Классификация зубов по курляндскому

Опубликовано: 27.04.2024

1-й тип: высокий, выраженный альвеолярный гребень и выраженные бугры верхней челюсти, равномерно покрытые плотной слизистой оболочкой. Глубокое нёбо, невыраженный или отсутствующий торус, наличие большой слизисто-железистой подушки над апоневрозом мышц мягкого нёба.

2-й тип: средняя степень атрофии альвеолярного гребня, маловыраженные бугры, средней глубины нёбо, выраженный торус, средней податливости слизистая оболочка и слизисто-железистая подушка под апо-неврозом мышц мягкого нёба.

3-й тип: резкая атрофия альвеолярного гребня, резко уменьшенный размер тела верхней челюсти, невы-раженные бугры, укороченный переднезадний размер твердого нёба, широкий торус, узкая полоска нейтральной зоны по линии «А».

Классификация Курляндского (для беззубых нижних челюстей) (1995)Первый тип — альвеолярный отросток выступает над уровнем мест прикрепления мышц внутренней и внешней сторон.

Второй тип — альвеолярный отросток и тело челюсти атрофированы до уровня мест прикрепления мышц с внутренней и внешней сторон.

Третий тип — атрофия тела челюсти прошла ниже уровня мест прикрепления мышц с внутренней и внешней сторон.

Четвертый тип — большая атрофия в области жевательных зубов.

Пятый тип — большая атрофия в области передних зубов.

Если сопоставить классификации Келлера и Курляндского, то третий типе атрофии по Курляндскому можно расположить между 2 и 3-м типами по Келлеру: атрофия произошла ниже уровня мест прикрепления мышц с внутренней и внешней стороны.
69. Учение о фиксации протеза и стабилизации на беззубых челюстях, определяющие их факторы. Понятие об адгезии и функциональной присасываемости.

Боянов предложил выделять механические, биомеханические, физические и биофизические методы фиксации. Механические методы были прсдложсны в начале прошлого столетия Фошаром и заключались в использовании различных пружин. Биомеханические методы предполагают фиксацию протезов при помощи поднадкостничных и внутрикостных имплантатов, а также хирургическую пластику альвеолярных отростков с целью создания условий ДШI анатомической ретенции. При применении физических методов использовали физические явления как средство укрепления протезов на беззубых челюстях. Этот метод был основан на применении магнитов, разреженного пространства и утяжеления нижнего протеза. Физико-биологический метод фиксации протезов на беззубых челюстях был предложен Канторовичем. Сущность этого метода заключается в оформлении границ протеза с учетом функционального состояния прилегающих к нему подвижных мягких тканей (биологические предпосылки), а также в использовании физических явлений, возникающих в полости рта, в частности явлений адгезии и капиллярности. Данные явления обеспечивают функциональную присасываемость протеза.

Функциональная присасываемость протеза достигается благодаря образованию вокруг его краев непрерывного кругового клапана в пределах переходной складки. Слизистая оболочка переходной складки за счет своей подвижности способна следовать за сдвигами протеза во время жевания и речи, что сохраняет непрерывность кругового клапана и препятствует проникновению под протез воздуха.

.Адгезuя - сила, вызывающая склеивание двух веществ и являющаяся результатом межмолекулярного взаимодействия. В случае точного отображения макро- и микрорельефа слизистой на базисе протеза создается условие, при котором между двумя конгруэнтными поверхностями, разделенными тонким слоем слюны, возникают силы молекулярного сцепления, способствующие удержанию протеза на челюсти. Качество слюны, величина ее слоя играют важную роль в проявлении адгезии.

В основе прилипаемости протеза также заложено универсальное физическое явление смачиваемости, которое наступает, когда силы молекулярного сцепления меньше, чем те, что имеются между молекулами жидкости и твердого тела. Протез и слизистая оболочка хорошо смачиваются слюной, благодаря чему возникает вогнутый мениск. Сила, с которой он пытается расправиться, направлена кнаружи и действует подобно отсасывающему насосу, прижимая протез к слизистой оболочке твердого неба.

Функциональная присасываемость основана на разнице атмосферного давления снаружи протеза и под протезом. Для объяснения этого введено понятие клапанной зоны.

Клапанная зона - это зона плотного контакта слизистой переходной складки, линии" А", дна полости рта с краем протеза, точно повторяющим контуры свода полости рта при всех функциональных движениях нижней челюсти, губ, языка и щек Для образования кругового клапана протез должен перекрывать клапанную зону на 1-2 мм. При этом между протезом и подлежащей слизистой оболочкой будет образовываться пространство с разреженным воздухом, и протез будет хорошо фиксироваться за счет разницы в атмосферном давлении. В клинике это достигается:

- точностью изготовления длины краев ротеза;

- некоторым давлением края протеза на подлежащие ткани.

Условия фиксации протеза на верхней беззубой челюсти более благоприятны, чем на нижней. Протезное ложе верхней челюсти имеет большую площадь, а клапанная зона проходит вблизи органов с относительно небольшой подвюкиостью. В противоположность этому, на нижней челюсти площадь протезного поля меньше, чем на верхней, что сокращает ширину клапанной зоны. Язык с потерей зубов теряет опору, меняет форму и занимает часть протезного поля, сталкивая протез. При значительной атрофии альвеолярной части точки прикрепления мышц приближаются к зоне замыкающего клапана, что во время движения языка и нижней челюсти приводит к смещению протеза со своего ложа.

Границы клапанной зоны определяются и формируются на индивидуальной слепочной ложке непосредственно во рту больного с учетом топографии и функции окружающих протезное поле жевательных и мимических мышц. Индивидуальная слепочная ложка изготавливается по челюсти протезируемого и позволяет получить более точное отображение всех анатомических ориентиров, которые важны для качественного изготовления протезов


70. Индивидуальные ложки. Способы изготовления.

Индивидуальные ложки изготавливают в зуботехнической лаборатории по указанию врача из воска, пластмассы, листового полистирола или оргстекла на гипсовой модели, полученной по анатомическому слепку (оттиску). В качест.ве слепочных материалов могут быть гипс, эластичные слепочные (оттискные) и термопластичные материалыl.

Индивидуальная ложка из воска. На гипсовой модели очерчивают границы будущей ложки, разогревают пластинку зуботехнического воска, складывают ее вдвое и плотно обжимают по модели, придавая ей форму оттискной ложки. излишки воска обрезают разогретым шпателем по отмеченной границе, ложку снимают и края ее заплавляют на спиртовке или газовой горелке. Для увеличения прочности ложки и удобства работы во рту изгибают из алюминиевой проволоки тодщиной 1 мм ручку в виде буквы П, не ВыIше 1 см, разводят концы проволоки в разные стороны по форме ложки, нагревают над пламенем концы проволоки и вводят' ручку соответственно центру альвеолярного отростка под углом 90. ИндивидуальнУЮ ложку из воска можно делать с подкладкой, которая обеспечивает место для слепочного материала. Для этого обжимают модель по очерченным границам одним слоем размягченного воска, обрезают края, смазывают наружную поверхность вазелином и на этот слой делают описанным выше способом индивидуальную ложку из воска. Для получения слепка удаляют первый слой с ложки и вместо него накладывают слепочную массу. При помощи индивидуальной ложки из воска нельзя получить оттиск под давлением. Для этой цели нужна жесткая (из пластмассы) оттискная ложка индивидуального изготовления.

Индивндуальная ложка из пластмассы. По гипсовой модели делают ложку из воска, в области передних зубов моделируют небольшую (до 1 см) ручку из воска, гипсуют в кювету модель с восковой ложкой, выплавляют воск, замещают его пластмассой, полимеризуют, обрабатывают, но не полируют ложку. Можно изготовить ложку из самотвердеющих пластмасс (протакрил, карбодент, редонт) методом свободной формовки и полимеризации под давлением в воде комнатной температуры. Заготавливают по описанной ранее методике пластмассовое тесто, которое на полиэтиленовой пластинке раскатывают стеклянной палочкой до толщины 4 ММ. Из полученной пластинки шпателем вырезают форму, соответствующую форме верхней или нижней беззубой челюсти. Полученную пластинку помещают на модель с нанесенным изоляционным слоем «Изокола» и формуют. Отвердение пластмассы сопровождается экзотермической реакцией, которая обусловливает небольшие отхождения пластмассового теста от гипсовой модели по периферийному краю ложки. В этот момент необходимо повторно обжать края ложки. Во избежание деформации ложки полимеризацию рекомендуется проводить в воде комнатной температуры под давлением. Индивидуальную ложку можно получить из стандартной пластинки АКР-П, которую размягчают в горячей воде и обжимают по модели. 13 случае преждевременного отвердения несформированный участок пластинки вновь размягчают и повторно обжимают по модели. Излишки I/Jlастинки обрезают ножницами по отмеченным границам. Из остатков пластинки делают ручку при помощи сильно разогретого шпателя. Из пластинки полистирола или оргстекла толшиной до 3 мм можно получить индивидуальную оттискную ложку непосредственно на гипсовой модели в пневматическом прессе с нагревателем (ППС-l) и полимеризаторе суховоздушном (ПС-l).

После припасовки ложки врач в зависимости от податливости и подвижности слизистой оболочки протезного ложа снимает функциональный слепок, применяя эластичные материалы (тиодент, сиэласт), твердеющие (дентол, репин, гипс) или термопластичные массы (МСТ -02 и др.).

После получения цельного функционального слепка -Гипсом его окантовывают. Окантовка необходима для сохранения объемности края протеза, чтобы обеспечить замкнутость клапана во время функции. Окантовка про водится следующим образом. Химическим карандашом, отступ я на 2-3 мм от наружного края слепка, отмечают линию, по которой прикрепляют расплавленным воском предварительно заготовленный окантовочный валик из воска 2-3 мм толщиной.

При получении модели след от окантовки буДеТ сохранять наружные границы нейтральной зоны, необходимые для образования клапанной зоны. Окантовка помогает зубному технику уберечь от нарушения границы нейтральной зоны при вскрытии гипсовой модели, отлитой по функциональному слепку, который врач получил с помощью функциональных проб.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Классификация беззубых челюстей Шредера

I тип - хорошо выраженные бугры верхней челюсти, альвеолярный отросток, высокий небный свод, высоко расположена и клапанная зона.

II тип – средняя степень атрофии альвеолярного отростка, умеренно выраженные бугры верхней челюсти, средняя глубина небного свода и преддверия полости рта.

III тип – значительная атрофия альвеолярного отростка, отсутствие бугров верхней челюсти, плоское небо и низкое расположение клапанной зоны.

Классификация беззубых челюстей Келлера

I тип - хорошо выраженный альвеолярный отросток, переходная складка расположена далеко от гребня альвеолярного отростка.

II тип - равномерная резкая атрофия альвеолярного отростка, подвижная слизистая оболочка прикреплена почти на уровне гребня альвеолярного от ростка.

III тип - альвеолярный отросток хорошо выражен в области фронтальных зубов и резко атрофирован в области жевательных зубов.

IV тип - альвеолярный отросток резко атрофирован в области фронтальных зубов и хорошо выражен в области жевательных зубов.

Классификация беззубых вверхних челюстей Курляндского:

= высокий альвеолярный отросток, равномерно покрыт плотной слизистой оболочкой;

= хорошо выраженные высокие бугры верхней челюсти;

= отсутствие торуса или не резко выраженный торус, оканчивающийся не менее чем за 1 см до линии А;

= большая слизисто-железистая подушка над апоневрозом мышц мягкого неба.

= средняя степень атрофии альвеолярного отростка;

= мало выраженные или невыраженные верхнечелюстные бугры, укороченная f-ssa pteryg-idei ;

= средняя глубина неба;

= средняя податливость железистой подушки над апоневрозом мышц мягкого неба.

= почти полное отсутствие альвеолярного отростка;

= резко уменьшенные размеры тела верхней челюсти;

= слабо выраженные верхнечелюстные бугры;

= укороченный переднезадний размер твердого неба;

= не резко выраженный широкий торус;

= узкая полоса пассивно подвижных податливых тканей по линии А.

Классификация беззубых нижних челюстей Курляндского:

I тип - альвеолярный отросток выступает над уровнем мест прикрепления мышц с внутренней и внешней сторон.

II тип - альвеолярный отросток и тело челюсти атрофированы до уровня мест прикрепления мышц с внутренней и внешней сторон.

III тип - атрофия тела челюсти прошла ниже уровня мест прикрепления мышц с внутренней и внешней сторон.

IV тип - большая атрофия в области жевательных зубов.

V тип - большая атрофия в области передних зубов.

Классификация беззубых челюстей Оксмана

I тип - высокий альвеолярный отросток, высокие бугры верхней челюсти, выраженный свод неба и высокое расположение переходной складки и точек прикрепления уздечек и щечных тяжей;

II тип - средняя атрофия альвеолярного отростка и бугров верхней челюсти, менее глубокое небо и более низкое прикрепление подвижной слизистой оболочки;

III тип - резкая, но равномерная атрофия альвеолярного отростка и бугров, уплощение небного свода, подвижная слизистая прикреплена на уровне вершины альвеолярного отростка;

IV тип - неравномерная атрофия альвеолярного отростка, т.е. сочетает в себе различные признаки первого, второго и третьего типов.

I тип - высокий альвеолярный отросток, низкое расположение переходной складки и точек прикрепления уздечек и щечных тяжей;

II тип – средневыраженная равномерная атрофия альвеолярного отростка и более высокое прикрепление подвижной слизистой оболочки;

III тип – отсутствие альвеолярной части нижней челюсти, подвижная слизистая прикреплена на уровне вершины альвеолярного отростка;

IV тип - неравномерная атрофия альвеолярного отростка, т.е. сочетает в себе различные признаки первого, второго и третьего типов.

Методические разработки Минск БГМУ 2010

Заведующий кафедрой ортопедической стоматологии БГМУ, д.м.н., профессор С.А. Наумович

1. Лекционный материал кафедры ортопедической стоматологии БГМУ.

2. Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н..Н. и др. Ортопедическая стоматология, М., 2002.

3. Бушан М.Г. Справочник по ортопедической стоматологии. Кишинев, 1990.

4. Воронов А.П, Лебеденко И.Ю., Воронов И.А. Ортопедическое лечение больных с полным отсутствием зубов: Учебное пособие – М., 2006.

5. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. М., 1984.

6. Дойников А.Н., Синицин В.Д. Зуботехническое материаловедение. М., 1986.

7. Копейкин В.Н. Ортопедическая стоматология. М., 1988.

8. Копейкин В.Н., Бушан М.Г., Воронов А.И и др. Руководство по ортопедической стоматологии. М., 1998.

9. Копейкин В.Н., Демнер Л.М. Зубопротезная техника. М., 1985.

10. Курляндский В.Ю. Ортопедическая стоматология. М., 1977.

11. Методы фиксации и стабилизации полных съемных протезов: учеб.-метод. пособие/ С.А.Наумович и др. – Минск: БГМУ, 2009.

12. Щербаков А.С., Гаврилов Е.Н. и др. Ортопедическая стоматология. С.- Петербург. 1999.

1. Варес, Э. Я. Восстановление полной утраты зубов. Донецк, 1993

2. Калинина Н.В., Загорский В.А. Протезирование при полной потере зубов. М., 1990

3. Калинина Н.В. Протезирование при полной потере зубов. М., 1979

4. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. М.,1998

Необходимость получить классификации для челюстей можно объяснить тем, что наличие классификатора позволит определить правильное лечение, облегчит понимание ситуации каждого конкретного пациента.

Конечно, в медицине отсутствует единый классификатор. На сегодняшний день пользуются несколькими общепринятыми классификациями.

Рассмотрим некоторые основные разделения беззубой челюсти, которые разработали разные ученые и специалисты в данной области.

Классификация Шредера

По мнению данного ученого, классификация беззубых, именно верхних челюстей, может производиться по степени уменьшения той части челюсти, на которой находятся зубы. Он выделил несколько типов, рассмотрим их.

  1. Самый первый, специалисты считают этот случай наиболее подходящим для установки протеза. В таком случае практически нет физических отклонений, которые бы мешали установить протез. Несомненным плюсом является то, что челюстные бугорки очень хорошо выражены.
  2. При этом типе, по мнению ученого, свод неба достаточно ярко выражается и еще удалось сохранить альвеолярные бугры и отросток. Но в описанном случае, переходная складка будет находиться очень близко кверху отростка и при перенапряжении мышц мимики скорее всего протез сместиться.
  3. Резкая атрофия станет главным характеризующим признаком третьего типа. Совсем плоское небное дно, а нахождение складки в одной и той же плоскости совместно с небом. Установка протезов на такого вида челюсти, вызывает наибольшее затруднение.

Классификация Шредера

Классификация беззубых челюстей по Шредеру. Визуализация.

Анатомические признаки челюсти нижнего ряда сильно отличны от челюсти наверху. Изготовить и использовать протезы поэтому немного сложнее.

Классификация Келлера

Данный автор смог классифицировать атрофии беззубых, именно нижних челюстей. В ней выделено 4 различных случая.

  • Первый тип. Резко выражен альвеолярный отросток. Переходная складка расположена далеко от альвеолярного гребня. Именно в данном случае протезирование более успешно. Но стоматологи утверждают, что такой тип встречается очень редко у пациентов. Обычно такая челюсть становится причиной того, что все зубы удалили в один период и к тому же было недолгим их отсутствие.
  • Второй тип. Равномерная резкая атрофия альвеолярного отростка. Подвижная слизистая оболочка расположена почти на уровне альвеолярного гребня. Такое строение создает специалистам сложности для изготовления протезов и закрепления результата, поскольку места прикрепления мышц расположены высоко и при их сокращении ведут к их перемещению.
  • Третий тип. Альвеолярная часть челюсти хорошо выражена во фронтальном участке, наблюдается резкая атрофия в боковых участках. Он выявляется у людей, кому рано удалили жевательные, коренные зубы. Такой вид челюсти является более удобным для изготовления протезов. Также именно за счет того, что сохранен бугор альвеол в центральной части, такой протез не поддается смещению.
  • Четвертый тип. Для четвертого вида характерна достаточно сильная атрофия альвеолярной части на всем протяжении. Поэтому в этом случае протез закрепляется недостаточно успешно и существует большая возможность, что он соскользнет.

Классификация по Келлеру

Классификация беззубых челюстей по Келлеру. Схематическое изображение

Классификация по Оксману

Профессор сумел классифицировать оба вида челюсти. По его мнению, верхнюю и нижнюю челюсти можно удачно квалифицировать на 4 различных типа.

  1. Для первого случая характерны бугры высокие, и такой же высокий альвеолярный отросток. Также достаточно ярко выражено небо.
  2. Во втором случае присутствует равномерная атрофия с обязательным истончением ткани костей. Небная поверхность менее глубокая.
  3. При диагностике третьего типа у пациента есть сильное изменение верхней челюсти. Небное дно становится плоским, и слизистая оболочка крепится к гребню.
  4. В четвертом случае присутствует атрофический процесс участков альвеолярного сегмента неравномерно на всем протяжении.

Беззубую нижнюю челюсть ученый также разделил на 4 вида. По известному виду распределения челюстей они обладают различными интересными признаками.

  1. Альвеолярная часть достаточно высокая и расположение слизистой оболочки очень низко.
  2. Атрофия равномерна, имеет среднюю выраженность.
  3. Альвеолярной части почти нет. Атрофия может распространиться и на всю челюсть.
  4. Истощение ткани костей происходит абсолютно неравномерно. Такое свойство образуется вследствие того, что зубы на челюсти были удалены с разницей во времени.

Классификация по Оксману

Классификация по Оксману:
а – верхняя челюсть;
б – нижняя челюсть.

Классификация по Курляндскому

Существует также и тот случай, что разделяют челюсти по методу Курляндского. Он применил свою классификацию и по ряду уменьшения ткани костей, но еще и вследствие того, какие изменения произошли в месте, где мышцы прикреплены. Ученый выделил 5 видов атрофии нижней челюсти.

  1. В первом случае выделяются пациенты, у которых отросток выступает дальше места, где прикрепляются мышцы.
  2. Расположение альвеолярного отростка на одном и том же уровне совместно с местом прикрепления мышц.
  3. Атрофия частей, которые находятся ниже, чем места, где прикреплены мышцы.
  4. Костная ткань истончается там, где были жевательные зубы (в боковом участке).
  5. Поражение тканей мест, где присутствовали передние зубы.

Классификация Дойникова

Классификация ученого основана на неравномерности атрофии. Такая система классификации очень похожа на классификатор, который предложил использовать Шредер.

Дойников определил 5 особенностей классификации:

  • Обе челюсти имеют гребни, которые ярко выражены и также имеют альвеолярные отростки. Слизистая очень податлива, и она покрывает небо равномерно.
  • Бугры челюстей имеют среднюю степень разрушительности. В данном случае, средняя и глубина неба.
  • Нет альвеолярного сегмента и отростка. Небное дно достаточно плоское.
  • Только впереди есть альвеолярный отросток, а боковые участки имеют значительную атрофию.
  • Альвеолярный гребень сильно заметен в боковых частях, а спереди имеет место сильная атрофия.

Такая классификация очень удобна для врача, потому что охватывается большое количество случаев. Но работающие в наше время специалисты пользуются в своей работе всеми видами классификаций.

Создание оттисков

В настоящее время в стоматологической практике используют несколько видов различных оттисков. Классификация или разделение оттиска может быть произведена по многим факторам.

По краевой высоте разделяют анатомические, а также и функциональные оттиски. Оттиск анатомический в основном снимают с помощью ложечки для оттиска и небольшого количества гипса.

Зубные функциональные оттиски разделяют на оттиск разгружающего типа, компрессионного типа и комбинированный вид оттисков.

Функциональный оттиск могут снять с помощью ложечки и малого количества гипса.

С помощью разгружающего типа можно уменьшить давление на слизистую оболочку. Данные оттиски создаются с применением гипса, но без применения давления.

Оттиск компрессионного типа делают с помощью силиконовых или же термопластичных материалов.

Достоинства и недостатки оттисков

Многие специалисты часто высказываются против некоторых оттисков, а именно разгружающего типа. Такое мнение врачей основывается на том, что все давление при процессе жевания сказывается на альвеолярный отросток. Именно поэтому начинается его атрофия.

Протезы, которые изготовили по компрессионным оттискам делают упор на ткани, поэтому альвеолярный отросток остается не загруженным.

Слизистая оболочка

Перед тем, как провести протезирование квалифицированные специалисты должны учитывать характеристики и особенности слизистой каждого пациента, которая расположена в самом ложе протеза. Ее можно разделить на 3 вида:

  1. Нормальная слизистая оболочка. Она минимально ранима, умеренно податлива, имеет бледноватый, розовый цвет, выделение небольшого слизистого секрета. Данный вид оболочки отлично подходит для постановки протезов.
  2. Гипертрофированная слизистая оболочка. При такой слизистой оболочке нетрудно сделать клапан, но протез будет на ней подвижен.
  3. Слизистая оболочка атрофирована. Она в основном очень плотная и сухая. Такой тип оболочки меньше подходит для протезирования.

Большинство специалистов схожи во мнении, что не стоит надолго затягивать с проведением зубного протезирования, если наблюдается полное отсутствие зубного ряда. Это связано с тем, что при длительном отсутствии зубов в костных тканях и в полости рта происходят сложные патологии. Такие, как например, проблемы с дикцией, речью, нарушение мимики лица, полное или частичное разрушение слизистой, различные воспаления.

При установке протезов на беззубые челюсти нужно обязательно учесть тот факт, что слизистая оболочка нижней челюсти намного быстрее отвечает более яркой реакцией на давление.

Вопросами изучения этиологии, патогенеза методов лечения и профилактики зубочелюстных аномалий занимаются ортодонты. В то же время детский стоматолог, в силу инициативной формы своей работы проводя периодическое исследование зубочелюстной системы ребенка, состояния твердых тканей зуба, пародонта, слизистой оболочки рта, прикуса, других заболеваний, сталкивается с данной патологией.

Клинические признаки правильного прикуса

Понятие «норма» в медицине определяет условно принятое обозначение правила, относящегося к какому-нибудь признаку. Прикус — соотношение зубных рядов (зубов) при их смыкании с наибольшим количеством контактов. Следовательно норма прикуса — это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношение челюстей, соответственно виду прикуса и периоду его развития до полного формирования постоянного прикуса.

Определение нормы формирующегося временного прикуса в первом периоде связано с процессом прорезывания временных первых, вторых моляров, клыков. Показателем являются симметричность и последовательность прорезывания. Наличие физиологических диастем и трем на обеих челюстях между боковыми резцами и клыками, клыками и премолярами на нижней челюсти следует рассматривать как норму временного прикуса.

Норма второго периода сменного прикуса характеризуется последовательностью и симметричностью прорезывания первых и вторых премоляров, затем постоянных клыков. В периоде формирования временного прикуса нередко определяются симптомы диспропорции роста как свидетельство неравномерности созревания органов и тканей зубочелюстной системы и их функций, что проявляется в виде признаков формирующихся аномалий прикуса. Такие симптомы, однако, могут быть определены, как проходящие, но, учитывая многообразие различных причинных факторов проявления симптомов, их можно рассматривать и как начало патологии.

В периоде постоянного прикуса незначительные отклонения в положении зубов, их величине и форме, изменения формы зубных рядов и соотношения челюстей в сагиттальном и вертикальном направлениях в пределах нормы следует рассматривать как признак законченного индивидуального развития прикуса.

Различные факторы проявления зубочелюстных аномалий

В возникновении зубо-челюстно-лицевых аномалий большое значение имеет генетическая обусловленность, которая определяется на основе генеалогического анализа по трем вариантам:

прямое наследование признаков (диастема, адентия, изменение числа и формы зубов);

передача по наследству несоответствия размеров челюстных костей (истинная прогнатия / прогения);

передача по наследству несоответствия размеров челюстей и зубов (тесное / редкое расположение зубов);

В отличие от генетически обусловленных аномалий врожденные аномалии связаны с глубокими нарушениями в эмбриональном периоде. К ним относятся: пороки развития зубов, челюстей или системные аномалии в челюстно-лицевой области.

Также существует большое количество приобретенных зубочелюстных аномалий, ибо их возникновение зависит от различных вредных воздействий в периодах формирования временного, сменного и постоянного прикуса.

Неправильное сосание

Эта функция занимает особое место на первом году жизни ребенка, т.к. благодаря ей не только осуществляется процесс питания ребенка, но так же происходит процесс правильного формирования прикуса ребенка и установление зубных рядов в нейтральном положении.

Нарушение функции сосания заключается в следующем:

нарушение ритма и процесса естественного вскармливания;

недостаточное всасывание молока, неравномерное проглатывание;

употребление соски, пустышки, не связанное с приемом пищи;

сохранение сосательной активности после 10 месяцев жизни;

замедленное перемещение челюстей при процессе сосания;

Неправильное глотание

Неправильное глотание, а также привычка давить языком на зубы являются важными этиологическими факторами в развитии зубочелюстных аномалий.

В норме процесс глотания претерпевает определенные изменения от рождения до установления прикуса. Ребенок рождается с хорошо развитым рефлексом глотания и достаточной активностью языка, особенно его кончика. В покое язык свободно располагается между десневыми валиками и преимущественно бывает вытянут вперед, что обеспечивает его готовность к работе.

Но с появлением первых временных зубов возникает перестройка процесса глотания. При нормальном (соматическом) способе глотания губы спокойно сложены, зубы сжаты, кончик языка упирается в передний участок твердого неба за верхними резцами. При неправильном способе глотания зубы не сжаты и кончик языка контактирует для с нижней губой при сокращении подбородочной мышцы, а иногда и других мимических мышц, что отражается на конфигурации лица: заметна протрузия губ, сморщивание лба, закрывание глаз и вытягивание шеи.

Неправильная функция глотания ведет к значительным изменениям в челюстно-лицевой области. Чаще других возникают такие отклонения, как сужение зубных рядов, уплотнение фронтального участка зубной дуги нижней челюсти, открытый прикус.

Нарушение функции дыхания

Нарушения данной функции имеют важное значение в развитии аномального прикуса, т.к. она обусловлена затрудненным прохождением струи воздуха через носовые ходы и определяется как ротовое или смешанное дыхание. Обычно такое состояние бывает связано с неправильным способом глотания и несмыканием губ. Этим сочетанием определяются его клинические признаки: полуоткрытый рот, смещенный назад и вниз корень языка, что изменяет профиль лица ребенка — появляется . При дыхании заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей, в состоянии физиологического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. В результате неправильного дыхания нарушается динамическое равновесие мышц околоротовой области и языка.

Нарушение функции жевания

Нарушение функции жевания у детей принято характеризовать как . Причиной такого способа жевания может явиться несвоевременный переход к употреблению твердой пищи, который должен совпадать с периодом формирования временного прикуса. Отрицательно влияет на становление функции жевания нарушение сроков и последовательности прорезывания зубов, врожденное их отсутствие (адентия). Отсутствие временных зубов влияет и на положение языка. Язык устремляется в область дефекта, появляются вредные привычки неправильного положения языка и сосания.

Вредные привычки

К ним в стоматологии относят зафиксированные двигательные реакции, не имеющие физиологически приспособительного значения: сокращения мышц околоротовой области, языка, движения нижней челюсти, сосание и прикусывание пальцев, языка, губ и различных предметов, неправильно протекающие функции жевания, дыхания, глотания, речи, неправильное положение тела (неправильная осанка, неправильное положение челюсти или языка в покое).

Различные предрасполагающие факторы развития аномального прикуса

аномалии уздечек верхней губы, нижней губы и языка;

аномалии строения преддверия полости рта;

нарушение физиологической стираемости временных зубов;

нарушение сроков и последовательности прорезывания временных зубов и их смены;

заболевания твердых тканей зубов и их осложнения;

ранняя потеря временных и постоянных зубов.

Клинические проявления зубочелюстных аномалий

Аномалии периода формирования временного прикуса

На первом году жизни могут быть установлены врожденные аномалии или пороки развития органов челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица (расщелины губы, альвеолярного отростка, неба, значительные деформации челюстных костей, характеризующие врожденные уродства). В периоде формирования временного прикуса до полного прорезывания 20 временных зубов зубочелюстные аномалии проявляются как отклонения от нормального развития, так как о прикусе, т.е. определенном взаимоотношении зубных рядов, можно судить лишь после его окончательного сформирования.

На первом году жизни определяются следующие морфологические отклонения:

аномалии прикрепления уздечек языка;

нарушение последовательности и парности прорезывания зубов;

аномалии количества, величины, формы и положения временных зубов;

несоответствие размеров челюстей;

изменение формы челюстей;

изменение кривизны десневых валиков в разных направлениях;

неправильное положение языка в покое и при глотании;

различные вредные привычки;

К признакам отклонения в физиологическом развитии зубов и челюстей у ребенка в возрасте старше 1 года добавляются так же:

изменения цвета зубов

сохранение активности сосания

вялое формирование функции жевания

кончик языка упирается при глотании в напряженные губы

Типы развитых аномалий и деформаций сформировавшегося или формирующегося прикуса

Прогнатия

Прогнатия характеризуется выдвинутым положением верхней челюсти. Вследствие дистального сдвига нижней челюсти или выдвижения верхней вперед имеет место нарушение смыкания как передних, так и боковых зубов. При этом верхние зубы выдвигают вперед верхнюю губу, а нижняя же попадает под верхние зубы. Все это в целом отражается на внешнем виде и функции жевания и речи.

Прогения

При прогеническом соотношении зубных рядов наблюдается выдвижение вперед нижней челюсти, вследствие чего нижние зубы перекрывают одноименные верхние. При значительном проявлении данной аномалии откусывание пищи резцами становится невозможной и их роль переносится на боковые зубы. При данной патологии резко изменен внешний вид больного и нарушены речь и жевание.

Глубокий прикус

Глубокий прикус характеризуется большим перекрытием передними зубами верхней челюсти передних зубов нижней челюсти при отсутствии режущебугоркового контакта. Режущие края нижних зубов могут касаться шейки верхних. Иногда контакт отсутствует и зубы касаются десны, повреждая ее. Стоматологу следует различать глубокий прикус и глубокое перекрытие, являющееся анатомическим вариантом ортогнатического прикуса. При нем верхние передние зубы перекрывают нижние более чем на 1/3 треть высоты своих коронок, но режущебугорковый контакт сохраняется.

Открытый прикус

При этом виде прикуса отсутствует смыкание передних зубов, а иногда и премоляров и в контакт вступают лишь моляры. Одновременно имеются глубокие функциональные нарушения. Отсутствие контактов между передними зубами заставляет больного откусывать пищу премолярами или молярами. Сокращение полезной жевательной площади затрудняет и разжевывание пищи. В растирании пищи значительное участие принимает язык, который увеличивается в размерах. Речь больного нарушается, как и внешний вид.

Перекрестный прикус

Под перекрестным прикусом понимают соотношение зубных рядов, при котором щечные бугорки нижних боковых жевательных зубов расположены кнаружи от одноименных верхних. Передние зубы смыкаются правильно.

Классификация зубочелюстных аномалий

Для определения сформированных зубочелюстных аномалий предложено много различных классификаций. Но наиболее подходящими для использования детскими стоматологами являются следующие.

Неправильное положение зубов и изменения формы зубных рядов удобно определять по классификации, предложенной Д. А. Калвелисом. Аномальное положение отдельных зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещении в зубном ряду по отношению к трем перпендикулярным плоскостям:

вестибулярное или оральное (передне-заднее направление);

мезиальное или дистальное смещение;

неправильное положение зубов по отношению к горизонтальной плоскости

повороты зубов вокруг продольной оси

скученное положение зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещения, наложениях

Для детальной оценки тесного положения зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда может быть рекомендовано четыре степени тяжести.

Степень I.

Равномерно выраженное тесное положение зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда.

Степень II.

Преобладание неправильного положения одного постоянного резца с поворотом по оси, налеганием на рядом стоящий зуб или наклоном в оральном или вестибулярном направлении.

Степень III.

Характеризуется двумя признаками: неправильным положением зубов и изменением формы зубного ряда и альвеолярного отростка во фронтальном участке с вытеснением из зубного ряда одного или двух зубов, и изменением положения зубов, обусловленным их поворотами по оси, наклонами, значительным налеганием друг на друга и перемещением в оральном или вестибулярном направлении.

Степень IV.

Характеризуется вытеснением из зубного ряда двух и более зубов в сочетании со значительным уплощением фронтального участка зубного ряда нижней челюсти. При этом определяется недостаточность апикального базиса и значительный оральный наклон коронок зубов над уровнем базальной дуги (т.е. в области перехода альвеолярного отростка в базальную дугу).

Методы комплексной профилактики аномалий прикуса.

Профилактика аномалий прикуса проводятся в различные периоды детского и юношеского возраста, включая внутриутробное развитие.

От рождения до 6 месяцев.

От 6 месяцев до 3 лет (Период временного прикуса).

От 3 лет до 6 лет (Период сформированного временного прикуса и начало формирования смешанного).

От 6 до 9 лет (Первый период смешанного прикуса).

От 9 до 12 лет (Второй период смешанного прикуса, начало формирования постоянного прикуса).

От 12 до 15 лет (Период формирования постоянного прикуса).

Для каждого периода характерны свои методы профилактики.

Нормализация жизни матери, нормальное питание, условия труда и. т. д.

Профилактика травматизма при рождении ребенка.

Характер вскармливания ребенка.

Санация полости рта. Причем нужно отдавать предпочтение нестирающимся пломбировочным материалам. И если у ребенка есть потеря зубов, то нужно изготавливать профилактические протезы.

Купирование вредных привычек осознанных и неосознанных.

Операции на уздечке языка проводятся:

1. При рождении — ребенок не может полноценно питаться молоком.

2. В 3 года — при нарушении речи.

3. В 7 лет — при аномальном положении и прорезывании нижних резцов.

4. После 7 лет — в плане профилактики заболеваний пародонта нижних зубов. ( Такое вмешательство так же обусловлено тем, что короткая уздечка верхней и нижней губы провоцирует образование мезиального, открытого или дистального прикуса).

Углубление преддверия полости рта (проводится в 8-9 лет).

Устранение макроплазии (проводится в 8-9 лет).

Удаление временных зубов, оставшихся после прорезывания постоянных.

Серийное и последовательное удаление зубов (по методу Котец).

Особое место в профилактике развития аномального прикуса занимает лечебная физкультура. Ее основными задачами являются:

Купирование вредных привычек.

Нормализация функционирования зубочелюстной системы.

Ослабление гиперактивных мышц.

Усиление слабых мышц.

Примерный комплекс ЛФК для детей с дистальным прикусом.

Часть I.

1. Зубки на зубки, заборчиком.

2. Закусить нижними зубами верхнюю губу.

3. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть с частотой 1 раз в секунду.

4. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть на 15, 20, 40, более секунд.

5. При запрокинутом подбородке доставать кончиком языка до кончика носа, для усиления активности мышц выдвигателей, купирования вредных привычек, выдвижение нижней челюсти вперед в более правильное положение.

Часть II. ( Комплекс усиление активности круговой мышцы рта ).

1. Упражнения с глотком воды, применяется и при нормализации функции дыхания у ребенка. Набирается глоток воды и как можно дольше не проглатывается.

2. Удерживать губами линейку, эквилибратор, и. т.д.

Часть III. ( Общеукрепляющая терапия ).

1. Дозированная нагрузка, она предполагает использование морковки или другого овоща, который режется на пласты 1мм, через 3 дня: 1.5 мм и.т.д. И по мере адаптации пародонта к нагрузке увеличивается размер этого слоя.

2. Передними зубами закусывается эластический круг, и происходит тренировка пародонта.


Стоматологи применяют различные классификации кариеса для определения степени его развития. Одна из старейших таких систем — шкала, созданная американским ученым Грином Блэком. С ее помощью врачи оценивают состояние зубов при кариозном поражении и определяют метод лечения. Рассмотрим подробнее особенности этой классификации.

В этой статье

  • Что такое кариес: основные характеристики заболевания
  • Классы кариеса по Блэку
  • Другие виды кариеса
  • Диагностика

Методы стоматологии постоянно совершенствуются, но основой для современных научных разработок являются теории, разработанные в 19 и 20 веках. Так, например, многие дантисты в своей практике руководствуются классификацией Блэка, помогающей определить степень развития кариеса и способы его лечения.

В 1986 американский практикующий стоматолог Грин Вардиман Блэк разработал шкалу, которая позволяет оценить состояние зубов больного при кариозных поражениях. С помощью его классификации врачам стало проще ставить диагноз. Ранее стоматология не рассматривалась в качестве науки. После научных изысканий Блэка представление о ней изменилось, и она стала развиваться быстрее.

Грин Вардиман Блэк

Американский ученый создал не только классификацию кариеса, но и первую бор-машину, работающую на ножном управлении. Кроме того, он разработал пломбировочную формулу, которая используется и по сей день. Однако наиболее известной из всех разработок стоматолога является шкала кариозных поражений по симптомам и степени распространения болезни. Расскажем, чем отличается классификация Блэка.

Что такое кариес: основные характеристики заболевания

Для начала несколько слов о кариесе. Это заболевание характеризуется как медленно текущий патологический процесс, разрушающий твердые зубные ткани, — дентин. Зачастую он возникает вследствие чрезмерного распространения в ротовой полости кариесогенных микробов. Это основная причина, однако существуют и другие факторы, которые могут привести к развитию этой патологии. В их числе:

  • нарушение работы слюнных желез;
  • анатомические особенности челюсти;
  • неправильное питание;
  • генетическая предрасположенность;
  • системные заболевания;
  • слабый иммунитет.

Главным провоцирующим фактором, который повышает риск развития кариеса, является плохая гигиена ротовой полости. Чем хуже человек следит за зубами, чем реже он их чистит, тем чаще у него возникают кариозные поражения.

Проявляется болезнь в следующих симптомах:

  • повышенная чувствительность зубов;
  • появление белых и темных пятен на эмали;
  • видимые разрушения: сколы, трещины;
  • боль даже при отсутствии внешних раздражителей;
  • неприятный запах изо рта.

Это общие признаки заболевания. Для каждой стадии патологического процесса характерна своя симптоматика. Классификация кариеса по Блэку позволяет по отдельным симптомам определить степень патологии. После этого врачу проще назначить лечение.

Классы кариеса по Блэку

Классификация по Блэку включает в себя 6 степеней развития кариеса, которые ученый разделил на классы. Стадия определяется по локализации кариозного поражения и симптомам, которыми оно сопровождается. Сам ученый разработал только 5 классов, а 6-ой был включен в систему впоследствии ВОЗом. На сегодняшний день классификация состоит из 6 классов, для каждого из которых разработана соответствующая модель лечения.

Классы кариеса по Блэку

Кариес 1 класса

Кариес 1 класса присуждается заболеванию, при котором кариозное поражение локализуется в углублениях, расположенных на жевательной стороне зубов, или фиссурах. Также этот вид кариеса поражает внутреннюю сторону резцов и клыков. В редких случаях при 1-ом классе наблюдается распространение болезни на моляры.

Лечение кариеса 1 класса осуществляется с помощью пломбы. В данном случае необходимо исключить вероятность откола ее краев, поскольку накладывать ее придется на жевательную поверхность. Чтобы не произошло повреждение пломбы, при препарировании врач уменьшает скос эмали, накладывая на нее плотный композитный материал. С целью создания полости, в которую его закладывают, применяют бор в виде конуса, за счет выемка для пломбы приобретает форму фиссуры.

Для закрытия полостей 1-го класса кариеса используют химический композит, который наносят по основанию полости, чтобы заложить в пульпарную область. В ряде случаев применяют светоотверждаемый композитный материал, который затвердевает под воздействием специальной лампы. Такой композит накладывают косыми слоями. Оба варианта позволяют создать пломбу, которая плотно прилегает к зубу, вероятность ее откола устраняется.

2 класс кариеса по Блэку

2 класс кариеса сопровождается поражением контактной или жевательной поверхности зубов, которые расположены в одном челюстном ряду. Зачастую поражение локализуется между двумя молярами или премолярами. Лечение кариеса 2-го класса по Блэку осуществляется по следующему алгоритму:

  • раскрытие кариозной полости;
  • очищение от некротических тканей;
  • формирование ямки для пломбы;
  • закладывание композитного материала;
  • финишная обработка.

Лечение кариеса 2-го класса

Стоматолог с помощью специальной матрицы и деревянных клиньев немного смещает больной зуб, чтобы обеспечить плотное прилегание пломбы. Иногда кариес настолько его разрушает, что расстояние до соседнего зуба сильно увеличивается. В таком случае пломба будет нависать. Чтобы исключить такой вариант, кариозный зуб оборачивают матрицей и приближают к рядом стоящему. Четкую фиксацию композита осуществляют посредством адгезивного состава.

3 класс кариеса

3 класс кариеса по Блэку описывает кариозное разрушение соприкасающихся участков двух рядом стоящих резцов или клыков. Болезнь не затрагивает края и углы зубов. При таком развитии патологии важно не только устранить кариозные полости, но и восстановить эстетическую привлекательность резцов. Они попадают в зону улыбки, поэтому любые их повреждения сразу становятся заметными. В связи с этим при кариесе 3 класса не применяют обычные пломбы из цементного состава, амальгамы или литые вкладки.

В ходе лечения врач удаляет некротические ткани, а после этого подбирает материал подходящего цвета. Как правило, используют композит двух оттенков — прозрачного и белого. Чтоб обеспечить незаметный переход одного в другой, эмаль перекрывается постепенно.

Кариес 4 класса

4 класс кариеса по Блэку характеризуется поражением контактной поверхности клыков и резцов. В отличие от предыдущего вида патологии кариозный процесс переходит на коронку и углы.

Кариес 4 класса

По мнению Блэка, такая форма заболевания развивается вследствие прогрессирования кариеса 3 класса или скола резца в результате механической травмы.

Кариес 4 класса лечится следующим образом:

  • устранение причины заболевания;
  • удаление некротических тканей;
  • установка композитного материала;
  • восстановление внешнего вида эмали.

При разрушении резца менее чем на ⅓ осуществляется композитная реставрация. Если повреждена половина зуба подбирается винир, а при поражении более ½ резца устанавливается коронка.

5 класс кариеса по Блэку

5-ый класс кариеса по Блэку — это разрушение зуба в пришеечной зоне, то есть у самой десны. Кроме того, иногда кариозные полости наблюдаются на корнях моляров. Патология может возникнуть в любой части челюсти. Возникает она вследствие размножения кариесогенных микробов, эрозии твердых тканей, гипоплазии эмали и других патологических процессов.

Лечениу кариеса 5-го класса

При лечении кариеса 5-го класса требуется коррекция края мягких тканей. После ее проведения накладывается временная пломба, чтобы защитить пульпу. В качестве лечебного материала обычно используют композит. Однако при масштабном поражении зуба целесообразнее установить композитно-изомерный состав. Если же кариозный процесс повредил эмаль в зоне улыбки, стоматолог применяет гелиоотверждаемые материалы соответствующих оттенков.

6 класс кариеса

6-ому классу кариеса по классификации Блэка соответствует образование кариозных полостей по коронкам резцов и клыков. Также к этому виду заболевания относят поражения фиссур клыков и жевательных зубов. Подобные дефекты возникают из-за стираемости эмали с последующим разрушением дентина. Как правило, 6-ой класс кариеса сопровождается нарушением прикуса. Иногда он бывает следствием неправильно установленных протезов.

При лечении болезни нужно выявить ее причину, чтобы избежать рецидива. Если изменение высоты прикуса не требуется, дантист просто препарирует больной зуб и накладывает композитный материал. В противном случае врач увеличивает высоту прикуса путем ортопедического лечения и покрытия зуба коронкой. При повреждении эмали в зоне улыбки устанавливаются виниры.

Классы кариеса по Блэку — не единственная классификация, есть и другие. Опишем их кратко.

Другие виды кариеса

Виды кариеса по форме протекания:

  • Острый: прогрессирует быстро, в течение 10-14 дней патология проходит почти все этапы — от белого пятна до разрушения дентина.
  • Хронический: развивается медленно, эмаль разрушается постепенно, окрашиваясь в темно-коричневый цвет. Такая болезнь развивается в тех случаях, когда не лечится острый кариес, но по каким-то причинам устранился фактор, спровоцировавший его.
  • Множественный: возникает на нескольких зубах или в разных местах одного зуба.
  • Вторичный: образуется под пломбой.

Вторичный и множественный кариес могут протекать в острой или в хронической форме.

Виды кариеса по локализации:

  • Пришеечный. Кариозное поражение охватывает зуб у десны или под ней.
  • Межзубный. Патологический очаг локализуется на двух зубах в месте их соприкосновения. Зачастую такой кариес возникает на резцах.
  • Фиссурный. Кариозная полость образуется на жевательной поверхности. Обычно развивается на молярах и премолярах.

Данная классификация частично перекликается с видами кариеса по Блэку, однако вторая является более информативной.

Топографическая система, учитывающая глубину поражения зуба, предполагает разделение кариеса на следующие виды:

глубина поражения зуба

  • Стадия пятна. На эмали появляется небольшое пятно белого цвета, свидетельствующее о деминерализации данного участка и начале разрушения.
  • Поверхностное поражение. Кариес еще не добрался до дентина, но повреждения уже можно заметить в ходе внешнего осмотра.
  • Средняя степень. Кариесогенные микроорганизмы разрушили часть эмали и перешли на твердые ткани.
  • Глубокое поражение. Начинается разрушение дентина. Пульпа защищена от патологического очага только тонким слоем твердой ткани. На этой стадии есть риск развития периодонтита или пульпита.

Если кариес перешел в пульпит или другую стоматологическую патологию, он называется осложненным.

Существуют и другие виды рассматриваемого заболевания, например, кариес корня зуба. Это одна из самых сложных форм болезни, которая возникает вследствие образования налета или камня возле десны в большом количестве. Микробы не просто разрушают эмаль, они проникают в десневые карманы и проникают под слизистую оболочку. При лечении патологии врач сначала вычищает налет, а только после этого приступает к стандартными этапам пломбировки.

Отдельно выделяется кариес молочных зубов. Они болят еще чаще, чем коренные, потому что дети едят много сладкого. Несмотря на то что такие зубы являются временными, их тоже необходимо лечить, иначе есть риск распространения кариозного процесса на корень нового зуба. Схема лечения — классическая.

Диагностика

Современные методы диагностики зубных заболеваний позволяют точно определить вид кариеса, его степень, причины возникновения и другие параметры. Зачастую стоматологу достаточно провести внешний осмотр и опросить пациента, чтобы оценить характер патологии. Однако в ряде случаев для раскрытия полной картины этих методов не хватает. В распоряжении дантиста есть следующие виды исследований:

  • Зондирование. С его помощью исследуется глубина кариозной полости и плотность тканей, пораженных болезнью. Кроме того, зонд позволяет осмотреть пульпу.
  • Перкуссия — метод простукивания по зубу, помогающий определить наличие полостей внутри зуба, например, после пломбирования и рецидива.
  • Витальное окрашивание. Деминерализованные участки зубной эмали окрашивают красителем на 3 минуты. Он показывает в нескольких оттенках степень распространения кариозного очага на разных участках.

Витальное окрашивание

  • Термопроба. Больной зуб орошают струей холодной воды, чтобы вызвать болезненную реакцию. Посредством данного метода определяется локализация патологического процесса.
  • Рентгенография. С помощью этого исследования выявляют скрытые кариозные поражения, оценивают их размеры и глубину.
  • Электроодонтометрия (ЭОД) — тест на возбудимость пульпы, которая может реагировать на внешние раздражители по-разному в зависимости от состояния: норма, воспаление или некроз.
  • Люминесцентный метод — осмотр зубов под ультрафиолетовой лампой. Кариозные поражения под УФ-лучами отличаются от здоровых тканей цветом.

Врач может обнаружить и вылечить кариес на любой стадии. Однако в зависимости от времени обнаружения и степени патологии лечебный процесс может быть быстрым или длительным, простым или сложным. От сложности процедуры зависит и ее стоимость. Стоматологи советуют приходить на обследование каждые полгода даже при отсутствии признаков заболевания, так как некоторые формы кариеса могут долгое время протекать бессимптомно.

Читайте также: