В ротовой полости находятся зубы которые развиваются

Опубликовано: 23.04.2024

Особенности развития постоянных зубов у детей. Сроки прорезывания

Процесс формирования постоянных зубов проходит параллельно с временными. Сразу после рождения каждый младенец имеет около 16 зачатков, которые находятся в неактивном состоянии. После начала резорбции и выпадения молочных зубов постоянные начинают интенсивное развитие, завершающееся их прорезыванием. Весь процесс формирования коронки и корня разделен на несколько этапов, каждый из которых имеет физиологические и временные особенности.

Внутричелюстное развитие

Постоянный прикус формируется на основе зубных пластинок, которые формируются внутри ямок из многослойного плоского эпителия. Примерно на 5-м месяце эмбрионального развития ребенка вдоль нижнего края зачатков временных зубов появляется эмалевый орган. По мере врастания в него мезенхимы формируются зубные сосочки и мешочки.

Всего у каждого ребенка в двух челюстях находится 20 зачатков для развития замещающих постоянных зубов, 16 из которых присутствуют на момент рождения, а остальные 4 появляются на 1-5 году жизни. Находясь в одной альвеоле с молочными, спустя время они отделяются от них костной перегородкой и размещаются в отдельных лунках. Зубные пластины растут в направлении кзади. Активно развиваются основные зубные ткани – дентин, пульпа, эмаль, а также кровеносные сосуды и нервные волокна.

Прорезывание

Прорезывание

Выход постоянных зубов из места закладки и развития в ротовую полость, при условии правильного развития ребенка, совпадает с периодом выпадения молочных. Как правило, замена происходит в той же последовательности, что и прорезывание при формировании временного прикуса.

Первые постоянные зубы появляются в период 5-6 лет. Это – первые постоянные моляры, которые не имеют временных предшественников. Они же первыми подвергаются процессу обызвествления твердых тканей после рождения ребенка. После этого появляются премоляры, вторые моляры, центральные и боковые резцы, клыки.

При проблемах с резорбцией временных корней и другими сложностями, препятствующими нормальному прорезыванию, выполняют удаление молочного зуба и оказывают другую стоматологическую помощь. При этом учитывается факт генетической предрасположенности и другие особенности развития ребенка.

Согласно ВОЗ, стандартными сроками развития и прорезывания считаются:

  • Центральные резцы. Минерализуются на 4-5 году жизни. Появляются во рту в 6-8 лет, при этом формирование корня завершается только к 10 годам.
  • Боковые резцы. Прорезаются в возрасте 8-9 лет. Полная минерализация эмали происходит на 4-5 году жизни ребенка, а корневая система продолжает развитие до 10 лет;
  • Клыки. Эмаль минерализуется в 6-7 лет. Выходят на месте временных в 10-11 лет и завершают полное формирование в 13 лет.
  • Первые премоляры. Проходят полную минерализацию в возрасте 5-6 лет и появляются во рту в 9-10 лет. Корневая система этих зубов формируются к 12 годам.
  • Вторые премоляры. Минерализуются к 6-7 годам. Обычно прорезываются в возрасте 11 лет и полностью завершают развитие к 12 годам.
  • Первые моляры. Являются самыми первыми постоянными зубами. Минерализуются в 2-3 года, прорезаются в 5-6 лет и полностью формируются к 10 годам.
  • Вторые моляры. Появляются у детей в 12-13 лет и завершают развитие к 15 годам. При этом их внутричелюстной рост и минерализация проходит в период 7-8 лет.

Последними постоянными зубами, появляющимися в возрасте 18-25 лет, являются третьи моляры. Окончательное их развитие может длиться до 30 лет.

Формирование периодонта и корней

Данный этап развития начинается после прорезывания постоянных зубов и обычно продолжается в течение 3,5-5 лет. Он включает в себя процессы развития окружающих тканей, а также корневой системы. При этом коронка постоянных зубов на этом этапе практически полностью сформирована и готова к активной минерализации после прорезывания.

Период развития корневой части и тканей периодонта разделяются на такие стадии:

  • активный рост зубного корня в длину;
  • развитие и крепление верхушки корня;
  • незакрытая верхушка корня;
  • формирование и укрепление периодонта;
  • завершение развития периодонта и корня.

Стабилизация

Данный этап завершает физиологическое развитие постоянных зубов. Считается, что на этой стадии они полностью сформированы и готовы к нормальной жевательной нагрузке. В целом процесс развития постоянных зубов происходит значительно медленнее, чем временных, и в среднем занимает около 10 лет. Как правило, стабилизация наступает после полного окончания роста корневой части, которая нередко продолжается до 14-16 лет.

Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов.

Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов

Зубы, dentes, представляют окостеневшие сосочки слизистой оболочки, служащие для механической обработки пищи. Филогенетически зубы происходят из рыбьих чешуи, растущих по краю челюстей и приобретающих здесь новые функции. Вследствие изнашивания они неоднократно замещаются новыми, что нашло свое отражение в смене зубов, которая у низших позвоночных происходит многократно в течение всей жизни, а у человека два раза: 1) временные, молочные, dentes decidui, и 2) постоянные, dentes permanentes. Иногда бывает 3-я смена. (Наблюдался случай 3-й смены зубов у 100-летнего мужчины).

В строении чешуи акул видны важнейшие части зуба — эмаль и дентин, так что можно говорить о гомологии зубов в процессе эволюции от акуловых рыб до человека. В ходе эволюции у рептилий зубы приобретают более прочное положение в челюстях, вследствие чего в зубе начинают различать часть, сидящую в ячейках челюсти, — корень и наружную часть — коронку, служащую для механической обработки пищи. При этом имеющее место при наземном существовании разнообразие пищи и развитие жевательного аппарата определяют развитие и специализацию зубов. В результате вместо однообразных конических зубов рыб, служащих лишь для задержки пищи, у млекопитающих появляются различные формы, приспособленные к разным видам захватывания пищи и ее обработки, а именно: для разрывания (клыки), резания (резцы), раздробления (премоляры) и растирания (моляры).

Человек, относящийся к всеядным, сохранил все эти виды зубов. Однако в связи с перенесением хватательной функции с челюстей на руки у него наблюдается уменьшение величины челюсти и числа зубов. Так, у плацентарных млекопитающих число зубов достигает 44. У широконосых обезьян Нового Света зубов меньше: 36, а у узконосых обезьян Старого Света и человека их еще меньше :г2 • 1 • 2 • 3 = 32, причем у человека наблюдается резкое запаздывание развития 3-го коренного зуба (зуба мудрости), что отражает тенденцию к регрессу зубов. В качестве аномалии описан случай беззубости у. человека.

Зубы явились первыми твердыми структурами в теле древнейших позвоночных, возникшими раньше других частей скелета. Палеонтологи узнали о возникновении позвоночных в конце палеозоя только потому, что от этого времени до нас сохранились лишь зубы. Так как форма их соответствует способу питания и образу жизни, то палеонтолог может определить по зубам ископаемые формы животных и человека.

Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов
Анатомия: Зубы. Развитие зубов. Строение зуба. Сроки прорезывания молочных зубов

Развитие зубов.

Развитие зубов у человека начинается приблизительно на седьмой неделе эмбриональной жизни. К этому времени в области будущих альвеолярных отростков верхней и нижней челюсти возникает утолщение выстилающего ротовую полость эпителия, который начинает врастать в виде дугообразной пластинки в подлежащую мезенхиму. Вскоре эта эпителиальная пластинка, продолжая расти в глубину, разделяется по своей длине на две вторичные пластинки, расположенные по отношению друг к другу почти под прямым углом.

Передняя, или щечно-губная, пластинка в дальнейшем расщепляется и превращается в открытую складку эпителия, отделяющую губу и щеки от десны и ведущую, следовательно, к образованию преддверия ротовой полости. Задняя, зубная, пластинка принимает более вертикальное положение. По краю этой пластинки возникают разрастания эпителия, принимающие форму колбо-видных выпячиваний и являющиеся зачатками молочных зубов. Эти выпячивания называются зубными колбами, или эмалевыми органами. После образования эмалевых органов зубная пластинка продолжает расти в глубину таким образом, что эмалевые органы оказываются расположенными на ее передней (т. е. обращенной к губе или щеке) стороне.

Развивающийся эмалевый орган приобретает вскоре после своего возникновения форму чаши или колокола, причем соответствующее углубление оказывается заполненным мезенхимой, образующей сосочек зубного зачатка.

Эмалевые органы постепенно утрачивают связь с зубной пластинкой, и зубные зачатки становятся при этом совершенно обособленными.

В обособившихся зубных зачатках возникают составные части зуба таким образом, что клетки эпителия дают начало эмали, из мезенхимной ткани сосочка образуются дентин и пульпа, а из мезенхимы, первоначально окружающей эмалевый орган в виде зубного мешочка, возникают цемент и корневая оболочка.

По мере роста в длину зубного зачатка становятся все более высокими и костные стенки альвеолы.

Зубы расположены в ячейках альвеолярных отростков верхней и нижней челюсти, соединяясь при помощи так называемого вколачивания, gomphosis (gomphos, греч. — гвоздь) (название неправильное, так как на самом деле зубы не вколачиваются снаружи, а вырастают изнутри — пример формализма в описательной анатомии). Ткань, покрывающая альвеолярные отростки, носит название десен, gingivae. Слизистая оболочка здесь посредством фиброзной ткани плотно срастается с надкостницей; ткань десен богата кровеносными сосудами (поэтому сравнительно легко кровоточит), но слабо снабжена нервами.

Желобоватое углубление, находящееся между зубом и свободным краем десны, называется десневым карманом.

Особенности развития постоянных зубов у детей. Сроки прорезывания

Процесс формирования постоянных зубов проходит параллельно с временными. Сразу после рождения каждый младенец имеет около 16 зачатков, которые находятся в неактивном состоянии. После начала резорбции и выпадения молочных зубов постоянные начинают интенсивное развитие, завершающееся их прорезыванием. Весь процесс формирования коронки и корня разделен на несколько этапов, каждый из которых имеет физиологические и временные особенности.

Внутричелюстное развитие

Постоянный прикус формируется на основе зубных пластинок, которые формируются внутри ямок из многослойного плоского эпителия. Примерно на 5-м месяце эмбрионального развития ребенка вдоль нижнего края зачатков временных зубов появляется эмалевый орган. По мере врастания в него мезенхимы формируются зубные сосочки и мешочки.

Всего у каждого ребенка в двух челюстях находится 20 зачатков для развития замещающих постоянных зубов, 16 из которых присутствуют на момент рождения, а остальные 4 появляются на 1-5 году жизни. Находясь в одной альвеоле с молочными, спустя время они отделяются от них костной перегородкой и размещаются в отдельных лунках. Зубные пластины растут в направлении кзади. Активно развиваются основные зубные ткани – дентин, пульпа, эмаль, а также кровеносные сосуды и нервные волокна.

Прорезывание

Прорезывание

Выход постоянных зубов из места закладки и развития в ротовую полость, при условии правильного развития ребенка, совпадает с периодом выпадения молочных. Как правило, замена происходит в той же последовательности, что и прорезывание при формировании временного прикуса.

Первые постоянные зубы появляются в период 5-6 лет. Это – первые постоянные моляры, которые не имеют временных предшественников. Они же первыми подвергаются процессу обызвествления твердых тканей после рождения ребенка. После этого появляются премоляры, вторые моляры, центральные и боковые резцы, клыки.

При проблемах с резорбцией временных корней и другими сложностями, препятствующими нормальному прорезыванию, выполняют удаление молочного зуба и оказывают другую стоматологическую помощь. При этом учитывается факт генетической предрасположенности и другие особенности развития ребенка.

Согласно ВОЗ, стандартными сроками развития и прорезывания считаются:

  • Центральные резцы. Минерализуются на 4-5 году жизни. Появляются во рту в 6-8 лет, при этом формирование корня завершается только к 10 годам.
  • Боковые резцы. Прорезаются в возрасте 8-9 лет. Полная минерализация эмали происходит на 4-5 году жизни ребенка, а корневая система продолжает развитие до 10 лет;
  • Клыки. Эмаль минерализуется в 6-7 лет. Выходят на месте временных в 10-11 лет и завершают полное формирование в 13 лет.
  • Первые премоляры. Проходят полную минерализацию в возрасте 5-6 лет и появляются во рту в 9-10 лет. Корневая система этих зубов формируются к 12 годам.
  • Вторые премоляры. Минерализуются к 6-7 годам. Обычно прорезываются в возрасте 11 лет и полностью завершают развитие к 12 годам.
  • Первые моляры. Являются самыми первыми постоянными зубами. Минерализуются в 2-3 года, прорезаются в 5-6 лет и полностью формируются к 10 годам.
  • Вторые моляры. Появляются у детей в 12-13 лет и завершают развитие к 15 годам. При этом их внутричелюстной рост и минерализация проходит в период 7-8 лет.

Последними постоянными зубами, появляющимися в возрасте 18-25 лет, являются третьи моляры. Окончательное их развитие может длиться до 30 лет.

Формирование периодонта и корней

Данный этап развития начинается после прорезывания постоянных зубов и обычно продолжается в течение 3,5-5 лет. Он включает в себя процессы развития окружающих тканей, а также корневой системы. При этом коронка постоянных зубов на этом этапе практически полностью сформирована и готова к активной минерализации после прорезывания.

Период развития корневой части и тканей периодонта разделяются на такие стадии:

  • активный рост зубного корня в длину;
  • развитие и крепление верхушки корня;
  • незакрытая верхушка корня;
  • формирование и укрепление периодонта;
  • завершение развития периодонта и корня.

Стабилизация

Данный этап завершает физиологическое развитие постоянных зубов. Считается, что на этой стадии они полностью сформированы и готовы к нормальной жевательной нагрузке. В целом процесс развития постоянных зубов происходит значительно медленнее, чем временных, и в среднем занимает около 10 лет. Как правило, стабилизация наступает после полного окончания роста корневой части, которая нередко продолжается до 14-16 лет.

Тест по теме «Пищеварение в ротовой полости»

1. Установите последовательность прохождения пищи по пищеварительному каналу, начиная с момента ее попадания в ротовое отверстие. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) глотка 2) прямая кишка 3) толстая кишка 4) желудок 5) ротовая полость 6) пищевод

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В ротовой полости происходят следующие процессы

1) обеззараживание пищи 2) расщепление углеводов 3) механическое измельчение пищи
4) расщепление жиров 5) расщепление белков 6) всасывание в кровь жирных кислот

3. Почему пищу необходимо тщательно пережевывать?

4. Установите соответствие между отделом пищеварительного канала и процессом пищеварения, который в нем происходит.

ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ
А) уничтожение микроорганизмов соляной кислотой Б) образование пепсина
В) первичное расщепление углеводов Г) механическая обработка пищи
Д) склеивание пищи в комок Е) переваривание белков

ОТДЕЛЫ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО КАНАЛА
1) ротовая полость 2) желудок

5. Какую функцию выполняет слюна в пищеварении у млекопитающих? Каков состав слюны? Укажите не менее трех функций.

6. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение ротовой полости. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Задание ЕГЭ по биологии

1) мягкое нёбо 2) миндалины 3) твердое нёбо 4) резцы 5) слюнные железы 6) клыки

7. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. (1)В ротовой полости находятся зубы, которые развиваются в лунках челюстей. (2)У взрослого человека 32 зуба. (3)На каждой челюсти расположены:4 резца, 2 клыка, 6 малых коренных и 4 больших коренных. (4)Каждый зуб состоит из двух частей: коронки и корней. (5)Зубы образованы снаружи дентином, а под ним расположена эмаль. (6)У человека сначала развиваются молочные зубы, а затем они заменяются постоянными. (7)При болезни зубов нарушается пищеварение.

Тест по теме «Пищеварение в ротовой полости»

1. Верный ответ: 516432 (3балла, если допущена 1 ошибка -2 балла; 2 ощибки -1 балл, более 2 ошибок -0 баллов)

2. Верный ответ: 123: (1балл)

3. Почему пищу необходимо тщательно пережевывать? : (1балл)

1) При хорошем пережевывании пища всесторонне обрабатывается секретом слюнных желез ротовой полости: под влиянием ферментов (амилазы) и слизи (муцина) формируется пищевой комок, который легче проглатывается и проходит по пищеварительному каналу
2) В ходе жевания увеличивается площадь поверхности пищи: она лучше обрабатывается ферментами. Это ускоряет процесс расщепления полимеров (сложных веществ) до простых веществ (мономеров)
3) По результатам экспериментов И.П. Павлова установлено, что желудочная секреция активируется уже в момент раздражения рецепторов ротовой полости и является безусловным рефлексом. Таким образом при жевании пиши желудок становится подготовленным к приему пищи
4) Амилаза и мальтаза - ферменты слюнных желез - начинают расщеплять углеводы ротовой полости (крахмал расщепляется до декстринов)

4. Верный ответ: 221112 (3балла, если допущена 1 ошибка -2 балла; 2 ощибки -1 балл, более 2 ошибок -0 баллов)

5. 1) Слюна смачивает и обеззараживает пищу: в состав слюны млекопитающих входит лизоцим - фермент белковой природы, который способен разрушать клеточные стенки бактерий, приводя к их гибели
2) Слюна состоит из воды на 98% и создает во рту слабощелочную среду, необходимую для процесса пищеварения
3) В состав слюны входят ферменты: амилаза и мальтаза, которые расщепляют углевод крахмал до глюкозы (если более точно амилаза расщепляет до декстринов, а затем мальтаза - до моносахаридов)
4) За счет слизистого компонента слюны - муцина, слюна склеивает пищу и формирует пищевой комок : (1балл)

6. Верный ответ: 123: (1балл)

7. Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 5: (1балл)

11-10 баллов – «5» 9- 8 баллов – «4» 7-6 баллов – «3»

Зуб – не орган

Что такое орган? Это группа тканей, выполняющих определенную функцию. Несмотря на то, что в гистологическом строении зуба можно выделить 3 вида тканей: эмаль, дентин и цемент, его нельзя назвать органом. Зуб – это анатомическое образование, расположенное в альвеоле челюсти и призванное откусывать и пережевывать пищу. В зависимости от прикуса, временный или постоянный, у человека может быть 20 и 28-32 зуба соответственно. Уже на 6-8 неделе гестации у эмбриона происходит закладка зачатков молочных зубов в виде эпителиальной пластинки, из которых позже формируются эмалевые колпачки. Дифференцировка этих зачатков у плода происходит к 12-14 неделе беременности. Если говорить о постоянных зубах, то их закладка начинается позже – на 18-20 неделе, но происходит не сразу, а постепенно: сначала образуются резцы, клыки, премоляры, которые в молочном прикусе отсутствуют, гораздо позже – на 6 месяце беременности - формируются моляры.

Зачатки зубов мудрости или третьих моляров формируются уже после рождения – на 4-5 году жизни, или же этот процесс не происходит вовсе – это вариант нормы.

По состоянию зубов, их закладке и, конечно, прорезыванию можно судить о состоянии здоровья. А особенности зубов могут быть симптомом ряда заболеваний.

Анатомическая классификация зубов

В норме у взрослого человека на каждой челюсти должно быть 14-16 зубов:

  • 4 резца: 2 центральных и 2 боковых (правый и левый);
  • 2 клыка;
  • 4 премоляра;
  • 4-6 моляров.
Условно все зубы можно разделить на центральные (фронтальные), обычно входящие в линию улыбки, то есть до клыков. Их основное предназначение – откусывание пищи. И жевательные (задние) зубы, которые имеют более массивное строение, бугры, обеспечивающее лучшее перетирание пищи.

Называть жевательные зубы коренными – неверно! Любой зуб, даже центральный, имеет корень, а, например, у клыков он более массивный и длинный в сравнении с другими. Именно клыку принадлежит мировой рекорд Гиннесса. Самый длинный клык - 37,2 мм, для сравнения, в среднем длина зуба - порядка 20 мм.

Анатомически в каждом зубе можно выделить:

  • Коронку
На которой расположен режущий край центральных и бугры жевательных зубов. В коронке прослеживается экватор – самая выпуклая часть зуба, образующая плотный контакт с соседними – это необходимо для равномерного распределения жевательной нагрузки.
  • Шейка
Самая узкая часть зуба, к которой прикрепляется зубодесневая связка, и здесь эмаль переходит в цемент корня. В норме большая часть шейки скрыта десной.
  • Корень
В зависимости от анатомической принадлежности у зуба может быть 1-3 корня, и это самая длинная его часть.

shutterstock_185622941.jpg

Анатомическое строение зубов мудрости неодинаково, и это особенно выражается в количестве корней. Известны случаи, когда у зуба мудрости было аж 7 корней!

Гистологическое строение зуба: эмаль

Эмаль – бессосудистая, самая плотная минерализованная «ткань» человеческого организма, покрывающая коронку зуба, то есть ту часть, которая выступает над десной. Уникальное строение эмали позволяет ей оставаться относительно неизмененной в течение жизни. Ее основное структурное образование – эмалевые призмы, которые концентрируются в пучки. Выделяются идущие в косом направлении линии Ретциуса, которые можно сравнить с кольцами деревьев – они образуются из-за циклических процессов минерализации, то есть насыщения эмали минералами.

Основная структурная единица призмы эмали – кристаллы апатитоподобных веществ, которые плотно прикреплены друг к другу. С возрастом размер этих кристаллов увеличивается.

Химическое строение эмали таково:

  • 95% неорганических соединений
Представлены апатитами, но главный из них гидроксиапатит Са10(РО4)6(ОН)2 – 75,04%. Состояние эмали определяет соотношение кальция и фосфора, этот коэффициент, который зависит от возраста и группы зубов, используется для определения состояния эмали.
  • 3,8% воды
Кроме связанной воды, которая представлена водной оболочкой кристаллов апатитов, в химическом строении зуба определяется и свободная вода. Эта эмалевая жидкость заполняет микропространства и участвует в ионных обменных процессах, происходящих в зубах.
  • 1,2% органических соединений
Они представлены липидами, углеводами и белками.

Дентин – основное вещество зуба

Под эмалью лежит дентин – менее обызвествленная минерализованная ткань. Химическое строение несколько отличается, здесь присутствует больше органических веществ в сравнении с эмалью – 28%, но все же больше неорганических – 72%. Дентин пронизан трубочками, внутри которых циркулирует дентинная жидкость, выполняющая несколько функций:

  • Питательная
Доставляет в дентин и эмаль вещества для обменных процессов из пульпы зуба и наоборот - от эмали к пульпе.
  • Чувствительная
Дентинная жидкость – некий проводник, который раздражает нервные окончания пульпы и передает соответствующие импульсы. Так мы чувствует температуру еды, боль при раздражении, например, при повышенной чувствительности зубов.

Поэтому первая чувствительная зона зуба – дентин-эмалевое соединение.

Цемент корня

Это также минерализованная ткань, отчасти напоминающая грубоволоконную кость. В химическом составе преобладают неорганические вещества. Цемент корня пропитан неорганическими солями, а за счет коллагеновых волокон плотно спаивается с костной тканью альвеолы челюсти.

shutterstock_1488467030 (1).jpg

Пульпа зуба или «нерв»

Это рыхлая соединительная ткань, изобилующая кровеносными и нервными сосудами, которая заполняет эндодонт зуба, то есть его внутреннюю часть. Анатомически выделяют коронковую пульпу и корневую, которая выполняет следующие функции:

  • Пластическую
За счет содержания в ней одонтобластов она участвует в образовании дентина;
  • Трофическую
С кровеносными сосудами в пульпу поступают питательные вещества и минералы, и пульпа «отдает» их дентину и эмали.
  • Чувствительную
Это самая чувствительная часть зуба.
  • Защитную
За счет одонтобластов стимулирует выработку вторичного дентина.

Обмен минералов

После каждого приема пищи эмаль зубов стирается на несколько микрон, но в течение 10-40 минут восстанавливается. За счет чего? В первую очередь, за счет защитных механизмов, предусмотренных природой. Ежедневно в зубах происходят два процесса:

  • деминерализация – выход минералов, например, за счет механического стирания, дефицитных состояний и, конечно, действия кислот, вырабатываемых кариесобразующими бактериями др.;
  • реминерализация – насыщение эмали и дентина минералами, которые «приносит» слюна, или же они поступают из пульпы.
Если эти процессы находятся в равновесии, проблем нет: кариес и гиперчувствительность не развиваются! Но если в рационе недостаточно кальция и фосфора, и организму просто неоткуда их брать, чтобы доставить к зубам, баланс нарушается. В итоге – эмаль обедняется, и появляется чувствительность, которая со временем только прогрессирует. А затем происходит и разрушение эмали, и в этих местах чаще всего начинается кариес.

Читайте также: