Специальный пластилин для зубов

Опубликовано: 25.04.2024

Если ребенок боится стоматолога, то отличный способ побороть страх - поиграть самому в доктора-стоматолога. Сейчас есть множество игрушек для детей, можно поиграть в любую профессию. Набор пластилина Color-Mud "Мистер зубастик" поможет ребенку попробовать себя в роди стоматолога терапевта, хирурга, протезиста и ортопеда.

Мистер зубастик

Набор состоит из большой челюсти - модели. Это такой усатый дяденька - усатый зубастик. Точнее, пока он еще беззубик, но его пустую челюсть можно наполнить зубами.

Набор Color-Mud Мистер зубастик

Для этого в наборе идет специальный мягкий пластилин, типа плей до, однако качество его похуже, чем плей до, ведь это не оригинал.

Color-Mud Мистер зубастик

Есть специальные формы для зубов, вложи пластилин и вылепи зубки.

Пластилин Color-Mud Мистер зубастик

Зубки вставляются в челюсть и можно приступать к лечению.

Пластилин Color-Mud Мистер зубастик

В наборе помимо белого пластилина для зубов идет еще красный и зеленый для цветных пломб или пластинок-брекетов.

Набор Color-Mud Мистер зубастик

Однако после игры нужно тщательно отделять пластилин одного цвета от другого и складывать по отдельным коробочкам, иначе он превратится в непонятную серо-бурую массу.

Пластилин Color-Mud Мистер зубастик

Специальное сверло, работающее от батареек поможет просверлить в зубе дырочку и поставить пломбу. Сверло крутится, как настоящее, насадок на него правда нет, но тем не менее детям очень интересно им играть и ставить пломбы в зубы. Оно удобное, для детской руки, не заедает, батареек хватает на долго.

Набор Color-Mud Мистер зубастик

Также есть зеркальце, чтоб посмотреть заднюю стенку зуба, в него и правда все видно.
Есть щипчики, чтоб вырывать зубы. Нет только шприца для укола обезболивающего, я бы его добавила в набор. Специальная палочка для простукивания идет в наборе.
Есть даже щетка для чистки зубов, можно почистить Мистеру зубастику зубы разноцветной или белой пастой, провести гигиеническую чистку ротовой полости, все как делает настоящий врач.

Набор Color-Mud Мистер зубастик

Если пациенту зубастику понадобится выровнять зубки, то для этого в наборе идет колесо для создания формы брекетов, пластинки, которая будет выравнивать зубы.
Ребенок может выбрать цвет пластинки, вылепить нужное количество скоб для зубов и соединить их нитью из пластилина.

Color-Mud Мистер зубастик

Можно наглядно показать как проводятся те или иные стоматологические процедуры, что Мистеру зубастику совсем не больно и после лечения он уходит от доктора с довольной улыбкой. Или что он не чистил зубы месяц, у него появился кариес и теперь ему придется ставить пломбы и т. д.

Набор Color-Mud Мистер зубастик

Считаю данный набор полезным не только для игры, но и для обучения детей при совместной игре с родителями и их должных объяснениях процедур.

Набор Color-Mud Мистер зубастик

Рассчитана на детей от 3х лет. Самостоятельно дети смогут играть лет с 6. До этого потребуется помощь взрослых.

Набор Color-Mud Мистер зубастик

Пластилин не самого лучшего качества и со временем белый пластилин смешивается с другими цветами и становится уже не таким белым. Поэтому со временем стоит докупить пластилин, а можно и сразу заменить его на оригинальный плей до.

Пластилин Color-Mud Мистер зубастик

В остальном же входящие в набор детали хорошего качества, пластик яркий, не воняет. детали все крепкие. Челюсть Мистера зубастика не разваливается. Сверло работает исправно, щипчики, зеркало, форма для зубов и другие детали не ломаются в течении долгого срока службы. Набором осталась довольна. Цена не высокая.

Л. М. Ломиашвили
д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

С. В. Вайц
аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1) .

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3) , намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели

Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4) , соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6) .

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8) .

Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)

Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9) .

Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка

Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке

Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка

Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба

Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность

Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности

Моделирование из пластики

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19) .

Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20) .

Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность

Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти

Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23) .

Рис. 23. Придание материалу формы шара

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок

Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина

Клинический случай

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28) .

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29) .

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31) .

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004)

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32) .

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33) .

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Сведения об авторе

Ломиашвили Лариса Михайловна, д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Lomiashvili L. M., Doctor of Medicine, Head of the Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Михайловский Сергей Геннадьевич, врач-интерн ОмГМА, Россия, Омск

Mikhailovsky S. G., intern doctor OmGMA, Russia, Omsk

Вайц Сергей Владимирович, аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Weitz S. V., PhD student, Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Methodological approaches to modeling teeth from plastic materials

Аннотация. К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии! Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Annotation. Unfortunately, in higher education institutions, students of the Faculty of Dentistry are given limited knowledge about the forms of teeth, not enough hours are devoted to reproducing teeth from improvised materials (clay, plasticine, plastic). But the correctness of the newly created forms is a way to unravel harmony! The ability to properly restore the shape of missing hard tooth tissues in clinical dentistry is of paramount importance.

Ключевые слова: моделирование; скульптурная глина; моделирование из пластики; платилин; 16 зуб, 36 зуб; реставрация зуба.

Keywords: modeling; sculptural clay; plastic modeling; platilin; 16 tooth, 36 tooth; tooth restoration.

Пластины для выравнивания зубов у детей

Многие ортодонты считают детский возраст самым подходящим для исправления положения прорезавшихся и только начинающих прорезываться зубов, и для исправления неправильного прикуса. Это связано с тем, что челюсть ребенка еще формируется, благодаря чему за короткий срок можно исправить уже проявившиеся дефекты и предотвратить усугубление ситуации. Самая частая причина искривления прикуса у ребенка - это отсутствие внимания к этой проблеме со стороны его мамы. То, что у ребенка нижняя челюсть меньше верхней это нормально, но в процессе естественного вскармливания этот дефект обычно исправляется.

Многие ортодонты считают детский возраст самым подходящим для исправления положения прорезавшихся и только начинающих прорезываться зубов, и для исправления неправильного прикуса.

Однако все это не является непреодолимым препятствием для получения у ребенка красивой улыбки с ровными зубами.

Самая частая причина искривления прикуса у ребенка - это отсутствие внимания со стороны его мамы

Ортодонтическая аппаратура для выравнивания зубов и формирования прикуса

Для выравнивания зубного ряда и формирования прикуса существует несколько инструментов:

  • Трейнеры;
  • Брекеты;
  • Пластины для выравнивания зубов.

Трейнеры

Большинство ортодонтических аппаратов, предназначенных для исправления прикуса, устраняют последствия патологического процесса, не исключая его причины. Трейнер для зубов является аппаратом, который выполняет обе задачи. Ношение трейнеров способствует развитию челюстных мышц, снижению давления на кости челюсти, восстановлению дыхания через нос и правильного положения языка. Подходит для лечения детей, начиная с 5 лет. Особенно эффективны при смене молочных зубов на постоянные для исправления их неправильного положения. Время ношения ограничено ночью и несколькими часами днем.

Слепок для изготовления не требуется. Используется прозрачный силикон разных цветов, чтобы детям было интереснее их носить. Хорошо адаптируется и не влияет на дикцию. Используется при небольших отклонениях прикуса, и даже способен заменить брекеты, если к их ношению есть противопоказания.

Сначала используются трейнеры с мягким силиконом. Позже применяют более жесткие. Используются при: отклонении в росте зубов (местоположение, направление и др.), нарушении глотательной функции, патологии полости рта, влекущие хроническую заложенность носа. Требуют ежедневного ухода также, как все аппараты.

Брекеты

Брекеты – это специальные накладки на каждый зуб, которые нанизаны на жесткую металлическую дугу. Главные качества дуги:

  • Прочность;
  • Упругость;
  • Наличие памяти формы. Как бы не изгибалась проволока в процессе лечения, она стремится принять первоначальную форму.

Брекеты являются самым распространенным способом исправления дефектов прикуса. Начиная с 12 лет (средний срок окончательного прорезывания постоянных зубов), их можно устанавливать детям. Брекеты – это несъемный аппарат. Они крепятся к каждому зубу. Их ношение требует регулярного посещения лечащего врача, который определяет и регулирует натяжение проволоки. При ношении брекеты довольно заметны, и это влияет на поведение подростка (они становятся стеснительнее, зажатыми и реже улыбаются). Применение брекетов требует повышенного внимания к гигиене полости рта (пища застревает в системе) и накладывает ограничения на употребление некоторых продуктов (жестких и вязких). Но несмотря на минусы – это очень прочная и долговечная конструкция, которая позволяет устранить многие дефекты прикуса.

Применение брекетов требует повышенного внимания к гигиене полости рта

Ретейнер

Ретейнер (в данном случае, несъемный ретейнер) – тонкая проволока, выполненная из того же материала, что и дуга брекета. Он не является самостоятельным ортодонтическим аппаратом, а служит для предотвращения возврата выровненных зубов на прежнее место. Обычно его устанавливают перед снятием брекетов, поэтому мы решили о нем упомянуть. Он не заметен для окружающих, потому что прикрепляется с внутренней стороны челюсти, где закрепляется твердеющим под действием ультрафиолета стоматологическим цементом. Его почти невозможно оторвать, поэтому нет ограничений на употребление жесткой и вязкой пищи.

Пластины для выравнивания зубов

Ортодонтические пластины часто называются «скобками» или «пластинами на зубы». Этот аппарат применяются для лечения детей возрастом до 15 лет. Изготавливается индивидуально для каждого ребенка. Крепится на внешнюю поверхность, внутреннюю часть и может частично захватить небо. Выполняется из мягкой или средней жесткости пластмассы и металла. Ребенок принимает пищу без какого-либо дискомфорта. Необходимости в каком-то особом уходе за пластинами нет.

  • неправильное развитие костей челюстных дуг (узость челюстной кости или нарушение ее формы);
  • необходимость корректировки положения одного или нескольких зубов;
  • перемещение отдельных зубов;
  • наличие щелей между зубами (трем и диастем);
  • необходимость коррекции зауженности неба;
  • активизацию или замедление процесса роста челюстей;
  • закрепление результата после использования других ортодонтических систем;
  • предотвращение скученности;
  • профилактика рецидивов нарушения прикуса и т. д

Необходимости в каком-то особом уходе за пластинами нет

Классификация пластин для выравнивания зубов

По использованию аппаратура бывает:

  • съемная;
  • несъемная.

Съемная – самая простая конструкция, и устанавливается детям с 7 до 15 лет для краткосрочной коррекции зубов или прикуса. Фиксируется крючками и носится ежедневно. Срок ношения определяется лечащим врачом. Чаще всего их изготавливают из пластмассы, но иногда они бывают сложной конструкции с включением пружин и винтов. Врач периодически регулирует устройство для получения мягкого давления на зубной ряд. Этим достигается положительный лечебный эффект. Зубы выравниваются, прикус корректируется. Подобная аппаратура применяется при отсутствии возможности исправления дефекта использованием одной лишь пластины. Может устанавливаться как на верхнюю, так и на нижнюю челюсть.

Несъемная (стационарная) – устанавливается один раз с помощью фиксирующих скоб, которые препятствуют смещению при приеме пищи, на срок до двух лет. Контроль и регулировка производится лечащим врачом при плановом посещении. Чаще применяется для детей младшего возраста и для исправления серьезных дефектов развития челюстного аппарата.

  • стационарная более эффективна в коррекции дефектов. Дороже съемного варианта;
  • съемную легко снять в любой момент времени. Легче ухаживать.

По материалу изготовления:

  • металлическая;
  • пластмассовая.

Металлическая – изготавливается из титано-никелевого или титано-молибденового сплава, не окисляющихся в агрессивной среде ротовой полости. Внешне выглядит как комбинация проволочек и крючков. Может быть, как съемной, так и несъемной. Используются для лечения детей всех возрастов.

Пластмассовая – большинство таких пластин съемные и предназначены для лечения детей средней и старшей возрастных групп.

По предназначению и устройству:

  1. Одночелюстные – используются для восстановления зубного ряда при его укороченности или суженности, а также для устранения дефектов отдельных зубов. Состоят из пластины с регулируемыми ортопедическими винтами. Подходят для детей всех возрастов.
  2. С ретракционной дугой. Исправляют протрузию зубов в ряду. Основано на свойствах упругости дуги. Подходят для коррекции на обеих челюстях.
  3. С рукообразным отростком на дуге. Исправляют положение отдельных зубов. Отросток давит на зуб и выравнивает его положение. Можно устанавливать как на верхнюю, так и на нижнюю челюсть.
  4. С активным толкателем. Применяется для выравнивания передних резцов верхней челюсти. Зубной ряд выравнивается пружинными механизмами на каждый неровный зуб.
  5. Аппарат (активатор) Андрезена-Гойпля - является съемным ортодонтическим устройством комбинированного действия, предназначенным для исправления дефектов окклюзии. Активатор предоставляет возможность зафиксировать нижнюю челюсть в необходимом (выдвинутом) положении, что дает толчок к ее развитию. В связи с этим сдерживается рост верхней челюсти, происходит разобщение прикуса, приходит в норму работа мимических и жевательных мышц. Размещение наклонной плоскости пластины по всему зубному ряду делает реальным перемещение зубов в трех плоскостях - в сторону, назад и вперед. Это позволяет, при некоторых конструктивных изменениях и дополнениях активатора, с успехом применять его для исправления не только дистального прикуса, но и других отклонений окклюзии.
  6. Аппарат Брюкля – съемное приспособление, предназначенное для корректировки глубокого мезиального прикуса. Устанавливается только на нижней челюсти, при этом, благодаря особенностям конструкции, оказывает положительное воздействие на оба зубных ряда.
  7. Аппарат Френкеля - на металлическом каркасе установлены губные пелоты, щеточные щитки, другие дополнительные элементы. Аппарат закрепляется одновременно на обе челюсти и имеет функционально-направленное действие, которое ограничивает ненужную мышечную силу. Использование аппарата способствует нормальному развитию челюстей, зубных дуг и рядов. Исправляется открытый, дистальный и мезиальный прикус, однако сложность и длительность изготовления, а также высокая стоимость не способствуют его популярности.

Процедура подгонки и установки пластины проста и безболезненна. Поначалу ребенок чувствует дискомфорт от присутствия аппаратуры во рту, но потом привыкает.

Процедура изготовления и установки пластин для выравнивания зубов

Подбор и изготовление пластин для исправления прикуса производится только после обследования у врача-ортодонта. Методика следующая:

  • Делается объемный снимок костной ткани челюстей (ОПТГ);
  • Снимаются слепки челюстей;
  • Они отправляются в зуботехническую лабораторию для изготовления выбранной пластины;

После изготовления ортодонтической аппаратуры, доктор ее устанавливает и дает объяснение родителям и ребенку о правилах ношения. Несъемная конструкция устанавливается чуть дольше съемной. Процедура подгонки и установки пластины проста и безболезненна. Поначалу ребенок чувствует дискомфорт от присутствия аппаратуры во рту, но потом привыкает.

Показания и противопоказания к установке «скобок»

Лечение назначается в случаях:

  • Неправильное расположение одного или нескольких зубов;
  • Проблема развития костей челюсти;
  • Зауженность неба;
  • Неправильный прикус;
  • Смещение зубов после брекетов;
  • Редкое расположение зубов.

Стоматологи-ортодонты рекомендуют устанавливать пластины детям младше 12 лет.

Часто пластины ставят после лечения на брекетах для закрепления результата в качестве ретейнера. Не следует этого бояться.

Пластины не устанавливают в следующих случаях:

  • не вылеченный кариес;
  • болезни десен;
  • аллергия на материал пластин;
  • болезни дыхательных путей;
  • наличие стоматита, который требует лечения;
  • установлены аномалии, которые требуют других методов лечения.

Как долго следует носить «скобки»

В момент активного формирования зубного ряда пластины меняются приблизительно раз в полгода. Срок лечения назначается индивидуально. Обычно дефект исправляется за год – полтора, дальнейшее время требуется для закрепления результата. Часто пластины ставят после лечения на брекетах для закрепления результата в качестве ретейнера. Не следует этого бояться.

Уход за пластинами для выравнивания зубов

Чтобы аппаратура отработала положенный срок нужно выполнять несложные операции. Для этого рекомендуется:

  • Чистить пластину мягкой зубной щеткой;
  • Использовать специальные гели для чистки (ежедневной и еженедельной);
  • Не заниматься с надетой пластиной активными видами спорта;
  • Хранить аппаратуру в специальном контейнере;
  • Не пытаться ремонтировать пластину самостоятельно, обнаружив поломку или деформацию. Следует обратиться к лечащему врачу;
  • Обрабатывать конструкцию дезинфицирующим раствором. Если пластина съемная – лучше помещать в раствор на ночь;
  • Съемные пластины снимать при приеме пищи;
  • Перед установкой промывать теплой кипяченой водой;
  • Если в конструкции аппаратуры имеется винт – рекомендуется смазывать его растительным маслом, чтобы он не застаивался;
  • Родители должны контролировать, чтобы ребенок не снимал аппаратуру на ночь;
  • Научить ребенка как подкручивать винт в пластинке;
  • Во избежание осложнений периодически посещать врача-ортодонта и следовать его назначениям;
  • Тщательно следить за гигиеной полости рта в процессе лечения (наличие пластин увеличивает зубной налет во рту);
  • При обнаружении налета или зубного камня на пластине следует обратиться к врачу для чистки.

Лечению помогает специальный массаж, который действует на десны и небо. Улучшая кровоснабжение, массаж ускоряет процессы заживления и роста в районе челюстей. Проводится такой массаж во время чистки зубов.

Что лучше – брекеты или «скобки»?

Пластины эффективны только в возрасте до 15 лет и не могут помочь в некоторых ситуациях. И даже в возрасте 10-12 лет в ряде случаев приходится устанавливать брекеты. Если патологии незначительны и находятся в начальной стадии, то достаточно использовать пластины.

  • Возможность при необходимости снять;
  • Легко ухаживать за полостью рта;
  • Дешевле брекетов.

  • Часто бывают недостаточно эффективны;
  • Длительное привыкание.

  • Непрерывное действие на зубы;
  • Быстрое привыкание;
  • Большее количество дефектов можно устранить одновременно.

  • Трудности в ухаживании за полостью рта;
  • Высокая стоимость за весь комплекс обслуживания.

Отзывы о пластинах для выравнивания зубов

Просматривая отзывы родителей, можно отметить, что все они положительные. Дети быстро привыкают к ношению аппаратуры. Все дефекты зубов исправляются быстро. Нельзя сказать, что для всех детей операция с установкой пластин совершенно безболезненна, но если все подобрано правильно, то неудобство быстро проходит.

Стоматологи про пластины также отзываются хорошо. Некоторые считают, что у взрослых исправление дефектов пластинами даже удобнее. У них это делается пусть и дольше, один раз, а у детей с ростом челюсти корректирующие пластины необходимо менять.

Про цены

На цены пластин для выравнивания зубов обычно влияют следующие факторы:

  • характер и сложность дефекта;
  • конструкция устройства и количество необходимого для проведения полного курса лечения;
  • уровень квалификации специалистов;
  • цена на материал.

Более подробно о ценах в конкретной клинике Вы можете узнать, записавшись на прием.

Подводя итоги

Детские зубы –это не только веселая улыбка. Это еще и важное звено в пищеварительном тракте. В зависимости от качества пережевывания пищи зависит и дальнейший процесс пищеварения. Заболевание зубов и десен часто приводит к воспалительным процессам других органов. Контролировать состояние зубов у ребенка нужно с самого раннего возраста. Замена молочных зубов постоянными должна быть естественной. Часто удаленный молочный зуб вызывает прорезание коренного зуба не на том месте, и как следствие – необходимость ортодонтического лечения с помощью пластинок или брекетов. Врачи говорят: «болезнь лучше предотвратить, чем лечить».

Появление неправильного прикуса или искривление зубов нужно обязательно исправлять как можно раньше. Для своевременного выявления отклонений рекомендуется приводить ребенка на осмотр к стоматологу не реже двух раз в год, начиная с годовалого возраста.

Родители должны проследить за тем, чтобы их ребенок как можно раньше научился хорошо чистить зубы и помогать ему делать это правильно.

Периодически осматривать его ротовую полость и заметив коричневое или белое пятнышко на зубах немедленно обратиться к стоматологу. В настоящее время у врачей на вооружении есть совершенно безболезненные способы лечения кариеса.

Стоматология ДЕНТУМ м. Полежаевская

Пластинки для зубов – это пластиковые или металлические конструкции, которые крепятся на зубы для профилактики или исправления неправильного прикуса. Чаще всего устанавливаются детям и подросткам, но иногда используются и во взрослом возрасте.

Пластинки на зубы

Показания к применению пластинок

Пластинки на зубы ставятся, когда необходимо:

  • Изменить форму челюстных костей
  • Скорректировать ширину нёба
  • Предотвратить смещение зубов
  • Удержать зубы в правильном положении
  • Закрепить результат, который достигнут после лечения брекетами

В каком возрасте ставить

Практически все специалисты утверждают, что в целом выравнивать зубы лучше всего в возрасте до 12 лет – в это время челюсть активно растет и гораздо сильнее подвержена любым корректирующим мерам. Поэтому обычно пластинки ставятся как раз до 12 лет.

Лучше всего пластинки ставить до 12 лет

Однако иногда ортодонтические пластинки устанавливают и взрослым. Как правило, это делается при незначительных дефектах зубного ряда, либо при некоторых особенностях зубочелюстной системы. В любом случае, метод лечения определяет стоматолог после диагностики.

Разновидности пластинок для зубов

Несъемные

Эти пластинки крепятся на внешней стороне зубов и выглядят как своеобразная система замочков. Через эти замочки пропускается металлическая дуга, которая корректируется в зависимости от состояния зубов. Такие пластинки больше всего похожи на брекеты и могут корректировать прикус как детей, так и взрослых.

Съемные

Съемные пластинки несколько проще, чем предыдущая конструкция. Они делаются из высококачественной пластмассы и крепятся на металлические крючки. Чаще всего такие пластинки применяются для коррекции прикуса детей или подростков. Иногда в конструкцию добавляют винты или дополнительные пружины, если дефекты прикуса достаточно серьезные.

Главное преимущество съемных ортодонтических конструкций в том, что их можно регулярно снимать при необходимости. Однако использовать их можно только для коррекции незначительных нарушений, а у взрослых они вообще неэффективны.

Различия между съемными и несъемными пластинками

  • Несъемные конструкции стоят дороже, но оказывают более существенный эффект
  • Съемные пластины можно извлекать когда угодно, в отличие от несъемных
  • Съемные скобы неэффективны при серьезных проблемах

Несъемная пластинка

Установка пластин на зубы

Так как пластина для прикуса делается индивидуально, то до ее установки нужно провести тщательное рентгенологическое обследование зубного ряда. Затем с зубов пациента снимаются слепки, на основании которых изготавливаются гипсовые модели. А уже потом по этим моделям делается пластинка. Основание пластинки при этом должно повторять зубной контур и рельеф поверхности десен, а дуга – точно фиксировать положение пластины.

Пластинки на зубы

Как правильно носить пластинки

Чтобы пластинки действительно исправили прикус, их нужно правильно носить:

  • Снимать только на время еды и чистки зубов.
  • В некоторых случаях снимать на ночь – это зависит от показаний.
  • Обязательно надевать после снятия, даже если пластинка причиняет дискомфорт и неудобства.
  • Если в конструкции есть винт, его нужно периодически подтягивать самостоятельно, чтобы кости раздвигались под возрастающей нагрузкой.
  • При любой поломке следует немедленно идти к врачу – перерыв в лечении даже на сутки может серьезно удлинить общее время исправления прикуса.
  • Если на пластинке образуется налет или камень, его нужно удалить у стоматолога – в противном случае пластинка может стать причиной кариеса или воспаления десен.

Фото до и после ношения пластинки

Чтобы наглядно продемонстрировать эффективность этого метода лечения мы собрали несколько фотографий результатов ношения пластинок для детей и взрослых.

До и после ношения пластинок

Результат носки пластинок на зубы

Что лучше – брекеты или пластинки?

Раньше ортодонтические пластинки были единственной конструкцией для выравнивания прикуса, поэтому их ставили в любом случае. Когда появились брекеты, пластинки перестали ставить подросткам после 15 или 16 лет, так как они были менее эффективны. То есть можно говорить о том, что пластинки ставят на зубы детям, а брекеты – взрослым. Однако это не совсем верно, так как решение об установке брекетов или пластинок принимает сам стоматолог.

Таким образом, вопрос о том, какая из этих систем лучше, не совсем правильный. В детском возрасте и для исправления незначительных дефектов можно применять пластинки, а вот взрослым для серьезных проблем с прикусом лучше все же остановить свое внимание на брекетах.

Как долго носить пластинки на зубах

Как и в случае с брекетами, время ношения пластинок на зубах определяется индивидуально для каждого пациента. Если брать усредненное значение, то пластинки носятся один-два года, а затем следует период закрепления результата с ношением ретейнера. У детей, зубы которых еще формируются, пластинки меняют каждые полгода-год, чтобы достигнуть максимально эффективного результата.

Усреднено, пластинки носятся один-два года

Как ухаживать за пластинками на зубах

Речь в этом разделе идет об уходе за съемными пластинками, так как уход за несъемными – это простая тщательная чистка зубов.

Также очень важно ухаживать за пластинками, чтобы они не стали источником кариеса и других болезней. На пластинке, разумеется, накапливается зубной налет, так что очень важно тщательно чистить как зубы, так и саму пластинку.

Для чистки пластинки нужно использовать специальный гель. Один такой гель следует использовать каждый день, а другой, более мощный – для очищения один раз в неделю. Чтобы узнать, какими средствами нужно пользоваться для ухода за пластинами, следует обратиться к своему лечащему ортодонту.

Чистить устройство можно только специальной зубной щеткой с мягкой щетиной, чтобы ни в коем случае не повредить пластинку.

Раз в неделю рекомендуется на ночь заливать пластинку в контейнере специальными чистящим концентратом, чтобы тщательно продезинфицировать ее.

Когда очистка будет закончена, на винт пластины наносится капля растительного масла. После этого винт поворачивается сначала по часовой стрелке, а затем против на то же расстояние. Поворачивать винт дальше не рекомендуется, чтобы заранее не активировать устройство. Масло нужно наносить для того, чтобы не дать винту застояться.

Основательно чистить пластину рекомендуется до похода к ортодонту.

Пластинки для зубов для детей


В возрасте до 12 лет пластинки – лучший способ для коррекции прикуса. В целом исправлять неровные зубы детям проще, так как их кости еще растут и гораздо легче изменяются под давлением ортодонтических конструкций. В юном возрасте большинство дефектов прикуса можно исправить без брекетов, при помощи пластинок. Для серьезных аномалий лучше использовать несъемные конструкции, для небольшого искривления или профилактики хватит и съемных пластинок.

В случае со съемными конструкциями ребенка нужно строго контролировать:

  • Поверять, не забыл ли он надеть пластинку утром.
  • Следить, чтобы он снимал пластинку вечером и тщательно чистил зубы.
  • Провести беседу и убедить ребенка не снимать конструкцию в садике или школе, объяснить, что она нужна, чтобы в будущем зубы были ровными.
  • Не забывать подтягивать винт изделия, чтобы контролировать изменение прикуса.

Коррекция прикуса пластинкой ребенку займет 1-2 года.

Пластинка для зубов взрослым

Взрослым людям пластинки устанавливают очень редко – в большинстве случаев они неэффективны. При некоторых несерьезных дефектах можно поставить съемные или несъемные пластинки, но они очень крупные, часто выглядят даже хуже, чем брекеты, и доставляют больше неудобства.

Если вы хотите исправить прикус именно съемными конструкциями, лучше обратить внимание на элайнеры – прозрачные капы, которые можно снимать и надевать. Они удобные, незаметные и эффективны при небольших искривлениях зубного ряда.

Пластины после снятия брекетов

Даже после окончания длительного лечения брекетами есть риск, что после снятия конструкции зубы снова вернутся к неправильному положению. Чтобы подобного не случилось, и не пришлось проводить лечение повторно, стоматологи устанавливают специальный ретенционный период.

В этот период, который порой длится даже в два раза дольше, чем само лечение, закрепляется результат ортодонтической коррекции. Однако проходит ретенционный период все же легче.

Для того чтобы закрепить результат, стоматологи часто используют пластинку-ретейнер, которая чаще всего бывает именно съемной. Впрочем, в последнее время вместо пластинок чаще устанавливают специальные несъемные капы. Это делается потому, что капы производятся более автоматизировано, а пластинки изготавливаются вручную, так что есть вероятность ошибки при изготовлении.

Преимущества и недостатки пластинок на зубы

Плюсы:

  • Эффективно справляются со многими дефектами прикуса, в том числе со щелями между зубами.
  • В детском возрасте позволяют расширить челюсть, чтобы помещались все зубы.
  • Не требуют удаления зубов для коррекции.
  • Стоят дешевле других методов коррекции.
  • Можно снимать на время приема пищи, что упрощает гигиену.

Минусы:

  • Возможная аллергия на пластик или сплавы металлов.
  • Есть риск воспаления десен.
  • Неэффективны при серьезных аномалиях прикуса.
  • Более крупные и заметные, чем брекеты.
  • Вызывают дискомфорт и нарушения дикции.

Стоимость пластинок на зубы

Столько стоит съемная пластинка для зубов? Минимальная цена на пластинку в частной клинике – 8-10 тысяч рублей. Обычно в цену входит первая консультация ортодонта. В государственных клиниках детям до 16 лет ставят пластинки бесплатно по полису медицинского страхования.

Несъемные пластинки стоят 14-15 тысяч. Цена все равно ниже, чем на брекеты – даже за простую металлическую систему нужно будет отдать минимум 20 тысяч рублей. Вы можете подобрать подходящую клинику с подходящей ценовой категорией прямо сейчас.

Пластинки на зубы

Отзывы на пластинки для зубов

Отзывы от родителей, которые устанавливал детям пластинки, в основном положительные. Родители пишут, что дети быстро привыкают, а яркие пластинки иногда носят даже с удовольствием. Срок лечения обычно 1 год, иногда 2, но не больше. Пластинка реально помогает изменить прикус, выровнять зубы и закрыть дефекты. Удобно и то, что некоторым ее прописывают носить только вечером и ночью – ребенок не ходит с ней днем, так что его не дразнят в школе или садике.

А вот взрослые переносят ношение пластинок хуже. Многие отмечают, что носить их больно, выглядят они очень неэстетично, и часто сложно удержаться от того, чтобы снять пластинку хотя бы на время – а от этого страдает эффективность лечения. Многие из тех, кто установил пластинки, говорят, что лучше бы поставили брекеты.




«За шагом шаг ты сходишь постепенно в мир, не подвластный взгляду твоему!»

Из философии синтоистов

«Идти туда — не зная, куда и делать то — не зная что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Да же если Вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, Ваши руки не всегда воспроизводят правильно его формы и объемы. Студентов художественно графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, полу чая высшее профессиональное образование в вузах, студенты стоматологического факультета в ограниченном объеме приобретают знания о формах зубов. Недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из под ручных материалов (глины, пластилина, пластики). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов имеет первостепенное значение в клинической стоматологии. Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Раз вить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием. Цель занятий — развитие зритель ной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода вы бора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать ра боту, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит для Вас.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов — дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой при ем широко используется и в терапевтической стоматологии, например, этап контурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Моделирование зубов из пластики

Пластика — материал, из которого можно создать красивую модель зуба (фото 1). Это до вольно плотный, не липкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения — перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воз действие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное время, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы по ходу работы. Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110 120 градусов в печи в течение 5-10 мин. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Она хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара (фото 2). Затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (фото 3) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж образной формы. На жевательной поверхности инструментом — шпателем или гладилкой — по нанесенной разметке про водится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (фото 4): (1) передний язычный бугорок, (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок), а также формируется экватор модели зуба 36. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольно го, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (фото 5 6). Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (фото 7). Модели, выполненные из пластики, можно хранить длительное время, они будут напоминать о результатах, достигнутых в моделировании.

Моделирование зубов из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов. Работать с глиной по своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая (фото 11), то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны (фото 12), оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы (фото 13). После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно за вершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (фото 14).

Рассмотрим моделирование первого право го моляра верхней челюсти (зуб 16). Задаются габаритные очертания модели зуба 16 (фото 15, 16), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P). Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносит ся разметка (фото 17), соответствующая фиссуре первого порядка Н образной формы. За вершение формирования внешних контуров модели и экватора (фото 18) проводится рука ми. До этого этапа все действия выполнялись руками (фото 19).

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (фото 20, 21). Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки так, чтобы между ними появилась фиссура Н образной формы (фото 22). Инструменты для работы выбираются такие, которыми удобнее работать, это может быть шпатель, гладил ка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно двух трех инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.




Моделирование зубов из пластилина

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках — и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с этим материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким, липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования зуба 36 из пластилина. Придаем пластилину форму шара (фото 29). Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (фото 30): (1) передний язычный, (2) задний язычный, (3) передний щечный, (4) задний щечный, (5) дистальный. С помощью инструмента (рис. 31) проводится моделирование дистального валика (В), продольно го валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (фото 32) медиального валика (В), продольного ва лика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Клиническое применение навыков моделирования зубов

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности.

Рассмотрим клиническую ситуацию: зуб 36 имеет средний кариес с распространением в дентин (фото 34). В зубе 36 отпрепарирована кариозная полость (фото 35). Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили, 2004 (фото 36, 37). Внесена вторая порция пломбировочного матери

ала. Внешний вид реставрации до этапа шлифов ки, полировки отображает анатомически полно ценную жевательную поверхность (фото 38). Вид реставрации зуба 36 после шлифовки, полировки демонстрирует зеркальный блеск поверхности для биоинтеграции реставрации (фото 39).

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Читайте также: