Широко улыбнуться показав зубы

Опубликовано: 16.04.2024

ВложениеРазмер
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx 17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!

О писание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.

О писание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.

О писание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.

О писание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот

Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).

О писание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.

О писание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.

О писание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Ду-Ду-Ду.

О писание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке.

О писание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.

О писание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".

На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.
Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.
Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.

Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и

отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка.

Важность проведения артикуляционной гимнастики.


МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики.


Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Для чего нужна артикуляционная гимнастика.


Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий.


Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик.


Артикуляционная гимнастика. Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Олеся Майорова
Каталог артикуляционных упражнений со стихотворным сопровождением

«Лягушка»

Для всех лесных зверушек

Собрался хор лягушек.

При этом улыбаются.

Широко улыбнуться, показав сомкнутые зубы. Удерживать такое положение на счет до пяти.

«Хоботок»

Кушает бананы в зоопарке слон,

Хобот очень длинный вытягивает он,

Схватит угощенье, в рот к себе кладет,

Хобот опускает и водичку пьет.

Вытянуть губы вперед «трубочкой», при этом губы и зубы сомкнуты. Удерживать такое положение на сет до пяти.

«Заборчик»

Как заборчик, как ограда,

Зубки все стоят, как надо.

Язычком их все считай,

Ни один не пропускай!

Широко улыбнуться, рот приоткрыть, поочередно упираться кончиком языка за каждый нижний зуб, следить, чтобы нижняя челюсть при этом была неподвижна.

«Почистим за нижними зубками

Наш волшебный язычок

Зубки вычистить помог,

Ходит влево, ходит вправо,

Ай да молодчина, браво!

Широко улыбнуться, проводить кончиком языка за нижними зубами вправо- влево, нижняя челюсть при этом неподвижна.

«Лягушка - хоботок»

У слоненка хоботок,

Вытянул, как только мог.

А в болоте лягушонок

Громко квакает спросонок,

Рот до самых до ушей,

Чередовать упражнения «Лягушка» и «Хоботок».

«Лопатка»

В огород идем на грядки

И с собой несем лопатки,

Крепко держим. На счет «пять»

Начинаем мы копать.

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать такое положение на счет до пяти.

«Накажем непослушный язычок»

С язычком ты поиграй

И легонько покусай.

Скажешь громко: «Пя- пя –пя!» -

Будет слушаться тебя.

Улыбнуться, покусывать язык от кончика до корня.

«Киска»

Вот какая красота –

Повстречались два кота,

Спинки выгнули дугой,

Говорят между собой.

Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упереть за нижние зубы, сделать язык горкой, при этом кончик языка упирается за нижние зубы, а боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

«Ослик»

Кто упрямей всех на свете?

«Это ослик», - скажут дети.

Надо хлебом угостить,

Вдруг захочет прокатить.

Широко улыбнуться, при этом рот приоткрыт, кончик языка упирается за нижние зубы, произнести «ие».

«Забьем в ворота гол»

Мы команду соберем

И в ворота гол забьем,

Отдохнем – и снова гол!

Вот такой у нас футбол!

Губы широко в улыбке, с силой упираться кончиком языка за нижние зубы, затем откидывать его назад.

«Трубочка»

Поиграй-ка на трубе,

Сделай сам ее себе,

Язычок сверни с краев –

Новый инструмент готов!

Рот открыт, свернуть боковые края языка, образуя «трубочку».

«Чашечка»

По краям ромашки.

Как мы чай из них попьем.

Губы в улыбке, рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе, боковые края языка загнуть в форме чашечки, при этом нижняя губа не должна подниматься вверх.

«Бублик»

Наливает мама чай.

Ваня, бублики раздай:

Один – папе, другой – маме,

Третий удержи губами.

Губы округлить «хоботком», чтобы при этом были видны зубы (зубы сомкнуты, удерживать губы в таком положении на счет до пяти.

«Ветер сверху»

Дует сильный ветер с гор,

Гнет деревья и забор,

Он свистит в печной трубе,

Песенку поет тебе.

Рот широко открыт, язык поднят за верхние зубы, с силой дуть на кончик языка, произнося «з-з-з-…»

«Фокус»

Хочешь, фокус покажу?

На нос ватку положу,

Дуну я на ватку эту –

Фокус-покус – ватки нету!

Язык в форме «чашечки», на носу маленький кусочек ватки, сдувать ватку с кончика носа, при этом кусочек ватки должен идти строго вверх.

«Пароход»

Валит дым из трубы,

Пароход гудит – ы-ы!

Купим в кассе два билета,

Уплывем мы на край света.

Рот приоткрыт, длительно на выдохе произносить «ы-ы-ы…», при этом кончик языка опущен и находится в глубине рта.

«Мышка»

Прячься живо в норку,

А то кошка – хвать!

Улыбнуться, произнести «а», при этом прикусывая зубами широкий кончик языка. Постепенно услышится звук «л».

«Вкусное варенье»

Варенье из спелой малины

Сегодня сварила Марина.

Съедим мы его понемножку,

Оближем и губы, и ложку.

Улыбнуться, рот открыт, язык в форме «чашечки», облизать верхнюю губу сверху вниз, при этом нижняя губа не должна обтягивать зубы.

«Индюк»

Бл-бл-бл – индюк болбочет,

И домой идти не хочет.

Очень важная он птица,

Никого он не боится!

Рот приоткрыт, положить язык на верхнюю губу. Широким кончиком языка двигать по верхней губе вперед- назад, постепенно наращивая темп движения, затем добавить голос, произнося «бл-бл-бл».

«Лопатка – иголочка»

Лопаткой долго мы копали,

Весь день работали, устали!

Теперь иголочку возьмем

И кукле платьице сошьем.

Чередование упражнений «Лопатка» и «Иголочка».

«Окошко»

Днем окошко открываем,

Солнышко мы в дом впускаем.

А когда ложимся спать,

Окна надо закрывать.

Округлить губы, при этом, чтобы были видны нижние зубы.

«Расчёска»

Девочка Полина расческу возьмет,

Косичку расчешет и песню споет.

А вместо расчески – зубки у нас,

Язычок причешем мы вместе сейчас.

Улыбнуться, зубы сомкнуты, широким языком протискиваться наружу между зубами, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.

«Лошадка»

С горки на горку

Лошадка – цок – цок – цок!

Везет домой Егорку

И пряников мешок.

Рот широко открыт, пощелкать кончиком язык, при этом нижняя челюсть неподвижна.

«Барабан»

«Д-д-д!», - бьет барабан,

И играет контрабас.

Приходи на праздник к нам,

Будет весело у нас!

Улыбнуться, поднять язык, произносить «д-д-д-…», при этом язык упирается за верхние зубы, следить, чтобы рот не закрывался.

«Мотоцикл»

Мотоцикл новый, верхом скорей садись,

Мы вперед помчимся, только знай – держись!

Язык между зубами, с силой дуть на него при этом передний край языка должен задрожать.

"Комарик»

Комарик в гости прилетел

И звонко песенку нам спел,

Пожужжал и позвенел.

И обратно улетел.

Улыбнуться, поднять язык за верхние зубы, длительно произносить «з-з-з…»

«Моторчик»

Чтоб моторчик завести,

Надо ключик потрясти.

«Др–р», – поможем язычком

И поедем с ветерком!

Длительно произнести «з-з-з…», как при упражнении «Комарик», совершая колебательные движения зондом для звука «р» из стороны в сотрону.

«Маятник»

Слышат все вокруг.

Вставай скорее, друг!

Умывайся, не ленись,

Завтракать быстрей садись!

Скоро время будешь сам

Узнавать ты по часам.

Широко улыбнуться, производить движения языка из одного угла рта в другой.

«Толстячок»

Зерна и орехи впрок,

Туго щёчки набивает

И к себе домой таскает.

Надуть обе щеки одновременно, затем надуть попеременно правую и левую щеку.

«Худышка»

Хомячок вернулся в норку

И сложил орехи горкой,

Щёчки у него пустые

И худые – вот такие!

Втянуть щеки в рот, при этом губы сомкнуты.

«Дотянись до кончика носа»

Как-то вышел язычок погулять,

Свежим воздухом чтоб подышать,

В гости к носу он хотел заглянуть,

На губе прилег отдохнуть.

Поднять широкий кончик языка к носу и опустить к верхней губе.

«Почистим за верхними зубами»

Самому себе во рту.

Вправо – влево, быстро, чётко!

Язычок твой словно щётка.

Губы в улыбке, кончиком языка проводить за верхними зубами из стороны в сторону.

«Гармошка»

Играет гармошка, народ веселится.

Танцуй, Петя, с Машей, танцуй, Василиса!

Гармошка-гармошка, погромче играй!

А ты ротик шире давай открывай!

Губы широко в улыбке, сделать «Грибок», открывать и закрывать рот, не отрывая языка от неба.

«Грибок»

Нынче рано мы встаем,

По грибы мы в лес идем.

Посмотри-ка – там и тут

Всякие грибы растут.

Этот – в супе мы съедим,

Этот - в зиму засолим.

Под березкой, под осинкой –

Так и просятся в корзинку!

Рот широко открыт, присосать широкий язык к небу.

«Катушка»

Крутится катушка, наматывает нитки,

Будет платье Даше и штаны Никитке!

Язычок катушке часто подражает –

Вертится во рту он,

Вот ведь как бывает!

В зубки упирается – нитка обрывается.

Снова в пляс пускается – нитка продолжается!

Губы в улыбке. Широким кончиком языка упереться за нижние зубы, боковые края языка прижать к верхним зубам, широкий язык выдвигается вперед, а затем убирается вовнутрь.

«Качели»

Качели наши – ух!

Поднимать язык за зубы вверх- вниз.

«Маляр»

Представим, что кисточка – наш язычок,

Покрасим им стены, полы, потолок.

Во рту – в нашей комнатке – станет светлей,

Маляр пусть гордится работой своей!

Губы широко в улыбке, широким кончиком языка проводить по небу вперед-назад.

«Посчитаем верхние зубы»

Сколько верхних зубов? Ну-ка сосчитаем!

Каждый зуб язычком мы легко толкаем.

Может – десять, может – пять!

Посчитал – начни опять!

Губы широко в улыбке, поочередно упираться кончиком языка в каждый верхний зуб с внутренней стороны.

Артикуляционная гимнастика под музыку.
Артикуляционная гимнастика под музыку. Музыкотерапия способствует улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений органов артикуляционного.

Конспект НОД системный оператор «Лягушка» Тема: системный оператор «Лягушка» Программное содержание: - закрепить умение детей определять функцию объектов; обозначать словом действие.


+11 Карма+
Голосовать
Свидетельство о публикации в СМИ
Свидетельство о публикации в СМИ
№ 93428-016-015 от 4 ноября 2013


Очередной тематический день посвящен блюду, которое можно встретить почти в каждой кухне мира. Воспользуйтесь нашей подборкой специальных игр и занятий, чтобы рассказать детям о важности супа и привить им.


Во многих детских садах и школах организуются весенние конкурсы скворечников, на которых родители учеников и воспитанников вместе делают настоящие скворечники. А в детсадовских группах на творческих.

Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста

Календарь тематических дней на МААМ

Фотоотчёт о занятии по лего-конструированию «Транс. +388
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Пос. +344
Фото и видеоотчет конкурса «Юные таланты — за безо. +331
Конспект занятия по аппликации в старшей группе «К. +321
Фотоотчет о мероприятии «Давайте друг другу улыбки. +310

Экономическое воспитание дошкольников в форме квест-игры «В царство Кощея»

Фотоотчет «Ширма для мебельной мастерской»

Мастер-класс «Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста»

Детский мастер-класс по аппликации из ладошек «Прекрасный лебедь»

Мастер-класс «Аист» по аппликации с элементами рисования в младшей группе

Сценарий развлечения в средней группе «Инсценировка сказки «Пых»

Моя педагогическая находка «Дневник путешественника»

Отчет о проведении Недели детской книги

Фазы луны: новолуние, полнолуние, месяц

Загадки про космос в стихах

Конверт для танграма

Карман для лэпбука «Спутник»

Всероссийское зарегистрированное СМИ «Международный образовательный портал МААМ»
Учредитель, издатель, гл. редактор: Фонов Д.В. ОГРНИП 311344431400027. Идея: Вовченко Е.А.
Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36 | admin@maam.ru | +7 (499) 499-41-52
Контакты редакции: admin@maam.ru | Сервер в РФ | Совет Федерации | Российская Газета

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57008 от 25 февраля 2014 года, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) | 6+
ISSN 2587-9545 | Реклама на МААМ | Правообладателям
МААМ 2010 - 2021

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

«Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.

«Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.

«Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.

«Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.

«Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все врёмя, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

«Качели» - рот открыт, губы в улыбке, поднять кончик языка за верхние зубы, затем опустить кончик языка за нижние зубы. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твёрдый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Повторить 4-5 р.

Рекомендации к проведению упражнений:

- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

- Лучше заниматься ежедневно, 1-2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Если вы не поняли, как выполнять то или иное упражнение, лучше подойти за консультацией к учителю-логопеду.

УСПЕХОВ ВАМ.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

«Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.

«Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.

«Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.

«Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.

«Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».

«Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Повторить 3-5 раз.

«Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.

«Гармошка» - присосать спинку языка всей плоскостью к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок»). Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.

«Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, высунуть язык изо рта, подняв кончик и боковые края языка, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с. Повторить 4-5 р.

Рекомендации к проведению упражнений:

- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

- Лучше заниматься ежедневно, 1-2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Если вы не поняли, как выполнять то или иное упражнение, лучше подойти за консультацией к учителю-логопеду.

УСПЕХОВ ВАМ.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Р], [Р’]

«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

«Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.

«Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.

«Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.

«Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.

«Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».

«Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Повторить 3-5 раз.

«Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.

«Гармошка» - присосать спинку языка всей плоскостью к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок»). Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную связку.

«Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твёрдому нёбу вперёд-назад. Повторить по 5—6 раз в каждую сторону.

«Дятел» – рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить широким кончиком зыка по верхней десне: д-д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер чёткого удара, чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

Рекомендации к проведению упражнений:

- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

- Лучше заниматься ежедневно, 1-2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Если вы не поняли, как выполнять то или иное упражнение, лучше подойти за консультацией к учителю-логопеду.

УСПЕХОВ ВАМ.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’]

«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

«Хоботок» — вытянуть губы вперёд трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.

«Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз - "Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5-6 раз.

«Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.

«Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.

«Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».

«Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.

«Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твёрдому нёбу вперёд-назад. Повторить по 5—6 раз в каждую сторону.

«Индюк» - рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать её. Сначала нужно производить медленные движения, потом, постепенно убыстряя темп, добавить звук голоса, пока не послышатся звуки бл-бл (как индюк «болбочет»).

«Парус» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка за верхними зубами в форме «паруса». Удерживать под счёт до 5-10 раз.

«Пароход гудит» - губы в улыбке, зубы «заборчиком», кончик языка зажать между зубами, длительно произносим звук ы.

Рекомендации к проведению упражнений:

- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

- Лучше заниматься ежедневно, 1-2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Если вы не поняли, как выполнять то или иное упражнение, лучше подойти за консультацией к учителю-логопеду.

В статье собран и систематизирован материал по постановке и автоматизации звука «Т», подобран комплекс практических упражнений по артикуляционной и дыхательной гимнастике, речевой материал для автоматизации звука в слогах, словах, предложениях. Материал будет интересен логопедам, работающим над постановкой и автоматизацией звуков с детьми с речевыми нарушениями.

Постановка и автоматизация звука «Т»

Подготовительный этап

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука «Т»

(каждое упражнение выполняется 5-8 раз под счет от 5 до 15; на одном занятии не следует предлагать детям более 3 – 4 упражнений; упражнения выполняются от простого к сложному; упражнения выполняются сидя перед зеркалом; из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления):

Упражнение «Заборчик»: максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы; верхние зубы находятся напротив нижних, расстояние между ними -1 мм.

Упражнение «Блинчик»: рот приоткрыт, губы не напряжены, расслаблены; широкий, плоский язык-блинчик спокойно лежит ни нижней губе; удерживать это положение не менее 10 секунд.

Упражнение «Чистим зубы»: открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы; кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние); кончик языка должен находиться за зубами; губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается.

Упражнение «Лошадка»: приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы; цокать языком медленно-быстро-медленно; смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

Упражнение «Вкусное варенье»: широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз; нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык – видны нижние зубы.

Дыхательная гимнастика

Постановка звука «Т» требует резкого и сильного выдоха, поэтому необходимо сформировать умения правильно выдыхать.

Комплекс дыхательной гимнастики:

Упражнение «Снежинка»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку-снежинку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Упражнение «Футбольный поединок»: дуть на ватный шарик — «мяч», пытаясь «забить гол» в ворота (два кубика) — вата должна оказаться между кубиками.
Упражнение «Перышко, лети!»: подбросить перышко вверх и дуть на него, не давая упасть вниз. Обратите внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Упражнение «Карандаш»: на столе на расстоянии 20 см от ребенка лежит карандаш; с силой подуть на карандаш, что бы он перекатился на противоположный край стола.

Упражнение «Флажок»: дуть на бумажную полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами): превратить бумажные полоски в настоящие флажки.

Постановка звука «Т»

• Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука,
• Расстояние между зубами 5 мм.
• Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку.
• Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная
• Демонстрация правильного положения губ и языка: логопед показывает различия при произношении Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка).

• Постановка по подражанию: логопед предлагает ребенку повторять
сначала слоги, а потом слова, целесообразно начинать со слога «та» (та-та-та, та-ты-то-ту, ты-ты-ты, ты-та-то-ту, то-то-то, то-ту-та-ты).

• Межзубной способ: логопед показывает ребенку положение языка
(язык зажимается губами, в таком положении нужно сильно выдохнуть до получения звука, затем расположить язык за зубами).

• Постановка звука «Т» от звука «П»: ребенок повторяет па-па-па,
расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит – П (получается – Т).

• Постановка от Ц (прием от обратного): звук Ц «прячет» за собой два звука — с-т.

Автоматизация звука «Т»

1. Автоматизация в открытых слогах

2. Автоматизация в закрытых слогах

АТ-АТ-АТ
ОТ-ОТ-ОТ
УТ-УТ-УТ
ЭТ-ЭТ-ЭТ
ЫТ-ЫТ-ЫТ

3. Автоматизация в слогах со стечением согласных

ПТА, ПТО, ПТУ, ПТЭ, ПТЫ
СТА, СТО, СТУ, СТЭ, СТЫ
КТА, КТО, КТУ, КТЭ, КТЫ
ШТА, ШТО, ШТУ, ШТЭ, ШТЫ

4. Автомазация в словах

там, так, таз, ты, Том, ток, топ, тушь
Таня, тапки, тачка, такси, тайна, табун, тазик, такой, тащит, Тоня, Тома, талон, топот, торба, точка, торт, только, тополь, туча, туя, тучки, туфли, Тузик, тыкать, тыква
Тамара, таракан, тарелка, топанье, тыковка

вата, лето, это, сито, коты, ноты
батон, бетон, бутон, петух, пятак, кофта, шутка, щетка, каток, пальто, Антон, платок, цветок, завтрак
Виталий, капитан, сметана, копыто, конфеты, молоток, веточка, автобус.

кот, кит, рот, тут, енот, балет, батут, живот, канат, тонет, дует, ходит, компот, пишет, Марат, идет, бежит, сидит, прыгает, думает, самолет
аист, август, бинт, зонт, лист

5. Автоматизация в словосочетаниях

глупый петух, горькая таблетка, мамин халат, ранний завтрак, домашние тапочки, вкусный торт, сладкая тыква, зеленый зонт, железный таз, вкусный компот

Таня плачет, тот тополь, в саду астры, старая карта, тушеная капуста, Тома идет, туфли у Тани, пьёт компот, тонкая кофта, пустой конверт, быстрый танец, самолёт падает, Виталий тащит, кушает потом, под столом туфли, толкай туда, Танины тапочки, летние туфли

6. Автоматизация в чистоговорках

Та-та-та — накормили мы кота.
Ты-ты-ты – съели колбасу коты.
От-от-от – вот болит у них живот.
Ту-ту-ту- помогу сейчас коту.

7. Автоматизация в предложениях

Таня тащит торбу.
У Томы пальто.
Тома чистит пальто.
Виталий чистит зубы.
Тома пьёт компот.
На тарелке конфеты.

У Тони толстый халат.
Эта конфета такая вкусная.
Таня стоит за тополем.
Под столом стоят туфли.
Под кустом лежит топор.
Топор и молоток — инструменты.
Тоня говорит с Таней.
Виталий утром кушает кашу.
У Тоси новые туфли.

В деревне живет глупый петух.
В огороде растет сладкая тыква.

8. Автоматизация в скороговорках

Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то — вот тебе то-то за то-то.
У Кондрата куртка коротковата.
От топота копыт пыль по полю летит.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
Волки pыщут — пищу ищут.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. К ним относятся нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. Точность, и сила движений этих органов развиваются у ребёнка в процессе речевой деятельности.

При нарушении артикуляции речи логопеды Юсуповской больницы применяют гимнастические упражнения, инновационные технологии коррекции голоса. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения артикуляционной гимнастики для губ

Логопеды проводят артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняют по 5-7 раз. Артикуляционную позу следует удерживать в одном положении по 10-15 секунд.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдают определённую последовательность, вначале простые упражнения, а затем сложные. Проводят их эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка тело не напряжено, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Пациент должен хорошо видеть лицо логопеда, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Дети могут пользоваться небольшим ручным зеркалом. Тогда логопед находится находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Начинают артикуляционную гимнастику с упражнений для губ. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Затем ребёнок делает упражнение, а взрослый контролирует выполнение.

Логопед следит за качеством выполняемых маленьким пациентом движений:

  • точностью;
  • плавностью;
  • темпом;
  • устойчивостью;
  • переходом от одного движения к другому.

Он обращает внимание на то, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если у малыша не получается движение, помогает ему шпателем.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики включает как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Детям предлагают выполнить следующие упражнения для губ:

  • улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны;
  • трубочка – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой;
  • кролик – губы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Далее выполняют упражнения для развития подвижности губ:

  • улыбка-трубочка – губы вытянуть вперёд губы трубочкой, затем растянуть в улыбку;
  • рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
  • пятачок – губы, вытянутые трубочкой, двигать вправо-влево и вращать по кругу.

Упражнение «недовольная лошадка» выполняют логопедии выполнятся следующим образом: ребёнок легко и активно посылает поток выдыхаемого воздуха к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Упражнение «Заборчик» вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Ход выполнения упражнения следующий: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении под счёт до пяти.

Упражнения для языка

Дети выполняют комплекс статических упражнений для языка:

  • лопаточка – рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе;
  • птенчики – рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости;
  • трубочка – рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

Затем переходят к динамическим упражнениям для языка. Во время выполнения упражнения «часики» рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка ребёнок тянется попеременно под счёт педагога к уголкам рта. Упражнение «качели» в логопедии выполняют так: рот открыт, ребёнок тянется напряжённым языком к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам. Во время выполнения упражнения под названием «футбол» рот держат закрытым. Напряжённым языком упираются то в одну, то в другую щеку.

С помощью упражнения «парус» происходит подготовка верхнего подъёма языка для звуков [р], [л]. Ребёнок широкий язык поднимает к верхним резцам и упирает в альвеолы. Логопед следит, чтобы язык не провисал, а был напряжённым и широким.

Целью упражнения «пулемёт» является закрепление вибрации кончика языка для звука. Из положения «парус» ребёнок выполняет упражнение «дятел» и добавляет воздушную струю, как толчок воздуха: «Д-ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка – «дрр». Упражнение следует выполнить интенсивно 5 раз.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

В логопедии для развития артикуляции речи применяют упражнения, которые способствуют развитию нижней челюсти. К ним относится упражнение «Трусливый птенчик»:

  • широко открыть и закрыть рот так, чтобы тянулись уголки губ;
  • челюсть опустить примерно на расстояние ширины двух пальцев;
  • язычок- «птенчик» сидит в гнёздышке и не высовывается.

Упражнение следует выполнять ритмично. Затем проводят имитацию жевания с закрытым и открытым ртом.

Чтобы выполнить упражнение «сердитый лев», необходимо опустить челюсть вниз, максимально вытянуть язык к подбородку и мысленно произнести звуки «а» или «э» на твёрдой атаке. Сложнее упражнение выполнить с шепотным произнесением этих звуков.

Ребёнку предлагают произнести пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:

  • мал, да удал;
  • нашла коса на камень;
  • каков рыбак, такова и рыбка;
  • у ужа ужата, у ежа ежата;
  • под лежачий камень вода не течёт.

В процессе выполнения упражнений логопед следит за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносились немного подчёркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба

Артикуляцию речи улучшают упражнения, укрепляющие мышцы мягкого нёба и глотки:

  • позёвывание с открытым и закрытым ртом;
  • позевывание с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха;
  • произвольное покашливание;
  • имитирование полоскание горла с запрокинутой головой.

Ребёнку можно предложить полоскать горло тяжёлой жидкостью (кефиром, киселём, соком с мякотью), глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков), надувать щёки с зажатым носом. Можно подражать свисту, стону, мычанию.

Логопедические упражнения на различение звуков на слух

Целью приведенных ниже игр и упражнений является развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Они помогают учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ц - ч, ш - ж, ч - щ, с - щ, з - ж, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Игры для детей с двух до четырёх лет основаны на звукоподражании:

  • как ребёнок плачет? – ААА;
  • как водичка бежит? – ССС»;
  • как волк воет? – УУУ.

Ещё одна игра для самых маленьких – «Песенка». Логопед показывает карточки-символы гласных звуков – А, У, О, И в разном порядке, а дети поют песенку.

Игра на выделение звука на фоне слова «Поймай звук» проводится в качестве физкультурной минутки. Дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [к]).

Целью игры «Охотники» является развитие фонематического восприятия. Логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Он просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. Услышав нужный звук в ряду других звуков, нужно «проснуться» (сесть прямо).

Для постановки звуков в логопедии применяют упражнение «Окошко». Ребёнка учат удерживать рот широко открытым. Упражнение активизирует круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Ребёнок учится опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам. Малышу предлагают улыбнуться, широко открыть рот и придвинуть расслабленный язык вплотную к зубам. Удерживать позицию следует на счёт до пяти. Во время выполнения упражнения логопед следит, чтобы губы малыша были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симметрично.

Дыхательная гимнастика в логопедии

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является одним из основных моментов в структуре логокоррекционных занятий с детьми, которые имеют дефекты произношения звуков. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы последовательно применяют различные виды гимнастики. Сначала проводят общую моторную гимнастику, вслед за ней дыхательную, затем голосовую, и только в конце артикуляционную.

Дыхательную гимнастику начинают с общих дыхательных упражнений. Их целью является увеличения объёма дыхания и нормализация его ритма. Пациента учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря малышу: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом его ноздри. Используют упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Учат задерживать вдох, добиваясь глубокого быстрого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы. «Пузырьки» – используется трубочка-соломинка и стакан воды. Логопед обращает внимание на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны «выходить» долго.

Модно использовать всевозможные свистки, колпачки от ручек детские музыкальные инструменты.

«Фокус» – упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вату логопед кладёт на кончик носа. Пациенту предлагают вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

Можно предложить дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть следует аккуратно, потихоньку, долго. Это же упражнение используют при постановке свистящих и шипящих звуков.

Медицинские технологии в логопедии

БОС – уникальная медицинская технология XXI века. Она основана на применении современной электронной аппаратуры. Методика даёт возможность любому человеку научиться управлять своим организмом и позволяет лечить следующие речевые расстройства:

  • заикание;
  • речевую тревогу;
  • нарушение темпа речи;
  • нарушение звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков и введения их в речь);
  • нарушения чтения.

Логопеды используют в практике лечения нарушений речи следующие виды арт-терапии:

  • музыкотерапию;
  • кинезотерапию;
  • сказкотерапию;
  • мнемотехнику;
  • креативную игротерапию (песочную терапию).

К телесно ориентированным медицинским технологиям, которые используют в логопедии, относятся растяжки, упражнения для релаксации, дыхательные упражнения. Реабилитологи Юсуповской больницы выполняют при речевых нарушениях массаж мышц периферического речевого аппарата. Он помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, которые необходимы при артикуляции звуков.

Пальцевый массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж и другие входят в программу реабилитации пациентов с нарушениями речи. При наличии нарушения речи звоните по телефону Юсуповской больницы.

Читайте также: