Как поменять зубы на ковше экскаватора

Опубликовано: 27.04.2024

Со стороны может показаться, что ковш экскаватора — изделие простое: большая металлическая лопата с зубьями, никаких хитростей! Однако производители этого оборудования могут часами рассказывать об особенностях его устройства.

Многолетней опыт работы экскаваторов, тесты, замеры и испытания выявили элементы ковша, которые в процессе работы практически не страдают от контакта с грунтом, а также те, которые принимают удар на себя. Исходя из этих данных и создаётся ковш: для разных его частей используются разные материалы, используется специфическая защита.

Режущая кромка ковша — один из элементов, подверженных наибольшему износу.

Работа с этой частью ковша — целая наука. Задача, разумеется, одна — увеличить интервалы обслуживания и из-бежать незапланированных простоев экскаватора вследствие ремонта оборудования.

«Основной составляющей износа является абразивное воздействие грунта на режущую кромку навесного оборудования карьерной техники. Твёрдость грунта, из-за наличия в нём кремния, составляет порядка 1000 ед. по Викерсу, в то время как большинство металлов, применяемых для изготовления режущей кромки, имеют твёрдость 300-400 ед. Самые высокие показатели — это 600 ед. Очевидно, что при многоцикличной нагрузке режущая кромка будет подвержена истиранию», — объясняет инженер-конструктор ООО «УгольМашСервис» Илья Деблов. «Конструкция ковша ведь геометрически понятна: если взглянуть на то, как ковш входит в породу, очевидны его элементы, которые в наибольшей степени подвержены истиранию. На эти участки ставится дополнительная защита, которая является расходным материалом», — добавляет начальник отдела маркетинга машиностроительной группы «КРАНЭКС» Сергей Комолов.

«Основной составляющей износа является абразивное воздействие грунта на режущую кромку навесного оборудования карьерной техники. Твёрдость грунта, из-за наличия в нём кремния, составляет порядка 1000 ед. по Викерсу, в то время как большинство металлов, применяемых для изготовления режущей кромки, имеют твёрдость 300-400 ед.
Самые высокие показатели — это 600 ед.
Очевидно, что при многоцикличной нагрузке режущая кромка будет подвержена истиранию», — объясняет инженер-конструктор ООО «УгольМашСервис» Илья Деблов.

«Конструкция ковша ведь геометрически понятна: если взглянуть на то, как ковш входит в породу, очевидны его элементы, которые в наибольшей степени подвержены истиранию.
На эти участки ставится дополнительная защита, которая является расходным материалом», — добавляет начальник отдела маркетинга машиностроительной группы «КРАНЭКС» Сергей Комолов.

Особый подход

Разумеется, владельцы техники заинтересованы в том, чтобы элементы машины, пусть даже и расходные материалы, ходили как можно дольше. Производители серьёзно подошли к вопросу режущих кромок, и сегодня есть несколько типовых решений повышения износостойкости ковша.

Главную роль, конечно же, отдают качеству металла, который используют для изготовления режущих кромок.

Обычные конструкционные стали не годятся — их ведь разрабатывали для совершенно иных условий работы. Ещё со времён СССР для создания режущих кромок применяли стали с высоким содержанием углерода. Эксперты отмечают, что по твёрдости претензий к ним нет, но вот под воздействием низких температур — а российские месторождения нередко находятся именно на сервере — стали становятся хрупкими.

Говоря о современных материалах, эксперты, как правило, называют шведскую сталь Hardox либо её аналоги. Причём, аналоги должны быть европейскими, китайские стали доверия не вызывают. Важно, чтобы твёрдость материала составляла от 400 до 600 НВ.

Дополнительная броня

Но одним грамотным выбором стали дело не ограничивается.

Специалист «УгольМашСервис» наглядно продемонстрировал, что даже самая твёрдая сталь уступает грунту, с которым экскаватору приходится работать. Поэтому специалисты дополнительно усиливают режущую кромку дополнительной защитой в виде накладок из высокопрочной стали, межзубьевой защитой, скальными адаптерами и коронкамии.

Все эти защитные элементы являются сменными — за счёт этого упрощается обслуживание ковша.

Эксперт уточняет, что даже материалы, которые применяются для изготовления зубьев, подвержены абразивному износу при контакте с грунтом.

Ручная работа

Понятное дело, что в процессе эксплуатации материал истирается, и рано или поздно возникает необходимость замены конструктивных элементов.

Но есть ещё и такое явление, как возникновение трещин на режущей кромке. Здесь вопрос уже не к производителю оборудования (в очень редких случаях причиной могут стать ошибки в отливке стали), а к специалистам, его эксплуатирующим.

Илья Деблов отметил ещё и возможные климатические факторы износа элементов оборудования.

Мнение

[caption 220

«В каталоге нашей компании большой ассортимент ножей, зубьев и стоек для отечественной и импортной спецтехники, из различных видов сталей.

Есть бронированные ножи, твердосплавные ножи, резцовые ножи, перфорированные ножи и ножи с наплавкой из сормайта.

Каждый из них произведён с термической обработкой на высокотехнологичном оборудовании.

Техническая грамотность наших специалистов позволяет потребителю сориентироваться в выборе оптимального ножа для тех или иных видов работ и сделать правильный выбор» - Оксана Камальдинова, директор ООО "Азимут".

Региональный менеджер MTG в СНГ, Монголии и Финляндии Вилле Хяккинен объяснил, что значит «неправильный ремонт». Когда потребитель пытается решить задачу самостоятельно, он порой не учитывает специфики работы со сталью, и в результате — элемент ковша получает повреждения.

Мнение

«Современные износостойкие стали хорошо свариваются, однако для этого необходимо чёткое соблюдение всех технологических нюансов. Ремонт ковшей представляет собой замену изношенных элементов на новые. В некоторых случаях эти работы можно осуществить прямо на объекте, в других — необходимо везти оборудование в сервис. Специалисты нашей компании выполняют работы как в стенах сервисного центра, так и на объекте заказчика»- Алексей Пахомов, руководитель направления ООО "Компания Традиция К" .

Ремонтировать или менять?

И классический вопрос владельцев техники: менять элемент, который по большому счёту, является расходным материалом, или есть возможность «подлатать» кромку, увеличив срок её службы?

Эксперты говорят, что всё определяется на месте, и главное слово за механиком, ответственным за работоспособное состояние техники. Если обнаружены дефекты, к «больной кромке» приглашается специалист по ремонтам.

В основе диагностики — визуальный осмотр: выявляются деформированные и изношенные элементы, трещины, сколы. Специалист составляет ведомость дефектов, на основе которой разрабатывается технологическая карта ремонта, в которой описываются материалы, операции, сроки выполнения.

После согласования двумя сторонами данной ведомости приступают к ремонту.

Режущую кромку очищают от грязи; трещины разделывают, заваривают, зачищают. Заменяют изношенные зубья, срезают и устанавливают новые футеровочные пластины. После завершения ремонта работа принимается механиком.


13.05.2016 Зуб ковша – правила замены при выходе из строя

Зуб ковша это тот его элемент, который принимает на себя основную нагрузку, подвергаясь при этом интенсивному истиранию во время копания, погрузки или иной работе спецтехники. На зубья (коронки) действует целый ряд разрушающих факторов, из-за которых коронки приходят в негодность:

  • ударные нагрузки;
  • истирающее воздействие поверхности;
  • абразивное воздействие мелких частиц попавших в замки или в места примыкания коронки к адаптеру или ковшу.

Любой зуб ковша может выйти из строя в самый не подходящий момент, снизив тем самым эффективность работы ковша. Поэтому мы рекомендуем вам регулярно осматривать и при необходимости менять вышедшие из строя зубья на ковше экскаватора. Производители спецтехники и ковшей рекомендуют менять зубья ковша после пяти сотен отработанных часов. Однако главным требованиям для смены коронок является не продолжительность отработанного времени, а их фактическое состояние.

Зубья ковша с креплением на болтах

Особое внимание при смене коронок ковша следует уделять их крепежу потому, что входящие в его состав гайки и болты так же активно изнашиваются. Следует отметить, что при установке нового зуба не рекомендуется применять старые крепёжные элементы.


Что необходимо для замены зубьев ковша?

Для замены зубьев ковша вам следует, приготовить следующее:

  1. новые зубья;
  2. новый комплект гаек и болтов;
  3. гаечные ключи;
  4. опора для ковша (деревянный брус, поддон и т.д.).


Порядок работ при смене зубьев

  • установить ковш на опору и заблокировать его в удобном для смены коронок положении, низ ковша должен быть расположен горизонтально;
  • заблокировать рычаги управления спецтехники и ей стрелы во избежание травм при внезапном перемещении;
  • очистить коронки и их крепежные элементы от грязи и ржавчины;
  • снять старые коронки заменить их новыми;
  • аккуратно затянуть крепёжные элементы.


Зубья ковша с адаптерным креплением

Схема смены зубьев монтирующихся на ковш посредством адаптера отличается от предыдущей, что связано с особой системой крепления коронки на адаптере. Следует отметить, что несвоевременная смена изношенной коронки может привести к разрушению адаптера и его трудоёмкой замене.
Часто возникают случаи, при которых коронка вполне работоспособна, однако заметен люфт в месте её крепления на адаптере. Причиной этого является повреждение фиксирующей системы коронки или дефект конструкции замка.


Что необходимо для замены коронки с адаптерным креплением?

Для замены зубьев ковша вам следует, приготовить следующее:

  1. новые коронки;
  2. новые замки для фиксации;
  3. шлямбур и молоток для удаления и установки замка;
  4. опора для ковша (деревянный брус, поддон и т.д.).


Порядок работ при смене и установке коронки на адаптере

  • установить ковш на опору и заблокировать его в удобном для смены коронок положении, низ ковша должен быть расположен горизонтально;
  • очистить коронки и их замки от грязи и ржавчины;
  • удалить старое крепление;
  • вставить резиновый замок в необходимое отверстие адаптера;
  • расположить коронку на адаптере и добиться совпадения крепёжных отверстий на адаптере и коронке;
  • вставить фиксатор в крепёжное отверстие и с помощью шлямбура и молотка забить его до полного погружения в отверстие, важно при этом аккуратно забивать фиксатор и не упирать шлямбур в резину.

Если у вас возникли какие, либо вопросу касаемо особенностей смене коронок обращайтесь в сервисную службу нашей компании. Если же вы желаете купить зуб ковша, сотрудники нашего отдела продаж помогут вам подобрать и приобрести коронки, адаптеры, а также любые другие режущие и защитные элементы для вашего ковша.

С началом весны ГК «ОЛАНВО» удалось существенно расширить географию поставок гидромолотов BLTB и укрепить свои позиции на рынке.

Ковш экскаватора часто называют его основным рабочим органом. Он подвергается наибольшему износу от постоянного механического воздействия, особенно серьезные нагрузки принимают на себя коронки. Без определенных защитных мер даже устойчивые ковши, изготовленные из стали Hardox, приходят за два-три года усиленной эксплуатации в полную негодность. Коронки стачиваются (ломаются) за меньший отрезок времени.

Большинство производителей рекомендует менять коронки каждые 500 – 600 часов работы, в зависимости от интенсивности нагрузки. Однако, ждать до последнего не рекомендует никто: помимо главного своего назначения – резать грунт – они служат в качестве защиты ковшей, поэтому лучше всего вовремя заменить вышедшие из строя на новые.

Причины замены

Коронки считаются залогом надежности для зубьев, защитой ковшей. К этому элементу предъявляются строгие требования:

  • Коронка должна как можно дольше выполнять свою главную функцию – резать грунт и как можно меньше изнашиваться, а при умеренном износе иметь свойство самозатачиваться;
  • Коронка должна как можно плотнее прилегать к адаптеру (колонки на адаптере) или крепиться болтами к зубьям (коронки на болтах) и предохранять технологический узел от износа, сам узел не должен со временем разбалтываться.

Большинство мировых производителей строительных машин и запчастей на спецтехнику выпускают несколько разновидностей коронок, подходящих под определенные грунтовые условия и характер работы.

Главными причинами замен часто становятся:

  • Низкое качество материала, из которого изготовлены коронки;
  • Непрерывное использование одних и тех же расходников без соблюдения требований к условиям эксплуатации;
  • Повторное использование крепежных механизмов (болтов и гаек);
  • Отсутствие контроля состояния коронок и креплений на протяжении длительного периода;
  • Использование расходных и комплектующих кустарного производства.

Для того чтобы вопрос как поменять коронки на экскаваторе возникал как можно реже, необходимо подбирать подходящее для определенного вида работ и типу грунта оснащение к ковшу, постоянно контролировать состояние самих коронок и ключевых соединений и не экономить на комплектующих.

Особенности проведения ремонтных работ

При замене коронок на ковше экскаватора, надо взять на заметку, что вместе с коронками замене подлежат все болты и гайки, при помощи которых коронка крепится к адаптеру или зубьям. Повторное их использование с новыми коронками может привести к поломке или значительному повреждению последних.

Замена коронок разных видов производится по примерно одинаковой схеме:

  1. Заблокировать ковш в определенном положении на возвышенности;
  2. Заблокировать рычаги управления машиной;
  3. Снять старые коронки (раскрутить болты и гайки);
  4. Прочистить места соединений от окаменевшей грязи;
  5. Надеть новые коронки и закрепить их новыми болтами и гайками;
  6. Проверить прочность крепления через несколько часов.

ВАЖНО! На подготовительном этапе, перед тем как поменять коронки на экскаваторе, необходимо проверить, заблокированы ли основные рабочие узлы экскаватора и сам ковш. Не следует приступать к работе, если блокировку осуществить нельзя.

Установка новых адаптерных коронок осложняется лишь необходимостью крепить коронки сначала к адаптеру, который после этого крепится к ковшу. Прежде чем закончить работу, необходимо убедиться в отсутствии люфта коронки в месте соединения с адаптером.

Как повысить ресурс работы ковша экскаватора

Жизненный цикл ковша экскаватора можно значительно продлить, если:

  • Для разных типов грунта и разных видов работ использовать соответствующие расходные материалы;
  • Укомплектовывать каждый ковш различными специальными защитными средствами и накладками.

Мировые производители строительной и карьерной техники предлагают своим клиентам целый ряд средств и устройств, помогающих защите ковшей экскаваторов.

Ассортимент коронок у ведущих производителей расходных материалов всегда велик. Каждый из них предлагает отдельные виды коронок для работы с песчаным грунтом, скальными породами, торфом, снегом, глиной и каменной крошкой. За счет материала, из которого изготовлены расходники, их рекомендуют к эксплуатации при особых погодных условиях: повышенной или пониженной температурой или влажностью.

С каждым годом коронки, как большинство других комплектующих, дорабатываются и совершенствуются. Поэтому собираясь произвести замену коронок на ковше экскаватора, посмотрите, не появился ли какой-нибудь новый вид коронок, подходящий ковшу экскаватора и отвечающий условиям эксплуатации.

ВАЖНО! Выбирая коронки, имеет смысл уделить внимание материалу, из которого изготовлены коронки. Чем выше показатели его износоустойчивости и прочности, тем дольше прослужат вам расходные материалы.

Время прочтения: 5 минут

Отправим статью "Системы креплений коронок к ковшу" вам на E-mail

Максим Енуков

Системы креплений коронок к ковшу

Зуб – рабочая деталь экскаватора, которая в наибольшей степени подвержена износу в процессе эксплуатации. Состоит из коронки и адаптера. Вместе со стопором - зуб в сборе. Расходники по-русски или GET по-английски – детали, за которыми следует пристально следить и менять по мере их истирания. У каждого производителя, конечно, эта мера своя, но в мире специальной техники принято ориентироваться в среднем на 500 часов. Т.е. коронки, относящиеся к быстроизнашиваемым деталям ковша экскаватора, подлежат замене один раз в полгода.

зубья ковша установка.jpg

Есть оригинальные и неоригинальные расходные материалы для экскаваторных ковшей.

К популярным в России оригинальным системам крепления можно отнести зубья фирм-производителей CAT и Komatsu. Они сыскали любовь у российского народа, потому что легко заменяются, являются достаточно прочными и к тому же недорогими сменными запчастями ковша.

Что касается неоригинальных систем зубьев, то лидерами в этой области являются несколько компаний. Например, ESCO – из Америки; Italricambi, ESTI и ITR из Италии, а также BYG и MTG из Испании. Эти фирмы поставляют коронки и адаптеры зубьев ковшей по всему миру. Заслужили доверие среди покупателей за счет прочности стали, из которой изготавливаются запчасти, а также из-за уникальности конструкций. Именно благодаря ей, детали этих компаний применимы к специальной техники практически любых фирм—производителей.

Схемы крепления систем зубьев экскаватора

В настоящее время выделяют две системы крепления зубьев – крепеж коронки зуба к ковшу при помощи болтов и крепеж на адаптеры.

В первом случае зуб крепится при помощи болтов и гаек непосредственно на кромку ковша. В основном используется 2-4 крепежных элемента. Этот вид крепления обычно присутствует в экскаваторах марок Komatsu (Комацу) и JCB (ДжиСиБи). Например, в экскаваторах JCB 3cx и 4 cx применяется именно крепеж «болт-гайка».

Во втором случае - на ковш ставится адаптер, к которому крепится коронка при помощи стального пина (пальца) или резинового стопора. Используется на экскаваторах JCB, а также Hitachi (Хитачи), Kobelco (Кобелко), Cat и пр. Пример? Например, Hitachi EX 200, EX 300, EX 600. Примечателен тот факт, что замене в случае износа (смене грунта) подлежит только коронка, адаптер остается нетронутым.

Деление системы крепления коронок

Системы крепления подразделяются по производителю, способу крепления и по типу назначения.

Так, например, выделяют системы следующих производителей: Caterpillar, Komatsu, Esco, MTG, Liebherr, JCB, Volvo, Doosan, Hyundai и пр.

По способу крепления различают вертикальное и горизонтальное (боковое) крепления. Зубья, где крепление коронок к адаптеру вертикальное, обычно используются для тяжелых видов работ. Стандартные же типы зубьев крепятся с помощью горизонтального пина (пальца).

По типу и назначению зубья ковша экскаватора (или погрузчика) делятся на быстросъемные элементы общего назначения и для различных видов грунта (мягких, твердых, абразивных или мерзлых). В зависимости от места использования и марки экскаватора/погрузчика коронки изготавливаются с отличными друг от друга параметрами (вес, размеры, прочность и пр), что отображается в символьном коде.

А теперь подробнее. Как уже говорилось выше, есть популярная в России американская фирма CAT. Она производит коронки как с вертикальным, так и с горизонтальным (боковым) креплением. У нее в арсенале есть 4 типа коронок – стандартная (U), удлиненная (W), усиленная (N), скальная (T). Отличие W-коронки от типа U в том, что длинна первой на 20% больше. Предназначены они для абразивных грунтов (песок, торф, грунт). Скальные же (T-тип) - для твердых скалистых или мерзлых видов грунта.

Komatsu – система крепления преимущественно с горизонтальным креплением. Бывают скальными (RC) и стандартными (без буквенного обозначения): у экскаватора PC 400 -скальный вариант крепления коронок – 208-70-14152 RC, а стандартный - 208-70-14152.

Компания Esco также производит системы коронок для землеройных машин. Их зубья – неоригинальные запчасти - подходят для ковшей любых известных марок экскаваторов. Разрабатывают несколько подклассов систем: Super V, Ultralok, SV-2, Posilok Plus, Nemisys.

Ниже – сравнительная таблица с сериями двух популярных компаний-производителей систем крепления коронок – CAT и ESCO– оригинальных и неоригинальных запчастей экскаватора.

Таблица 1 – сравнительная таблица систем крепления коронок CAT и ESCO

Тип или подтип

Размер и вес

Esco Nemisys Lip Sistem.

Уникальность – блокирующее устройство на адаптере и коронке; не требует специальных инструментов для удаления

R – скальный

SW – стандартный износостойкая

S – стандартный

D – для драглайнов

V – с двумя пиками

N1R – скальная коронка для карьерных экскаваторов массой не более 350 т

Esco Conical System.

Крепятся на адаптер вертикальным пальцем либо по центру, либо сбоку коронки

S - стандартный

TV - с двумя пиками

VIP - остроконечный

TE-18S – зуб экскаватора ESCO серии Conical стандартный для техники массой 3-6 т

Esco Ultralok system.

Система двухэлементная, благодаря тому, что устройство блокировки - встроенное.

S - стандартный

C - долотовидный

P – остроконечный

T - двузубый

F - раструбный

H - усиленный

TE-U20S – зуб экскаватора серии Ultralok стандартный для техники 8-10 т

ESCO Super V.

Традиционная трехэлементная версия для строительных экскаваторов и погрузчиков.

SYL – стандартный

SDX – усиленный

VY – остроконечный

TVY – с двумя пиками

F (Flare) – раструбный

TE-V39VY – зуб экскаватора серии Super V остроконечный для техники массой 25-30 т

ESCO SV-2. Двухэлементная система для канатных мехлопат, гидравлических экскаваторов и погрузчиков

RX – универсальный

VX – остроконечный

SD – остроконечный рыхлительный

CHD – рыхлитель для тяжелых условий

Для канатных экскаваторов:

RXL – удлиненный универсальный

RXXL – сверхдлинный универсальный

RHXL – для работы в тяжелых условиях

Для погрузчиков:

AG – износостойкий с башмаком

ADHL – с башмаком для работы в тяжелых условиях

TE-75 SV2 RX – зуб экскаватора серии SV-2 универсальный

ESCO Posilok – легкая установка при помощи одного единственного инструмента – шестигранного ключа.

TKHM/TKHMA

TKTVLB – удлиненный с двумя пиками

TKRML - удлиненный

TKRXL - свехдлинный

Для драглайнов:

S 110 – от 350 т

S 130 – от 500 т

S 145 – от 800 т

S 160 – от 1000 т

CAT J серии (горизонтальное крепление)

S – стандартный

P – проникающий

PP - Усиленный проникающий

RP2 – проникающий для тяжелых условий

HDAL – усиленный абразивостойкий

RC – проникающий абразивный

VIP – заостренный

TV – с двумя пиками

TC-1U3202 – зуб CAT стандартный серии J200

CAT K серии (вертикальное крепление). Простота в креплении

S – стандартный

P – проникающий

PP - Усиленный проникающий

RP2 – проникающий для тяжелых условий

HDAL – усиленный абразивостойкий

RC – проникающий абразивный

VIP – заостренный

TV – с двумя пиками

220-9081 – коронка серии K типоразмера 80 для работы в тяжелых абразивных условиях

Hammerless Cat (удерживающее устройство CapSure)

S – стандартный

T – остроконечный

TT – с двумя пиками

PP - проникающий

E - усиленный

TC-RVJ350E – зуб CAT усиленный для техники массой 20-25 т


Таким образом, при выборе системы крепления коронок ковша экскаватора или погрузчика необходимо учитывать их характеристики, способ крепления и производителя.

Сомнения все равно остались? Звоните нашему менеджеру – 8 (800) 500-87-93. Он оперативно ответит на все вопросы и разрешит все Ваши сомнения.

Спецтехника применяется буквально на всех стадиях строительного производства. От качества строительных машин, эффективности их использования, а также от таких технических характеристик, как долговечность и ремонтопригодность, напрямую зависят темпы работы строительного подрядчика. Огромное внимание следует уделять состоянию транспортного парка, в частности, степени износостойкости ключевых соединений агрегатов и рабочих органов, включая навесное оборудование.

Преждевременный износ рабочего инструмента

зуб ковша экскаватора


Нередко операторы землеройной техники игнорируют состояние режущего инструмента, не уделяя должного внимания его износу и уровню затупления. Лишь после того, как зуб экскаваторного ковша сломается или износится настолько, что эксплуатация экскаватора в дальнейшем становится невозможной, следует обращение оператора к непосредственному руководителю. Учитывая, что проблема износа зуба ковшей экскаватора требует кардинального решения, строительные подрядчики несут большие финансовые потери, связанные с последующим дорогостоящим ремонтом ковша экскаватора.

Предупредить отказ строительной техники вследствие износа позволяют своевременно принятые меры. Главной причиной преждевременного износа зуба ковша экскаватора специалисты называют несоответствие их размеров и форм проектным требованиям. Это проявляется в следующих случаях:

  1. Зачастую используют укороченные (затупленные) зубы, длина которых не превышает 50% от проектной длины. При ремонте ковша нередко сталкиваются с такими фактами, когда длина элемента меньше требуемой в 2-3 раза.
  2. Наиболее часто подвержены затуплению зубья ковша экскаватора при эксплуатации спецтехники на разработке скальных грунтов или грунтов со скальными включениями.
  3. Деформация вследствие износа образовывается по задней грани на зубьях прямых лопат.
  4. Изнашивание ножей и зубьев по передней грани провоцирует увеличение углов заострения и резания.

Потеря показателей рентабельности спецтехники

зуб ковша экскаватора


Согласно практическим наблюдениям, после выработки 35 тыс. кубометров песчано-щебёночных грунтов зубы ковша экскаватора находятся в стадии полного износа. Их угол заострения увеличивается в 2,5 раза, а рабочая длина уменьшается более, чем в 3 раза. Подобное состояние рабочего органа резко снижает общую производительность строительной спецтехники, поскольку вся энергия двигателя экскаватора направлена не на компании, а на преодоление новых препятствий.

Данный процесс усугубляется при совокупном действии следующих условий:

  • состояние металлического слоя ковша, включая характеристики стали и способы её термической обработки, а также применяемые способы формообразования;
  • свойства перегружаемого экскаватором грунта: степень твёрдости, размер частиц, уровень однородности;
  • температура грунта;
  • условия взаимодействия рабочего органа экскаватора с грунтом.

Износ зубьев ковша экскаватора специалисты относят к абразивному процессу. Это значит, что разрушение детали происходит вследствие перетирания частицами грунта большой твёрдости металлической поверхности режущего инструмента. Воздействие воздуха или влаги в грунте имеет не столь решающее значение, как кажется на первый взгляд. Факторы, влияющие на уровень износа режущего инструмента строительной спецтехники:

  1. Многое зависит от степени давления грунтовых частиц на изнашиваемую поверхность. Чем больше нагрузка, тем больше износ.
  2. Длительная работа при температуре от +20°С до -10°С увеличивает скорость изнашивания почти в 2 раза. Дальнейшее снижение температуры окружающего воздуха лишь усугубляет этот процесс. Например, работа экскаватора при -40°С способствует увеличению износа в 3 раза, по сравнению с мягкими климатическими условиями эксплуатации спецтехники.

Проблема остаётся нерешённой

Что касается конкретно зуба экскаватора, то существует мнение, что препятствовать износу данного элемента будет использование при отливе целиком износостойкого материала. Но экспериментальным путём доказано, что такое решение экономически нецелесообразно. Гораздо эффективнее защитит металлическую изнашиваемую поверхность от абразивного изнашивания использование стали с повышенными прочностными характеристиками.

Замена зубьев на ковше

Читайте также: