова)

Иметь зуб против кого (разг.) - иметь против кого- нибудь неудовольствие, тайную злобу, испытывать желание повредить кому-н.

Неужели ты до сих пор на него зуб имеешь?

Класть, положить зубы на полку (разг.) - из- за отсутствия материальных средств крайне стеснять, ограничивать себя в самом необходимом.

Так можно и зубы на полку положить.

Ни в зуб (толкнуть) (школьное арго) - о ничего не знающем, не могущем ничего рассказать, ответить на какой-н. вопрос.

Его спрашивают, а он ни в зуб толкнуть.

Не по зубам кому (разг. фам.)

1) трудно разжевать.

► -Этот бифштекс мне, старику, не по зубам.

2) перен. не по способностям, не под силу, недоступно пониманию.

► -Этот философ не всякому по зубам.

Сквозь зубы (с глаг., обозначающим речь)

1) очень мало открывая рот.

Век с англичанами, вся английская складка: и так же он сквозь зубы говорит. Грибоедов.

2) перен. свысока, как бы нехотя, неотчетливо, из презрения к слушающему.

Он с тобой не говорит, а цедит сквозь зубы.

Око за око, зуб за зуб (книжн.) - об отплате за причиненное зло той же мерой [из библии].

Зуб за зуб (поговорка) - о перебранке, когда ни один не уступает другому.

Он ему слово, тот ему в ответ, так зуб за зуб и поругались.

Зуб на зуб не попадает (разг.) - о дрожи от сильного мороза, холода.

Так замерз в лесу, что зуб на зуб не попадает.

Давать в зубы, по зубам кому-чему по чему или во что - ударять кого-н. (простореч., вульг.).

Давать в зубы ты умеешь, а ты сумей словом убедить.

В зубы (разг. фам.) - о небрежной подачке, взятке.

Я ему трешницу в зубы.

В зубах навязло (разг.) - очень надоело.

Ваши нотации давно всем в зубах навязли.

Держать язык за зубами - молчать, не говорить тогда, когда не нужно.

В присутствии чужих надо держать язык за зубами.

Зубы заговорить кому (разг. фам.) - перен. постараться обмануть, ввести в заблуждение, отвлекая посторонними разговорами.

Он думал, что ему удастся заговорить мне зубы и отделаться от уплаты долга.

Точить зубы на кого (разг.) - злобиться на кого-н., стремиться причинить вред, неприятность кому-н.

Начальник давно точил на него зубы.

Зубы чесать (разг. фам.) - говорить вздор, пустословить.

Любительница почесать зубы..

Вооруженный до зубов (книжн.) - прекрасно вооруженный, всячески, всеми средствами.

Вооруженные до зубов бандиты ворвались в село.

Назубок выучить (разг. фам.) - твердо зазубрить наизусть.

Что к следующему уроку стихи назубок выучили.

Попасть на зубок кому (разг. фам.) - сделаться предметом чьих- н. насмешек, придирчивой критики.

Плохо приходилось тем, кто попадал к нему на зубок.

Стоматологический словарь

очень плотный и полый удлиненный стержень, служащий для откусывания, раздавливания, измельчения и растирания твердой пищи.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. мн. зубы, -ов.

Костное образование, орган во рту для откусывания и разжёвывания пищи.

* Крепкие зубы. Держать в зубах. *

2. мн. зубья, -ьев.

|| прил. (к 1 знач.) зубной, -ая, -ое.

* Зубной вран. Зубной порошок. *

♦ Вооружённый до зубов . Очень хорошо вооружённый.

♦ Зуб на зуб не попадает . О дрожи от сильного холода, страха.

♦ Сквозь зубы говорить . Говорить, еле раскрывая рот, с неохотой.

♦ Не по зубам .Не под силу, не по способностям.

разг. Иметь зуб . Испытывать тайную злобу

Тезаурус русской деловой лексики

Словарь Ожегова

ЗУБ, а, мн. зубы, зубов и зубья, зубьев, м.

1. Костное образование, орган во рту для схватывания, откусывания и разжёвывания пищи. Коренные зубы. Молочные зубы (у детей: выпадающие после шести лет). З. н а з. не попадает (о дрожи от сильного холода, волнения, страха). На з. попробовать, взять (перен.: узнать, испробовать непосредственно; разг.). Сквозь зубы говорить (еле раскрывая рот, с неохотой; разг.). Не по зубам чтон. комун. (о чёмн. твёрдом: трудно откусить; также перен.: не под силу, не по способностям; разг.).

2. (мн. зубья, зубьев). То же, что зубец (в 1 знач.). Зубья пилы.

• Зубы на полку положить (разг.) дойти до крайней бедности, до голода.

Зубы (глаза и зубы) разгорелись на что (разг. неодобр.) очень захотелось иметь чтон.

Зубы точить на кого (разг.) злобствовать, стремиться причинить вред.

Ни в зуб (толкнуть) и ни в зуб ногой (прост.) совсем ничего не знает.

Иметь зуб против кого или на кого (разг.) испытывать против когон. скрытую злобу, затаённое недовольство.

В зубах навязло (разг.) очень надоело.

До зубов вооружиться, вооружён кто (неодобр.) полностью или сверх меры вооружиться, вооружён ктон.

| уменьш. зубик, а м. и зубок, бка, мн. зубки, зубок, м. (к 1 знач.).

• На зубок подарить что кому (разг.) сделать подарок новорождённому.

На зубок попасть кому (разг.) стать предметом насмешек, сплетен, критики.

| прил. зубной, ая, ое (к 1 знач.) и зубовой, ая, ое (ко 2 знач.; спец.). Зубной врач. Зубовая борона.

Сташ Маргарита Пшимафовна

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной страницы, а словарные слова составляют огромный словарь: их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

ВложениеРазмер
slovarnye__slova_ota_do_ya.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Словарные слова 1 - 4

А лл ея, а кк уратный, а бр и ко с , а р о ма т , а в тобу с , а рти ст , а в т о м о би ль , а гр о ном, адр е с , а птека, а лма з , а лф а ви т , а бзац, а кк ор д , а п е ль син, а пп а ра т , а пп е ти т , …

Б а ран, б а ранка, б а лкон, б а р а бан, б е рёза, бер е г , б и ле т , б е седа, б о лот о , быстр о , б и бл ио тека, б а гровый, б а гря н ый, б о тинки, б ио граф и я, б а зар, б а сс е й н, б а тон, бу д то,…

В о к зал, в а гон, вос е мь , в нутри, в ме ст е , в дв о ём, вет е р, вч е ра, в е зд е , в дру г , в п е рё д , в п е р е ди, в о кру г , в о сто к , в о рона, в о р о бей, ветр е н ый, вес е л о , в о скр е се нь е, вал е нки, в п е рвые, выр а жаю, выр а зи т е ль ный, ва нн а, ва нн ая, вв ерх, ве я ть , в и н е гре т , в до ль , вн и ма т е ль ный, в о лшебный, в о рота, вс е гда, …

Гор о д , гражд а н е , гр а жд а нин, громк о , г а зета, г о то в , г о тов ить , г е рой, г о р и зон т , г о рох, г о ряч ий , г а л е рея, га мм ы, г о лубой, г о р и зонт, гра мм , гр а мм ат и ка, гри пп , гру пп а, …

Д е ре вн я, д о рога, дев о чк а, д е журный, д е сер т , д е ка брь , два д цать , дв е на д цать , д и рект о р, до св и дан ия , д иа ло г , дл и на, дро жж и,

. Д а леко (д а ль)

Д о лина (д о л – ровное место)

Е ж е вика, есл и …

Ж ё лтый, ж и вотн о е, ж е лаю, жу жж ит, же нщ и на, жж ё т, …

З а во д , за я ц, за в тр а , за в тр а к , з де сь , з дан ие , з а кон, зап а д , здра в ствуйте, з е мл я ника, …

Из д а л е ка, и нж е нер, и нт е ре сн ый, ин е й, и н о гда, ист и на, ист и нн ый, и меть в в и ду, и лл юстрац ия , и ску сс тв о , …

К а л е нда рь , к а пуста, к а ртина, к а ртоф е ль , к а стрюля, кв а ртира, комната, компьютер, кровать, костюм, коричневый, к о м ба йн , к о см о на вт , к а б и нет, косм о с , к о стёр, к о нь ки, к о рова, к о пыто, к о лен о , к а рни з , ка сс а, к а рн а вал, к о нструкт о р, к о нструкц ия , к о пейка, кла сс , к а р а нда ш , к о лхо з , к и л о гра мм , к о манда, к а мы ш , к а п и тан, к о ра бль , к о нц е рт, к о рзина, к о р и дор, к а сс ета, к о м а ндир, как бу д то, к а ка о , к а литка, ка я ть ся, к о лл е кти в , к о лл екц ия , коф е , кро сс , кр о сс о в ки, кр о сс вор д , к о рр е сп о ндент, К расн ая площ а дь , К ре мль …

. К О МПАНИЯ К А МПАНИЯ

Л о пата, лаг е рь, лес т н и ца, л и сица, л и ловый, л е п е сток, л а донь, л а б о р а тор ия, ла я ть, л и мон, л е л е ять, …

М а ши на, м о л о ко, м е две дь , м о рко вь , м е чт а, м о ро з , Мо сква, медл е нн о , м о л о ток, мес я ц, м а г а зин, м а лина, мандарин, ма тч , м е та лл , м е т а лл ич е ский, мальч и к, м е тро, ма сс а, м е чта, му ж чина, м и лл и метр, ма я ть ся,…

На за д , на лев о , на прав о , на верн ое , на долг о , на ро чн о , не ск о льк о , н а ро д , на вс е гда, н а де я ть ся, н ао б о рот, н а пр и мер, н а с е ком ое , н е деля, …

Ов о щи, о дежда, о гурец, о ктя брь , о ди нн а д ц а ть, о г о ро д , о днажды, о бе д , о вё с , о рех, о сина, о тец, ок о л о , о в ца, обратно, о б о рона, о б а ян ие , о б а я тель ный, о з о рник, о т ча я н ие , обл а к о , о тт ен о к, о громный, о ранж е в ый, о рф о гра мм а, о тт уда, о тд ых, о теч е ств о …

П а льто, п е нал, п е тух, п о суда, п о м и дор, п о года, п о беда, п е сок, п е счан ый, пр е кра сн ый, пш е ница, пятн и ца, п о н е де ль н и к, п е ча ль, п е йза ж , п о ртрет, п и томник, пут е шеств ие , пр и вет, пр и вет лив ый, пл а ток, пр и рода, пр а ви тель ство, п а сс а жир, п а деж, пам я тн и к, п а латка, п иа нин о , п о жалу й ста, п о н и мать, п о п о лам, пор о вну, пр е сти ж , пр о гр е сс , пр ои сшеств ие , пр о стор, пр о фе сс ия , пр о ц е сс , п е рр он, п о мо щн и к, п о п е рёк, п о ряд о к, п о том, п о т о му чт о, поч е рк, прав и л о , прав и льн о , праз д н и к, пр е дмет, пр и вет, пр и мер, пр о гра мм а, пр о фе сс ия , …

Р а бота, р а боч ий , р е бята, ру сс кий, р а кета, р а сс т о ян ие , р е шен ие , р и сун о к, р а стен ие , ра йо н, р а внина, р о яль, р я бина, р а сс ка з , р е монт, ре я ть, р о машка,

. Р од и на – Р о сс ия,

но р од и на – город, село, где родился.

. Раз в и в аться – развитие, прогре сс ,

Раз в е в аться – (веять) флаг, знамя.

С а лют, с а п о ги, с а ла з ки, скор о , с о бака, с о рока, сев е р, с е го дня, с о лдат, с о л о вей, ст о л и ца, с о лома, св е ркать, св о бода, св о бодн о , с ей час, с е крет, с е ребр ян ый, се я ть, се я лка, сл ев а , сп рав а , сп а сиб о , с а м о лёт, с и рень, с и рен ев ый, су бб ота, су бб отн и к, свит е р, с и туац ия , сл а вян е , стольк о , сз ад и , с о ч и нен ие , су мм а,

спр а в е длив о сть, ст е ре чь , стра нн ый, сн а чал а , скольк о , с и ница, сч и тать, сч ё т, сч ас ть е , ст а кан, сс ора, ср азу, стр е к о за, с о ч и нен ие , с о сед, с о всем…

Т а релка, т е тра дь , тракт о р, т о вар и щ, т о ржеств е нн ый, т е перь, т е л е фон, т е пл о во з , т о пор, тр а м вай, тр а диц ия , тр е вога, т е атр, т о гда, тольк о , т е л е гра мм а, т е рр а с а, т е рр и тор ия , т о мат, т о ска, т о ску е т, тр о лл ейбус…

Уч е ник, уч е ница, учи т е ль , учи т е ль н и ц а, ур о жай, ул и ца, уж и н, ур а ган,

Фу т бол, ф ой е, ф ио лет ов ый, ф а мил ия , ф а нтаз ия , фин и ш …

Х о зяйств о , х о зя и н, хл е б о ро б , х о р о шо,

Ч е л о век, ч е твер г , ч ё рный, ч е тыр на дцать ,

Ш о фёр, ш о сс е , ш е с т надц а ть, шор о х, ш а лаш, ш ё лк,

. Ш Ё Л , У Ш Ё Л , ЗА Ш Ё Л , НА Ш Ё Л , ПЕРЕ Ш Ё Л , ОТО Ш Ё Л …

. Шеств о вать – идти за кем-то - шеств ие

Ше ф ств о вать – быть ше ф ами

Щ е гол, щ е нок, щеб е т (птиц)

Э к и па ж , э л е ктрич е ств о , э кспр е сс , э к скурс ия , э к ск а ват о р, э ск а лат о р, э л е ктр о во з , э л е ктр о станц ия …

Ябл о ня, ябл о к о , яг о да, як о рь, я зык, яй цо, ящ е р и ца, ясн о , ястр е б …


В школе детей учат проверять слова, ища к ним однокоренные, но в программе есть и те слова, написание которых надо зазубрить. Наш блогер, учительница начальных классов Ольга Катаева, делится советами, как выучить словарные слова и больше не делать в них ошибки.

От выражения «словарные слова» некоторых, скорее всего, передёргивает. Вспоминается школьное детство и зубрёжка этих самых словарных слов. В русском языке в начальной школе эта орфограмма называется «Слова с непроверяемыми безударными гласными». Хотя в словарь выносятся и другие слова, например с удвоенными согласными, непроизносимыми согласными, слова иноязычного происхождения и т. д. Другого способа, кроме заучивания, кажется, и не существует.

Помню, как на уроке во втором классе нам учительница сказала: «Слово „морковь“ пишется через „о“, но это слово из третьего класса, поэтому можете пока не запоминать». Естественно, именно это слово и запомнилось даже без заучивания.

На уроках русского языка всегда отводят время для работы со словарными словами. Каждый учитель организует её по-разному. В методичках развивающего обучения рекомендуют брать по пять слов на неделю и каждый день их прописывать, выполняя при этом разные задания:

1-й день — написание, деление на слоги, выделение орфограммы, постановка ударения, прописывание;

2-й день — звуко-буквенный анализ слов с цветными звуковыми схемами;

3-й день — деление для переноса и прописывание;

4-й день — составление словосочетаний или разбор по составу (с некоторыми словами это сложно, поэтому обязательно использование словообразовательного словаря);

5-й день — составление небольшого связного рассказа (в ТРИЗе этот приём называется «бином фантазии») или диктант.

Часто учителя задают учить словарные слова на дом. Случай из жизни: ребёнок в диктанте допустил восемь ошибок, задали повторить, чтобы переписать; дома учили-учили, повторяли-повторяли, переписал — 11 ошибок! Наверное, просто заучивать словарные слова не всегда эффективно, поэтому предлагаю способы, которые помогут организовать работу со словами из словаря дома.

44 способа запомнить словарное слово

1. Орфографическое чтение, то есть чтение «как написано» и вслух.

2. Выделение слабой позиции при чтении и в записи слова карандашом красного или любого другого цвета.

3. Постановка ударения при чтении, акцент значком на письме.

4. Подчёркивание в прописанных словах гласных букв красным цветом.

5. Подчёркивание в прописанных словах согласных букв: звонких, глухих, мягких — зелёным цветом, твёрдых — синим цветом.

6. Деление слов на слоги при написании и при чтении.

7. Деление для переноса. Если в слове несколько слогов, то разные способы переноса.

8. Рисование звуковой схемы. Традиционно используют красный — для обозначения гласных букв, синий — для твёрдых согласных, зелёный — для мягких согласных.

9. Подбор рифмы устно и письменно. Можно поискать в словаре — это полезно, так как приходится несколько раз перечитывать столбики, что способствует непроизвольному запоминанию.

10. Фонетический разбор слова, точнее звуко-буквенный.

11. Подбор из словаря по цветной схеме. Схема дана, остаётся найти слово или несколько слов, если они все подходят.

12. Составление дерева родственных слов, ещё лучше — рисование этого дерева. Можно пользоваться словообразовательным словарём.

13. Образование родственных слов других частей речи к словарному. Или образование несуществующих слов с заданной приставкой или суффиксом — даже весело будет.

14. Разбор по составу.

15. Подбор слов с такой же приставкой, суффиксом, окончанием.

16. Подбор слов из словаря по морфемной схеме.

17. Подбор синонимов, антонимов.

18. Подбор картинок и надписи на них.

19. Составление словосочетаний.

20. Сочинение загадок.

21. Работа с этимологией слова.

22. Работа с толковым словарём.

23. Подбор фразеологических оборотов, если возможно.

24. Подбор пословиц, поговорок с этим словом.

25. Составление кроссвордов.

26. Составление предложений.

27. Интонационное чтение предложения или чтение с заданной эмоцией.

28. Поиск мнемонических приёмов. Например: «Костя ходит в костюме, а Паша в пальто».

29. Мини-сочинения — приём «бином фантазии».

30. Выделение других орфограмм.

31. Подбор слов с такими же орфограммами.

32–40. Диктанты:

  • зрительный,
  • картинный,
  • фонетический (дети рисуют только цветную схему),
  • слуховой,
  • ребусный (показ ребусов),
  • из загадок,
  • письменная викторина,
  • выборочный (на заданную букву, например, или только рифмующиеся слова),
  • графический (в результате такого диктанта получается график. Например, две строчки: в одной написание «о», в другой — «а» и десять столбцов, ставим точки в нужной клеточке (1а, 2о, 3о, 4а и так далее), а потом соединяем).

41. Составление ребусов, своих словарей.

42. Запись слов с буквами звонких согласных, заменив буквами глухих согласных.

43. Игра «От козы до ноги» (коза-роза-рога-нога) и другие игры в слова.

44. Граффити, инфографика (запись слова картинкой).

Когда будете работать по этим рекомендациям со словарём, не забывайте, что работа со словарём должна проводиться в системе. Список советов можно продолжить, у каждого найдётся свой отработанный приёмчик. Обсудим их в комментариях?

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

адаптированные к детям с речевыми проблемами способы и методы работы над словарными словами

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль. Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"?

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее.

Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости.

Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.

Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющих в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов.

Важно помнить:
1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

1. Чтение слова ребенком.

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).

3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и на слоги для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).

8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).

11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).

12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: "Город" и "Деревня");
- по частям речи;

13. Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.

14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

16. Подбор однокоренных слов.

17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

18. Разбор слов по составу.

19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).

23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).

24. Письмо по памяти.

25. Самодиктант и взаимопроверка.

26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла. ный, керо. ин, шо. е, ро. а, ка. ир, ба. ейн).

27. Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).

28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).

29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).

30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить. ).


Хорошо зарекомендовал себя способ написания слов с закрытыми глазами .

"Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
Назови его по буквам.
Заставь помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает"?
Прочти медленно, как будешь писать.
Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь".
(Все выполнять с закрытыми глазами.)


Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов . Но я не рекомендую его применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, СДВ, ММД, с умственной отсталостью.

Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.
Например: береза.

2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе-ре-за.

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: б_Е., б_е.

4. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству
и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово
* береза - по цвету _бЕлая
* береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат:

б_Е.реза - б_Е.лая,
- гр_Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б
б_Е реза
л
а
я

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

г_А.зета - бум_А.га,
к_А.рман - дыр_А.,
д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,
з_А.вод - труб_А.,
к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
ин_Е.й - б_Е.лый, сн_Е.г,
л_А.донь - л_А.па,
к_А.пуста - з_А.яц
к_А.рандаш - гр_А.нь, бум_А.га,
с_О.бака - хв_О.ст

Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком.

1. Агафонов В. В. "Неправильные правила" для словарных слов - и не только".

2. "Словарные слова в образах и картинках". Пособие для логопеда в двух частях.
Аннотация:
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.

3. Парамонова Л. Г. "Как овладеть правописанием "словарных" слов".
Аннотация:
Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.

4. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс"
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим "Учись" позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим "Проверь себя" предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим "Контроль" позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.

5. Зегебарт Г. М. "Учение без мучения. Коррекция дисграфии".
Издательство Генезис М. - 2007 г.

Комментарии к статье
Работа над словарными словами

20.03.2008, 21:35
светлана

смотрите шпаргалки в копилке опыта там есть стихи на трудные буквы 14.04.2008, 19:17
татьяна

большое спасибо за вашу статью. Легко в работе, не надо тратить время при подготовке к уроку, выдумывать способы и формы работы над словом. 02.06.2008, 21:17
Vera

Молодец, Оксана! Ты хороший друг для начинающих логопедов. 12.06.2008, 22:55
Татьяна

Статья понравилась, многое буду использовать на практике 28.09.2008, 13:31
Елена

Спасибо. Очень полезная информация. Буду использовать на практике в нач школе. 30.09.2008, 17:28
Ирина

Спасибо, Оксана! Вы предлагаете очень интересные методы! 23.11.2008, 00:24
Анюта

Спасибо. ))) 23.12.2008, 21:38
Елизавета

Спасибо большое. =) замечательная статья 17.02.2009, 18:11
Валентина

Спасибо огромное. Мне очень помогают Ваши советы и рекомендации.Это хорошая помощница тем, кто не может получить помощь логопеда. 02.11.2009, 09:05
Ева

Спасибо за статью 08.12.2009, 20:00
наталья

спасибо. очень полезная и интересная информация. 23.03.2010, 04:17
Марианна

здравствуйте! спасобо вам большое. Есть ли у вас план индивидуальной работы с детьми ОНР 3 уровня? 09.04.2010, 12:58
карина

13.05.2010, 16:57
Катя

мне очень помогло------ 22.10.2010, 19:57
Оксана

Очень понравилась Ваша статья. Подскажите, где можно купить книгу и диск Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс". Буду очень признательна 04.05.2011, 22:58
Ирина

Спасибо от меня и моей дочурки. Спасибо за направление, в котором мы должны двигаться, чтобы исправлять наши проблемки. :-) 09.01.2017, 10:02
Наталья

Очень грамотная статья. Спасибо! 22.05.2018, 11:07
Надежда

Спасибо огромное! Очень хорошая статья, очень подробная, понятная, много вариантов работы!

Проверочное слово — это однокоренное слово к проверяемому (слово, которое мы проверяем), но которое не вызывает сложности в определении проблемной буквы и однозначно указывает на правильный вариант написания. Попробуем разобраться с данным определением на примере проверяемых слов:

  • честный
  • опасный
  • агентство
  • взгрустнуть
  • прояснить

Для данных слов, несмотря на то, что это разные части речи, возникает одинаковый вопрос: «Нужна ли буква «т» в корне при письме?». Ищем слова, которые помогут нам проверить наличие буквы «т» в корне (это и есть наши проверочные слова):

честный — честь, значит пишем с буквой «т»;
опасный — опасность, хоть в проверочном слове и появляется буква «т», но она относится к суффиксу «ость», а в корне буква «т» отсутствует, поэтому «опасный» пишем без «т»;
агентство — агент, при проверке четко видна буква «т», поэтому она будет и в проверяемом слове;
взгрустнуть — грусть, проверочное слово к проверяемому слову указывает на наличие «т» в корне слова;
прояснить — ясно, корень проверочного слова не содержит букву «т», соответственно, и проверяемое слово тоже.

На самом деле, проверочные слова могут помочь не только с корневыми согласными, с их помощью можно определить правильную гласную в безударном слоге (цвЕто’к — цвЕ’т, дОли’на — дО’л). В некоторых случаях нужно подбирать разные проверочные слова, чтобы определить правильность написания разных букв слова, например: «зОлОтой» первые две буквы «о» не под ударением и вызывают сложность, поэтому мы подбираем слова, где эти буквы будут слышаться и писаться однозначно: зО’лото (проверочное слово для первой буквы «о»), позолО’та (проверочное слово для второй буквы «о»).

Всегда ли можно подобрать проверочное слово?

В русском языке многие слова не имеют проверочных слов. Тому существует несколько причин:
— заимствованные слова, которые происходят от слов из других языков (бестселлер, фантазия);
— слово изменило первичное написание (устаревшее слово «робота» заменило современное — «работа»);
— все словоформы вызывают сложности в определении проблемного места, такие слова обычно называют словарными (лестница, праздник, чувство и т.д.), их написание необходимо запомнить.

Как правильно подобрать проверочное слово?

  1. Первым делом нужно понять, какая буква вызывает сложность.
  2. Если сложность в корневой части слова, тогда можно подобрать проверочное слово, если же проблемы в написании префикса, суффикса или окончания, проверочное слово в большинстве случаев будет бесполезным. И рекомендуем сразу обратиться к словарю или к другим правилам.
  3. Если проблема с написанием безударной гласной «а», «о», «и», «я», «е», подбираем такое однокоренное слово, где проблемная буква будет под ударением:
    • трАва’ — трА’вушка,
    • дОли’на — дО’л,
    • глЯде’ть — взглЯ’д,
    • пЕшко’м — пЕ’ший.

Не забываем также, что существуют словарные слова-исключения, которые нужно запомнить, и у них нет проверочных слов и о чередующихся гласных в корнях: -лож- — -лаг-; -кос- — -кас-; -бер- — -бир-; -ня- — -нима-; -чет- — -чит-; -мер- — -мир-; -мя- — -мина-; -мак- — -мок-; -дер- — -дир-; -блест- — -блист-; -жа- — -жима-; пер- — -пир-; -стел- — -стил-; -рос- — -раст-, -ращ-; -жег- — -жиг-; -ча- — -чина-; -равн- — -ровн-; -тер- — -тир-.

  • Если проблема с написанием шипящей согласной в корне (когда не понятно к-х, ш-щ, ж-ш и т.п.), лучше обратиться к словарю. Проверочное слово в этом случае не поможет. В некоторых случаях подобная ситуация может быть и со звонкими согласными, например, в слове «йод» вызывает сложность буква «д», в данном случае также рекомендуем запомнить написание слова и перепроверять себя с помощью словаря, т.к. проверочного слова нет.
  • Если проблема с непроизносимыми согласными «д», «т», «в», «л» в корне слова, ищем проверочное слово, где однозначно понятно присутствует ли проблемная буква в корне. НаезДник — езДа, лесТный — лесТь, здраВствуй — здраВие, соЛнце — соЛнышко. Как мы писали выше, не всегда возможно подобрать проверочное слово: лесТница, чуВство, празДник.
  • Все равно проверьте себя с помощью словаря! :-)
  • Читайте также: