Широкий язык за верхними зубами

Опубликовано: 03.05.2024

ВложениеРазмер
artikulyacionnaya_gimnastika.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для губ и щёк

1. «Бегемотик» - Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

2. «Лягушки» - На улыбке, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт до 5-10.

3. «Слоник» - Сомкнутые губы вытянуть вперёд «хоботком» и удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

4. Чередовать «Лягушки», «Слоник» сначала медленно, потом всё быстрее.

5. «Воздушный шарик» - Надуть одну щёку, сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

Упражнения для языка

6. «Змея» - 1)На улыбке, рот открыт; высунуть «тонкий» язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.

2) На улыбке, рот открыт; высунуть «тонкий» язычок изо рта и удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

7. «Месим тесто» - На улыбке, рот открыть, покусать язык зубами, произнося: «та-та-та», пошлёпать язык губами, произнося: «пя-пя-пя»; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

8. «Блинчик» - На улыбке, рот открыт; положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт от 5-10.

9. «Лошадка» - На улыбке, рот широко открыт; цоканье кончиком языка о твёрдое нёбо; нижняя челюсть неподвижна.

10. «Расчёска» - На улыбке; закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. Повторить 3-4 раза.

11. «Маятник» - На улыбке, рот открыт; тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

12. «Ёжик бегает» - Совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.

13. «Футбол» - 1) Рот закрыт, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку.

2) Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, выдох – через рот. Щёки не надувать! Загонять шарик на одном выдохе!

14. «Качели» - На улыбке, рот широко открыт; на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Язык «широкий». Повторить 4-5 раз.

15. «Индюк» - На улыбке; открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: «была-была-была». Язык должен облизывать губу!

16. «Варенье» - На улыбке; открыть рот, облизать языком верхнюю губу (а] сначала в одну, затем в другую стороны; б] делая движения языком сверху - вниз), потом нижнюю губу. Повторить 4-5 раз.

17. «Киска лакает молоко» - На улыбке; рот открыть, высунуть широкий язык, приподнять кончик языка, убрать язык. Закрыть рот. Повторить 5-7 раз.

18. «Чашка» - 1) На улыбке; открыть рот, высунуть широкий язычок и тянуть его к носу. Бока языка должны быть загнуты вверх, чтобы «чай не пролился». Нижней губой не помогать. Удерживать под счёт от 5 до 10.

2) Тоже самое, только «чашечка» задвигается за зубки, внутрь ротовой полости.

19. «Почистим зубки» - На улыбке; открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево - вправо) под счёт от 7 до 8. Затем почистить за верхними зубами . Рот при этом широко открыт. Нижняя челюсть неподвижна! Повторить 3-5 раз.

20. «Киска сердится» -1) На улыбке; открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать под счёт от 7 до 10 раз. 2) «Погладим киску» - Язык в положении «Киска сердится». Прижать язык верхними зубами и скатиться вниз к кончику языка, как бы «погладить киску».

3) Язык в том же положении. Язык зацепить за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперёд – назад.

21. «Парус» - 1) На улыбке; рот широко открыть, кончик языка поставить на альвеолы за верхними зубами. Язык «широкий». Удерживать язык в таком положении под счёт от 8 до 10. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

2) Язык в том же положении. Сильное дутьё в щель между широким языком и нёбом.

22. «Маляр» - На улыбке; рот широко открыть, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно под счёт до 8.

23. «Грибок» - На улыбке; присосать язык к нёбу, широко открыть рот (Язык должен остаться присосанным к нёбу! Язык «широкий»!).

24. «Дятел» - 1) На улыбке; открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по альвеолам за верхними зубами и произносить : «д-д-д». Выполнять 10-20 секунд, сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не «прыгал».

2) Потом стучать: « д -дд, д -дд»

3) А потом: «дд- д , дд- д ».

25. «Комарик» - На улыбке; рот широко открыть, поднять язык вверх и упереть его в альвеолы за верхними зубами. Произносить: «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на альвеолы энергично.

26. «Моторчик» - 1) На улыбке; рот широко открыть, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по альвеолам за верхними зубами и произносить: «дын-дын-дын». Сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее. Повторять 5-10 секунд.

2) Потом заводить моторчик: « дын -дын-дын». Повторить 4-5 раз.

27. «Гармошка» - На улыбке; присосать язык к нёбу. Широко открывать и закрывать рот, не отпуская языка. Повторить 4-5 раз.

28. «Пароход гудит» - Приоткрыть рот, кончик языка опущен за нижние зубы. Длительно произносить: «ы-ы-ы-ы».

Упражнения для правильно выдыхаемой струи воздуха

29. «Ветерок» - На улыбке; положить широкий язык на нижнюю губу («блинчик»), кончик языка опущен, боковые края прижаты к верхним зубам, и, как бы произнося длительно звук ф-ф-ф, одуть ватку на другой конец стола. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы! Следить, чтобы щёки не надувались! Чтобы дети как бы произносили звук ф , а не х !

30. «Свисток» - Кончик языка за нижними зубами, сильное дутьё. Воздух проходит по средней линии языка. Можно дуть в трубочку. Выдуваемый воздух холодный.

Упражнения для правильного речевого дыхания

31. «Нюхать цветок» - Сделать вдох через нос; на выдохе через рот произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.

Для [ с ], [ сь ], [ з ], [ зь ], [ ц ]: Чередовать «Лягушки» - «Слоник», «Месим тесто», «Лягушки», «Слоник», «Блинчик», «Почистим зубки», «Киска сердится», «Качели», «Футбол», «Свисток», «Ветерок».

Для [ ш ], [ ч ], [ ж ], [ щ ]: Чередовать «Лягушки» - «Слоник», «Блинчик», «Качели», «Почистим зубки», «Киска сердится», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Варенье», «Чашка», «Парус», «Лошадка».

Для [ л ], [ ль ]: «Месим тесто», «Блинчик», «Качели», «Варенье», «Лошадка», «Киска сердится», «Индюк», «Пароход гудит».

Для [ р ], [ рь ]: «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Варенье», «Почистим зубки», «Индюк», «Комарик», «Дятел», «Моторчик».

Звук [Р] считается одним из самых сложных и появляется в речи ребенка к 4-5 годам. К сожалению, часто встречаются проблемы с его произношением, причем они сохраняются вплоть до взрослой жизни, если не была оказана соответствующая помощь логопеда.

Картавость – это неправильное произношение твердого и мягкого звука [Р], которое не соответствует фонетическим нормам русского языка. Этот термин можно назвать повсеместно использующимся, но у этого дефекта есть и научное название – ротацизм.

Нормальное произношение звука [Р]

При произношении звука [Р], рот раскрыт, зубы сомкнуты. Язык широкий в форме «ложечки». При произношении он поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Под напором выдыхаемой струи воздуха кончик языка дрожит. Если мышцы артикуляционного аппарата плохо развиты, либо ребенок не может с достаточно силой выдыхать струю воздуха (либо есть совокупность этих проблем), то у ребенка развивается картавость.


Основные виды ротацизма

Картавость может по-разному проявляться, в связи, с чем можно выделить несколько основных групп этого дефекта:

  1. Звуки [Р] и [Рь] отсутствуют в речи. Ребенок произносит «учка» вместо «ручка», «коова» вместо «корова» и т.д.
  2. Происходит замена звуков [Р] и [Рь] на другие (чаще всего это Л и Ль, В, Г, Д). Примеры: дорога – довога, рак – лак и т.д.
  3. Звуки произносятся с искажением.м


При этом возможны различные варианты искажения данных звуков. Чаще всего выделяют следующие виды ротацизма:

  • Увулярный. При звукопроизношении дрожит увулярный отросток. Такой дефект принято называть «французским Р», потому что появляется иностранный акцент и небольшой рокот.
  • Велярный. В этом случае вибрирует мягкое нёбо, вследствие чего возникает грубый рокот. Этот вид называется обычной жесткой картавостью.
  • Боковой. Характеризуется вибрацией боковых краев языка. В итоге слышится нечто похожее на «РЛЬ».
  • Одноударный. Язык находится в правильном положении, но вибрация отсутствует. Издается звук, который по звучанию близок к английскому D
  • Щечный. Воздушная струя проходит между щеками и краями языка, в результате чего возникают колебания одной или двух щек.
  • Двугубный (кучерский). Язык находится в неподвижном состоянии, губы вибрируют. Слышится как «тпру».
  • Носовой. Воздушная струя выходит через нос, при этом кончик языка не задействован в артикуляции. Звук произносится с носовым оттенком.

Причины картавости

Картавость может возникать из-за различных причин:

  • Аномальное развитие языка. Если у ребенка короткая подъязычная связка, то она будет мешать полноценному подъему кончика языка, не позволяя ему занять правильное положение за верхними резцами.
  • Плохо развитые артикуляционные мышцы. Слабые движения мышц языка приводит к приблизительной артикуляции звуков, при этом происходит неправильное их звучание.
  • Аномалии зубочелюстной системы. У детей с открытым боковым прикусом происходит утечка воздуха через щель между коренными зубами, что способствует боковому произношению. Носовой оттенок при произношении Р часто обусловлен нёбными расщелинами.
  • Нарушение фонематического слуха. Ребенок просто не в состоянии отличать правильное звукопроизношение от неправильного. В большинстве случаев приводит не к искаженному произношению, а к замене звука на другие.
  • Подражание. Если кто-то из членов семьи картавит, то ребенок может воспринимать данное дефектное произношение как норму. Определенные проблемы с произношением Р могут возникнуть, если ребенок владеет другим иностранным языком, в котором есть свои фонетические особенности произношения.
  • Наследственный фактор (выдвинутая вперед нижняя челюсть, редкие зубы и т.д.).

Ротацизм возникает при простой дислалии, когда наблюдается неверное произношение одного звука. Часто ротацизм входит в состав сложной дислалии, т.е. при полиморфном нарушении звукопроизношения. Ротацизм также может быть одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.


Какие методы диагностики существуют

Картавость диагностируется в ходе оценки речевого статуса ребенка. Специалист собирает анамнез, после чего проводятся следующие исследования:

  • Обследование артикуляционных органов. Специалист оценивает состояние зубов, губ, языка, мягкого и твердого нёба. Наличие серьезных отклонений, вроде нёбных расщелин и короткой уздечки, прямо указывает на причину картавости у ребенка.
  • Оценка подвижности органов артикуляционного аппарата. С помощью упражнений определяется темп, объем, точность движений, а также способность выдерживать определенную артикуляционную позу.
  • Исследование фонематического слуха. Исследуется дифференциация звуков (изолированно, в слогах, словах).

В некоторых случаях также может понадобиться дополнительное обследование у ортодонта, либо неврологическая диагностика.

Можно ли избавиться от картавости

Родителям важно следить за тем, как именно разговаривает их ребенок. Звук Р считается одним из самых сложных при постановке, поэтому если он не выговаривается до 4,5 лет, то это можно считать физиологической нормой.

Но здесь есть одно очень важное уточнение: если у ребенка есть и другие проблемы со звукопроизношением, либо [Р] он произносит картаво, то велика вероятность того, что у него останется дефектное произношение, если не обратиться за логопедической помощью. Если ребенок уже картавит, то начинать занятия надо в возрасте 4,5-5 лет – это наиболее благоприятный период, потому что психика детей пластична, и они могут избавиться от своих проблем к началу учебного периода.

Чтобы избавиться от картавости, необходима комплексная работа логопеда. Проводится артикуляционная гимнастика, основной задачей которой является выработка верхнего подъема языка, активизация кончика языка, вызов вибрации языка, а также растяжение подъязычной связки.


Для этого проводятся следующие упражнения:

  • «Маляр». Улыбаемся, открываем рот и поглаживаем кончиком широкого языка твердое нёбо (делая движения языком от горла к зубам). Нижняя челюсть и губы должны быть неподвижны. Количество повторений – 10-15 раз.
  • «Вкусное варенье». Рот слегка приоткрыт. Широким передним краем языка облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху-вниз, но не из стороны в сторону. Нижняя челюсть должна быть неподвижной. Язык широкий, боковые края касаются уголков рта.
  • «Качели». Улыбаемся, показываем зубы, рот приоткрыт. Широкий язык нужно положить на нижние зубы (с внутренней стороны). В таком положении нужно удерживать его от 1 до 5 (под счет). Далее широкий язык поднимается за верхние зубы и удерживается в таком положении так же под счет (до 5). Положения меняются до 6 раз. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
  • «Индюк». Рот приоткрыт, язык нужно положить на верхнюю губу и делать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад (язык не нужно отрывать от губы). Постепенно ускоряем темп, добавляя голос, пока не получится что-то похожее на «бл-бл-бл».
  • «Чистим зубы». Рот приоткрыт, улыбаемся, показываем зубы. Кончиком языка чистим нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Далее движения делаем снизу-вверх. Аналогичные действия делаем с верхними зубами с внутренней и внешней стороны.
  • «Утюжок». Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживаем альвеолы, которые находятся за верхними зубами (назад – вперед). Количество повторений – 15-20 раз.
  • «Комарик». Рот широко открыт, улыбаемся. Поднимаем язык вверх и упираемся им в альвеолы за верхними зубами. Нужно протяжно произносить «дззз» в течение 15 секунд.
  • «Грибок». Рот приоткрыт, улыбаемся, показываем зубы. Широкий язык нужно прижать всей плоскостью к твердому нёбу, широко открыть рот.
  • «Лошадка». Улыбаемся, показываем зубы, рот приоткрыт. Щелкаем языком так, как цокает лошадь. Нижняя челюсть не должна двигаться.


Постановка звука

После артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, можно переходить к постановке звука. Это один из методов комплексной работы, который позволяет убрать картавость у ребенка.

Постановка возможна следующими способами:

  • Механическим способом. Вибрация кончика языка вызывается при помощи логопедического зонда (либо зондозаменителя).
  • По подражанию. Логопед изображает рев мотора, рычание тигра и т.д.
  • От верхнеязычного [З], опорных звуков [Д] и [Ж].

Автоматизация

Автоматизация звука проводится постепенно, начиная от простого к сложному. Сначала проводится закрепление в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Затем происходит отработка в словосочетаниях, предложениях и в чистоговорках.

Обязательно используются скороговорки со звуком Р:

«Рос в реке ершонок,

Рос, рос, стал ершом,

«Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

«Жили-были раки, раки-забияки.

Жили раки шумно, затевали драки»

Заключение

Исправление картавости может занимать разный промежуток времени, в зависимости от причины нарушения, функциональных возможностей самого ребенка, а также других причин. Если нет нарушения тонуса мышц, то исправить дефект можно за 10-30 занятий.

Все зависит от регулярности проведения занятий, а также заинтересованности родителей в исправлении ротацизма у своего ребенка. От того, насколько вовремя они обратятся за помощью логопеда, зависит эффективность проводимой коррекции.

В предыдущей статье о «кости красоты» максилле мы обсудили ее важность в формировании привлекательности лица. Будучи выдвинутой вперёд и вверх, максилла обеспечивает надлежащую поддержку глазным яблокам, поднимает и красиво очерчивает скулы, привлекательно укорачивает расстояние между носом и верхней губой и создаёт сногсшибательную широкую улыбку. Вперёд и вверх эту «кость красоты» выталкивает именно давление, создаваемое правильным положением языка на нёбе и взрослый тип глотания. Вот об этом мы подробнее и поговорим в этой статье.

«Язык на крыше»

proper tongue posture

правильное и неправильное положение языка

На своих многочисленных видео на YouTube британский доктор Майк Мью (направление горизонтального развития лица orthotropics) постоянно подчеркивает важность правильного положения языка. Что же оно означает? Обычно современный человек упирается кончиком языка в область зубов. Как мы узнали из предыдущей статьи, кончик языка должен находиться позади передних зубов в углублении на нёбе, в так называемой позиции испанской буквы «мягкого ñ», но это ещё не все. Даже если сейчас вы попытаетесь принять это положение, задняя часть языка у многих останется в слишком низкой позиции.


неправильное и правильное положение языка

Правильное же положение языка — это когда к нёбу поднят не только кончик языка, но и вся его задняя часть также находится на «крыше рта» — нёбе и буквально «прилеплена» к нему. Именно это и обеспечивает дополнительную направленную вверх силу. Попробуйте принять такое положение языка и глотнуть. Это огромная разница в ощущениях. И теперь максилла выдавливается вперед и вверх с большей силой, исходящей из задней части языка и его мышц, уходящих глубоко в переднюю поверхность шеи до подъязычной кости.


Большая разница! Теперь вся сила этих мышц направлена на выталкивание вверх максиллы — «кости красоты», которая и делает ваше лицо привлекательнее. Если сравнить максиллу с диваном, то представьте, что вы пытаетесь переместить ее один (как раньше), а если присоединяется сила задней части языка, то для передвижения «дивана» к вам присоединяется два сильных приятеля. И теперь этот процесс происходит с утроенной силой!

Как язык влияет на ширину максиллы


https://orthotropics.com/

Правильное положение языка, которому ребёнок должен быть обучен с детства — определяющий фактор ровной линии его зубов, которые в дальнейшем не будут нуждаться ни в каких аппаратах для их выравнивания или брекетах. У мальчика на фото выше к восьми годам сформировался двусторонний перекрёстный прикус, который к тому же оказался открытым. Один из его клыков в верхнем ряду оказался скученным и смещённым. При этом мы можем увидеть, как неправильный прикус повлиял на лицевое развитие мальчика. Лицо и прикус в нижнем ряду на этом фото — лишь результат обучения ребёнка правильному положению языка и, вследствие этого, «взрослому» типу глотания (по методике orthotropics). Вы только сравните состояние верхней челюсти до и после лечения — она выровнялась, выдвинулась вперёд и расширилась. Как это повлияло на привлекательность лица мальчика — думаю, не стоит даже и комментировать!

Преимущества правильного глотания


https://orthotropics.com/

В статье о максилле мы уже обсуждали важность получения ребёнком грудного вскармливания для надлежащего развития его ротового аппарата и тонуса лицевых мышц, а также для тех же целей необходимости даже для взрослого человека употребления твердой пищи (хотя бы простых яблок и морковки). Именно это закладывает основу привлекательного горизонтального развития лица и будущего здоровья в целом. Например, на фотографии выше вы можете увидеть разницу лицевого развития брата и сестры. У девочки язык находится не на нёбе, а упирается в зубы, что вызвало в её случае опускание максилл и, как следствие, удлинение лица. При этом мать кормила девочку грудью 13 месяцев, после чего перевела на искусственное вскармливание из бутылочки. К сожалению, использование пустышек заставляет язык опираться не на нёбо, как в случае сосания груди, а на дно рта. То же самое происходит и при сосании большого пальца, которое со временем становится вредной привычкой.

Брата девочки кормили грудью два с половиной года без перехода на искусственное питание. Он впервые поел твёрдую пищу в 12 месяцев. Мы можем наблюдать у мальчика отличный тонус мышц и великолепное лицевое развитие. К тому же, ортодонты диагностируют у него правильный прикус и надлежащее положение челюсти. Многие сейчас могут начать грешить на гены, но речь здесь идёт о брате и сестре. Действительно, удивительно видеть такую разницу в лицевом развитии детей из-за разного подхода к их вскармливанию в младенчестве. Поражает, что такая разница в развитии лица проявляется уже в 9 лет. А ещё это осознание заставляет нас задаться шокирующим вопросом — а насколько наше нынешнее лицо отличается от того, как могло бы выглядеть наше идеальное лицо при благоприятном развитии событий?

Как неправильное глотание искажает красоту лица


https://orthotropics.com/

Доктор Майк Мью подчёркивает, что при «взрослом» типе глотания, которое достигается благодаря правильному положению языка, все усилия выполняются исключительно посредством силы глубоких мышц языка. При правильном глотании активности губ и щёк быть не должно! В противном случае в результате несбалансированного сокращения лицевых мышц происходит потеря их тонуса и, как следствие — появление «опадающего» овала лица с одутловатыми щеками и мешочками под глазами (этот эффект происходит из-за опускания максилл).


https://orthotropics.com/

При этом дыхание через рот вследствие слабого тонуса мышц приводит к низкому положению языка, что запускает процесс лицевой дистрофии на новые круги. Неправильное глотание также вызывает напряжение в мышцах щёк, подбородка и губ (так называемые мышечные тяжи), и это приводит в будущем к мимическим морщинам.

Связь языка с подсознанием


По утверждению Майка Мью, задняя часть языка контролируется нашим подсознанием. Получается, что правильное положение языка буквально находится в состоянии автопилота и, как только вы его натренируете, он без контроля со стороны сознания будет знать, где располагаться, и как. В долгосрочной перспективе это означает, что, приложив некоторые первоначальные волевые усилия, для создания привлекательного лица мы сможем использовать силу нашего подсознания. Передняя часть языка представляет собой аспект сознательно разума, и поэтому мы легко можем контролировать его волевым усилием, но… не в бессознательном состоянии, например, когда мы спим. И это ещё один аргумент в пользу важности выработки подсознательного рефлекса правильного положения языка. А ещё надлежащее положение языка важно для здоровой циркуляции энергии в организме — как это понимает китайская нетрадиционная медицина.


Дело в том, что язык она считает «переключателем», соединяющим центральные каналы энергии ци, и замыкающим «маленький небесный контур». Положение языка в углублении на нёбе за передними зубами считается базовым соединением каналов и называется «точкой ветра». Есть ещё «точка огня» (ян) почти посередине твёрдого нёба и «точка воды» (инь) ещё дальше к нёбному основанию, но подождите с ними экспериментировать, поскольку это гораздо большая нагрузка на глубокие мышцы языка — глотать в таком положении новичку крайне трудно, а, во-вторых, вы рискуете вспомнить все «прелести» рвотного рефлекса! В то же время положение кончика языка на нёбе за резцами, если вы к нему «прислушаетесь», может дать ощущение приятной непрерывной вибрации слабого тока. Со временем это ощущение становится устойчивым, а у самого человека благодаря выработанному подсознательному рефлексу держать язык в этом положении, развивается чувство силы и спокойствия.

Миофункциональная тренировка правильного положения языка


© The Myofunctinal Center, LLC и сайт the-great-work.org

Секрет успеха миофункциональных упражнений — на первых порах постоянно напоминать себе о том, что нужно помещать кончик языка в углубление на нёбе за передними резцами (в позицию испанской буквы ñ) и поднимать к нёбу основание языка (звать на помощь сильных приятелей, которые помогут поднять на верхний этаж диван — максиллу). Для новичков лучший способ научиться — в этом положении языка делать излише широкую «сырную» улыбку с сомкнутыми зубами (не оказывайте при этом на них давления).

Следующий этап, после того, как вы привыкнете к новому ощущению и осознаете новое положение языка — попробуйте глотнуть. Сначала вы почувствуете что-то странное в задней части горла. Это задняя часть вашего языка, поднимающегося к «крыше» — нёбу. Теперь повторите и попытайтесь сохранить это ощущение языка, удерживайте его в этом положении. Работают только мышцы языка — следите, чтобы не было активности губ и щёк! При глотании движется только кадык! Для многих на первых порах это будет ощущаться довольно дискомфортно, будто вы удушиваетесь собственным языком. Но ведь многие из вас качают мышцы в тренажерном зале, испытывая дискомфортные ощущения — с мышцами языка, одними из самых сильных в теле, происходит то же самое. И чем они хуже остальных мышц тела — они тоже нуждаются в тренировке! Каждый раз, когда вы забываете ощущение правильного положения языка — выполняйте это упражнение, чтобы напомить себе о нем. Вы можете делать это упражнение в любое время в любом месте — никто не заметит.

Как только вы освоитесь с этим упражнением — переходите к следующему усложнённому этапу — пробуйте с таким положением языка маленькими глотками пить воду. И апогей — с новым положением языка попробуйте есть — сначала жидкую пищу, а затем и глотать твёрдую. Для начала уделите на тренировку одной из самых сильных мышц вашего тела пять минут в день, например, после чистки зубов. Через небольшой промежуток времени это войдёт у вас в привычку, а со временем перейдёт в область рефлекса на бессознательном уровне, когда ваш «внутренний автопилот» будет занимать правильное положение, даже когда вы спите. С детками также можно заниматься в игровой форме, чтобы им было интересно, уделяя этой «игре» заранее определенное время. У детей прогресс идёт очень быстро — буквально в короткие недели. Взрослым придётся заниматься чуть дольше, но уже через семь-восемь месяцев результат, как говорится, будет «налицо».


Отлично тренирует правильное положение языка и «взрослый» процесс глотания и ношение внутриротового аппарата ALF. Будучи легкой проволочной конструкцией, расширяющей верхнюю челюсть и устраняющей черепные торсии, он не занимает пространство языка, и, кроме того, кончик языка сам находит правильную точку «опоры» в специальном изгибе этого аппарата. Интересен в этом отношении и сплинт Starectа — несмотря на то, что он балансирует кости черепа несколько в ином направлении, его ношение также обеспечивает правильное положение языка и развитие «взрослого» типа глотания.

Многие интересуются — можно ли выполнять вышеприведённые миофункциональные упражнения при дисфункции височно-челюстных суставов. Основатель метода orthotropics Майк Мью фиксировал случаи полного исцеления от ДВНЧС при выполнении упражнений мьюинга. В то же время основатель ортокраниодонтии у нас в стране А.О. Савинов на своём форуме писал, что возможность выполнения подобных упражнений зависит от конкретного случая. Пожалуй, в случае лицевых болей от миофункциональных упражнений всё же лучше воздержаться.

Итак, какой бы подход в тренировке правильного положения языка вы не выбрали — помните, что мышцы языка — настоящая движущая сила середины лица. И чем больше, усиливая давление на верхнее нёбо, мы её развиваем, тем больше расширяется наша верхняя челюсть, что формирует красивую улыбку, и тем выше и трёхмернее становятся наши максиллы, что придаёт особую привлекательность нашему лицу. И напоследок: постоянная практика — ключ к успеху!



Миофункциональная коррекция: результаты — здесь .

Евгения Ларина
Комплекс упражнений для укрепления кончика языка

1. Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.

2. Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко.Ребенок произносит: пя-пя-пя.

3. «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.

4. Просовывание с усилием языка между сомкнутыми зубами

5. Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.

6. Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек (столовой, десертной, чайной).

7. Вылизвание тарелок

8. Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.

9. Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.

Кончик языка с силой упирается то в одну, то в другую щеку.

11. Удерживать на загнутом кверху кончике языка соломинку от коктейля у верхних зубов, потом у верхней губы.

Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

13. Вкусное варенье.

Облизывание верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.

Сделать язык острым – тянемся языком к зеркалу.

Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад,произнося: бла-бла-бла.

17. Чистим зубки.

Водить кончиком языка влево – вправо то по верхним, то по нижним зубам.

18. Достань конфетку.

Представить, что за нижними зубками прилипла ириска, выполнять кончиком языка движения, как будто достаем ириску из-за нижних зубов.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

18. Красим стенки.

Водить языком по внутренней поверхности то одной, то другой щеки вверх-вниз.

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».

Комплекс дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста Подготовительное упражнение Исходное положение. Стоя, сидя или лежа. Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем.

Комплекс дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста 3–7 лет Подготовительное упражнение Исходное положение. Стоя, сидя или лежа. Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем.

Комплекс кинезиологических упражнений Межполушарное взаимодействие Развитие движений мелкой моторики пальцев рук Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы.

Комплекс релаксационных упражнений для старшего дошкольного возраста Комплекс релаксационных упражнений «В летнем саду» 1. «В саду» «Мы с Танюшей в сад пойдем, много ягод соберем! Груши, яблоки висят, вот.

Комплекс упражнений для пробуждения после дневного сна Голову подними с подушки, Потянись-ка, потягушки! Потянись, потянись, Всему миру улыбнись! Потягушки, потягушки! Потянись-ка за игрушкой.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопияДанный комплекс упражнений направлен как на профилактику, так и на коррекцию.

Комплексы упражнений для укрепления сводов стопы и спины Комплексы упражнений для укрепления сводов стопы и спины Упражнения для укрепления мышц свода стопы с фитбольным мячом 1. Сидя на фитболе,.

Комплекс упражнений «Коррекция осанки» Комплекс упражнений «Коррекция осанки» наряду с пробуждением организма предназначен для коррекции положения таза, позвоночника, головы и.

Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика Комплекс пальчиковой гимнастики «Пальчики здороваются». Кончик большого пальца правой руки поочередно касается.

Утренняя гимнастика и комплекс упражнений на май в старшей группе 1. И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища. 1 - руки в стороны; 2 - руки к плечам; 3 - руки в стороны; 4 - вернуться в исходное положение.

Что делать, если ребенок не произносит шипящие звуки

Постановка шипящих звуков,таких как [ш], [ж], [щ], [ч] является, пожалуй, самой трудной для логопеда. А все потому, что артикуляционный уклад [ш] и [ж] очень сложный, но без шипящих тоже никак нельзя. Речь приобретает свистящий оттенок, а главное ребенок будет совершать множество ошибок на письме. Нарушенное произношения шипящих звуков называется сигматизм шипящих, и именно он является причиной большинства логопедических ошибок на письме: «сыска» вместо шишка, «заба» вместо жаба и т.п. Как же выправить этот дефект речи, расскажу подробнее.

Причины

Для начала нужно понять, как работают органы артикуляции при производстве звука [ш]. Губы вытягиваются в трубочку и напоминают по форме домик, ряды верхних и нижних зубов стоят ровно друг над другом, образуя щель, по которой струя воздуха проходит свободно по центру языка. Кончик язычка поднимается за верхние зубки, боковые его края прижимаются кверху, язычок, находящийся в полости рта, по форме напоминает чашечку. Проблемой многих детей является то, что мышцы языка недостаточно укреплены, и язык вместо того, чтобы подниматься наверх, лежит на дне ротовой полости, даже если мы правильно держим губы и зубы. Проходящая струя воздуха образует звук [с] вместо [ш]. Еще одной проблемой является то, что ребенок, пытаясь задрать язычок вверх, выдыхает в округлые губы воздух, и произносит звук [ш], но воздушная струя проходит не через щель между верхними и нижними зубами, а сбоку, образуя звук [ф]. Также часто язычок не слушается и просто вываливается изо рта.

Так как язык находится в глубине полости рта при почти сомкнутых зубах и вытянутых вперед губах мы не видим, правильно ли он там расположен, именно поэтому очень тяжело контролировать артикуляционный уклад и поставить звук.

Виды сигматизма шипящих

Чтобы выбрать верный способ постановки шипящих, нужно для начала определить, какой вид нарушения у данного конкретного ребенка. Нам главное – поставить звук [ш], а от него легче ставить [ж], [щ] и [ч]. Вот какие виды данного нарушения встречаются в природе.

Межзубный сигматизм – явление, когда кончик языка высовывается между нижними и верхними зубами, образуя трещащий звук.

Губно-зубной сигматизм – верхняя губа при производстве шипящих задирается высоко к зубам, а язык чаще всего лежит на дне ротовой полости. Неправильная артикуляция вызывает смешанный звук фс или вз – при произнесении [ж].

Свистящий сигматизм в этой ситуации язык не поднимается наверх, остается внизу, как при производстве звука [с], поэтому мы слышим свист вместо ожидаемого звука. В таких случаях еще говорят, что у ребенка [ш] – нижнее.

Призубный сигматизм кончик язычка упирается в верхние зубки, при образовании звука [ш] получается звук похожий на [т], при образовании [ж] - [д].

Боковой сигматизм явление, когда язычок поднимается в полости рта неровно, а как бы ребром, струя выдыхаемого воздуха идет в щеки, которые заметно надуваются, а вместо ожидаемого [ш] мы слышим [ф].

Носовой сигматизм в этом случае корень языка задирается чрезмерно вверх, мешая струе воздуха пройти через рот, уходит в нос.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

Для постановки любого звука артикуляционная гимнастика просто незаменима и крайне необходима. Чтобы установить в речи шипящие звуки, необходим один и тот же комплекс упражнений как для [ш], так и для [ж], [щ] и [ч]. В первую очередь, нам необходимо поработать над губами и языком. Упражнения лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок визуально улавливал правильную позу, а в случае чего, мог исправить неверное положение органов артикуляции.

«Улыбка» - растягиваем губы в улыбку.

«Трубочка» - округлые губы вытягиваются вперед.

«Улыбка-трубочка» - чередование поз.

«Домик» - зубы ровненько стоят друг над другом, смыкаются, губы немного вытянуты вперед, напоминают прямоугольник, рот открыт.

«Лопаточка» - широкий плоский язык высовываем изо рта и удерживаем 5 секунд на нижней губе в статическом состоянии.

«Вкусное варенье» - работаем на верхний подъем языка, облизываем верхнюю губу.

«Качели» - язык плавно поднимается за верхнюю губу и опускается к нижней.

«Почистим зубки» - медленно поднимаем язык и облизываем верхний ряд зубов с наружной, а затем с внутренней стороны.

«Лошадка» - цоканье язычком.

«Парус» - хорошее упражнение для укрепления мышц языка, позволяет ребенку долгое время удерживать язык наверху. Рот при этом обязательно широко открыт, кончик языка поднимается и стоит за верхними зубами, касаясь альвеол. Так держим язык на счет до десяти, увеличивая постепенно, по возможности, до сорока.

«Чашечка» - при широко раскрытом рте высовываем язык, поднимаем кончик вверх, а боковые края загибаем. Язык напоминает форму чашки. Упражнение очень трудное даже для взрослого, требует систематической тренировки. Для начала пусть ребенок загнет кончик языка за верхнюю губу, затем откроет рот пощире, отрываясь от верхней губы и удерживая позу поднятого кончика несколько секунд. Закрепив эту позу, работаем над подъемом боковых частей языка. Это упражнение обязательно для постановки шипящих звуков, поскольку язык должен научиться принимать форму чашечки в полости рта.

Дыхательные упражнения

Кроме гимнастики при постановке шипящих необходимы упражнения на выработку воздушной струи. Упражнения проводятся в веселой игровой форме, что вызывает у ребенка живой интерес к занятию.

1. Дуем на свечи, спички, различные вертушки, перышки.
2. Широко распластанный язык лежит неподвижно на нижней губе («Лопаточка») просим ребенка подуть на высунутый кончик, добиваясь, чтобы струя воздуха проходила не сбоку, а точно по центру языка.
3. «Футбол» - легкий пенопластовый шарик или комочек ватки пытаемся задуть в предполагаемые ворота, сидя перед столом.
4. «Фокус» - кладем на кончик носа небольшой кусочек ваты, немного выдвигаем нижнюю губу вперед и дуем на нее, стараясь направить воздушную струю вверх. Задача упражнения – сдуть ватку с носа.

Постановка звука [ш]

Дыхательная и артикуляционная гимнастика являются подготовительным этапом для непосредственной постановки звука. Для начала попросим ребенка установить правильный артикуляционный уклад для звука [ш] и произнести звук. Если мы слышим [с], то работать предстоит прежде всего над верхним подъемом языка, придется прибегнуть к механическим способам. Логопеды – народ очень изобретательный и придумали некоторые свои способы. Например, при губно-зубном сигматизме для закрепления нужной позы губ и языка даем ребенку прикусить между зубами карандаш, удерживающий кончик языка за верхними зубами и просим произнести звук [ш]. Если получается, то на какое-то время тренируем с карандашом.

Если струя воздуха уходит в щечки, что свидетельствует о том, что боковые краешки языка не поднимаются к верхним боковым зубам, при произнесении звука слегка нажимаем двумя пальцами руки одновременно на щеки. Так струя воздуха направляется по центру языка, а боковые края с механической помощью поднимаются наверх. Если получается, просим ребенка, чтобы он сам держал себя за щечки, пока не установится нужный уклад язычка во рту и не выработается правильная воздушная струя.

Если у ребенка [ш] нижнее, то прибегаем к помощи шпателя или зонда, механически поднимая кончик языка за верхние зубки. Если нужно подкорректировать положение губ, то нажимаем еще при этом на уголки, помогая им вытянуться и приобрести нужную форму. Постановка звука [ш] занимает немало времени от двух недель до месяца при условии занятий два раза в неделю. Но пока не установится нужный уклад органов артикуляции, и мы не услышим изолированное чисто ш, дальше двигаться никак нельзя.

Контроль за правильным производством звука можно осуществлять, подставив к губам тыльную сторону ладони, струя воздуха должна быть горячей. После того как появился изолированный звук, приступаем к его автоматизации. Сначала в слогах: ша, ши, ше. Поскольку последующие гласные в этих сочетаниях позволяют удерживать уклад губ в одном и том же положении. Позже мы возьмем слоги: шу и шо, так как последующие о и у «заставляют» губы при переключении вытягиваться сильнее вперед, что сбивает необходимую для [ш] артикуляцию губ. Затем плавно переходим к закрытым слогам: аш, ош, уш, ишь, ешь, далее автоматизируем в cловах, фразах, предложениях, связной речи.

Постановка и автоматизация [ж]

Звук [ж] по артикуляционному укладу похож на [ш], разница в том, что при производстве [ж] участвует голос. Обычно, если у ребенка закрепился в речи звук [ш], то [ж] можно поставить по подражанию. Но если звук не появляется, то снова прибегаем к механической помощи шпателя или зонда, поднимая кончик язычка к верхним альвеолам, просим произнести [ж]. Постановка звука не составляет труда, если соблюдена последовательность – сначала [ш], потом [ж]. Автоматизируем звук классическим способом: в открытых, затем закрытых слогах, cловах, фразах, предложениях, в текcте.


Постановка и автоматизация [щ]

После [ш] и [ж] приступаем к постановке звука [щ], артикуляция которого отличается от [ш] еле уловимыми изменениями языка: боковые края еще плотнее прижимаются к верхним зубкам, а кончик язычка немного больше выдвигается вперед. Снова прибегаем к механической помощи, и при производстве звука немного сильней нажимаем на щеки для того, чтобы боковые края языка поднимались выше. Очень важно при постановке звука [щ] обратить внимание ребенка на положение язычка и сравнить его с артикуляцией при [ш], ребенок должен почувствовать разницу в положении языка. Так как позже на письме школьники начинают путать эти два звука, переводя в графический символ. Автоматизацию [щ] продолжаем в cлогах, cловах, фразах, предложениях, текcте.

Постановка [ч]

Этот звук является аффрикатом, то есть состоит из двух звуков [т'] и [щ]. Поэтому, если в речи нет звуков [т'] и [щ], мы не начинаем постановку [ч], которая заключается в быстром повторении сочетания тьщ. Если вышеперечисленные звуки есть в речи, то постановка [ч] не займет много времени. Артикуляция при производстве [ч] следующая: кончик языка сначала поднимается к верхним альвеолоам, затем немного опускается, губы вытягиваются вперед и округлены, язык во рту принимает форму чашечки, корень языка поднимается вверх, не давая воздушной струе идти в нос, а направляя ее по центру языка. Контроль – тыльной стороной ладошки: струя проходящего воздуха должна быть теплой. Если данный способ постановки звука не работает, просим ребенка быстро произнести ать, при этом зондом или шпателем поднимаем кончик языка наверх за зубки, слышим – ач. Автоматизация звука производится классическим способом.

После постановки шипящих звуков необходимо перейти к их дифференциации. Логопед с удовольствием поможет вам в этом вопросе. Желаю успехов!

Читайте также: