Панорама петербурга зубов гравюра

Опубликовано: 22.04.2024

«ПАНОРАМА ПЕТЕРБУРГА» АЛЕКСЕЯ ЗУБОВА, изображение №1

«ПАНОРАМА ПЕТЕРБУРГА» АЛЕКСЕЯ ЗУБОВА, изображение №2

Существуют произведения искусства, которые ярко и полно выражают общественное содержание исторического периода в жизни страны. Они редки, но именно потому возвышаются в ряду явлений художественной культуры. Одно из них — гравюра «Панорама Петербурга» (1716) Алексея Федоровича Зубова, выразившая дух петровских преобразований.

«ПАНОРАМА ПЕТЕРБУРГА» АЛЕКСЕЯ ЗУБОВА, изображение №3

«ПАНОРАМА ПЕТЕРБУРГА» АЛЕКСЕЯ ЗУБОВА, изображение №4

Этот мастер по праву считается первым бытописателем Петербурга. Его гравюры, изображающие новую столицу, многочисленны и разнообразны.

Вспомним лист «Васильевский остров». Праздничное великолепие набережной Невы. Перед дворцом Меншикова богато декорированные триумфальные ворота. На берегу толпятся встречающие, подана карета, запряженная четверкой лошадей цугом, виден дым салютующих пушек. За дворцом расстилается «Санкт петербурхский остров за малою Невою на прошпект». Эту гравюру, исполненную в 1714 году, и другую — «Баталию при Гангуте» 1715 года можно назвать прелюдией к «Панораме Петербурга». Опыт, мастерство в создании перспективных видов, изображение кораблей, особый душевный подъем сполна проявились в работе над произведением.

«Васильевский остров»

«Баталия при Гангуте»

Город на Неве строился удивительно быстро, но Петру I и эти темпы казались недостаточными. В 1716 году он уезжает за границу. К его возвращению Екатерина I приказывает директору Санкт-Петербургской типографии М. Аврамову награвировать перспективу города. В то время в типографии было два старших мастера Питер Пикарт и Алексей Зубов.

М. Аврамов поручил выполнение ответственного заказа Зубову.

«ПАНОРАМА ПЕТЕРБУРГА» АЛЕКСЕЯ ЗУБОВА, изображение №7

В сборнике «Старина и новизна», изданном в 1772 году, описан момент, когда иеромонах флота Г. Бужинский подносит зубовскую гравюру Петру I. Приведем небольшой отрывок: «Слово в похвалу Санкт-Петербурга. при поднесении Его Величеству первовырезанного на меди плана и фасада Петербурга. Град сей. прекрасными зданиями украшенный. тщанием Твоим нововведенное в России и преславно успевшее гридировальное художество, изображенный на хартии приносит».

Более половины гравюрного листа занимает небо с клубящимися облаками. В центре — огромный картуш в виде широкой развевающейся ленты, на которой по-русски и по-латински написано «Санкт-Питер-Бурх». Ленту поддерживают ангелы и фигуры трубящих Слав. «Панорама Петербурга» — гравюра колоссальных размеров. Ее длина около двух с половиной метров, ширина почти метр.

Произведение скомпоновано таким образом, что воспринимается как цельная композиция. На первом плане — суда петровской флотилии. Восторг Зубова перед северной столицей передается и нам, зрителям. Вместе с художником мы любуемся невскими далями, плывущими кораблями, живостью бытовых сценок на набережной. Строгая достоверность трактовки лишь способствует этому. Мастер увлеченно показывает разные типы судов, свободно располагая их на водном пространстве. Здесь и бот самого Петра I, где он изображен вместе с Екатериной.

«ПАНОРАМА ПЕТЕРБУРГА» АЛЕКСЕЯ ЗУБОВА, изображение №8

Интересно, что у зубовского шедевра есть предшественники. В 1700-х годах были награвированы два больших вида старой столицы. «Вид Москвы с Воробьевых гор» исполнил Иоганн Бликлант, «Вид Москвы от Каменного моста» — он же, по рисунку П. Пикарта. Последний лист, близкий по размеру «Панораме Петербурга», вероятно, был знаком Зубову. На первом плане произведения Бликланта темный берег Москвы-реки. На зубовской гравюре — широкие невские просторы. Вместо подробно трактованной тесной московской застройки, где здания сливаются в какую-то серую паутину, гравер представил хорошо различимые в деталях каменные строения береговой линии Петербурга.

Обе композиции висят в Эрмитаже рядом.

«ПАНОРАМА ПЕТЕРБУРГА» АЛЕКСЕЯ ЗУБОВА, изображение №9

Традиция изображать развернутые панорамы городов пришла в Россию из Голландии. Почти каждый из ее населенных пунктов — памятник тяжелому труду голландцев, которые отвоевали землю у моря. Существует определенная близость между городами этой маленькой страны и Петербургом. Виды Амстердама, Роттердама, Делфта, Гарлема, напечатанные в XVII веке с нескольких досок и склеенные в большие полотнища, хранятся во многих музеях. К панорамным видам добавлялись еще и небольшие листы с изображениями примечательных мест данного города, его окрестностей.

«ПАНОРАМА ПЕТЕРБУРГА» АЛЕКСЕЯ ЗУБОВА, изображение №10

«Панорама Петербурга» также имеет своеобразные «дополнения». Для нее предназначалось еще одиннадцать видов Петербурга и его загородных дворцов, крепостей, сделанные А. Зубовым и А. Ростовцевым. Из одиннадцати гравюр только четыре подписаны. Листы «Летний дворец» и «Монастырь святого Александра Невского» исполнил А. Зубов, «Петергоф» и «Ораниенбаум» — А. Ростовцев. Остальные семь — «Гостиный двор», «Дом светлейшего князя Меншикова», «Катерин Гоф», «Адмиралтейство», «Зимний дворец», «Кронштадт», «Котлин остров» — не подписаны. Все одиннадцать видов так близки по манере исполнения, что в неподписанных листах можно с уверенностью узнать почерк этих мастеров. Произведения имеют много общего с панорамой как в композиции, так и в рисунке.

«ПАНОРАМА ПЕТЕРБУРГА» АЛЕКСЕЯ ЗУБОВА, изображение №11

«ПАНОРАМА ПЕТЕРБУРГА» АЛЕКСЕЯ ЗУБОВА, изображение №12

Шедевр Алексея Зубова утверждает имя его в числе лучших русских художников, изображавших «град» на Неве. Он вырос буквально на глазах одного поколения. На стапелях Адмиралтейства поднимались к небу мачты новых кораблей. Россия становилась европейской державой, говоря словами А. С. Пушкина, «при стуке топора и при громе пушек». Вот уже третье столетие мастера различных творческих направлений открывают для себя красоту Санкт-Петербурга.

Имя Алексея Зубова не будет среди них забыто. Он – первый русский художник, запечатлевший молодой строящийся город, которому суждено велико будущее…

Продолжим тему "закопанного" Санкт-Петербурга, которые то ли откопал, то ли надстроил Пётр I, и поговорим про гравюру Алексея Фёдоровича Зубова, 1716 года, а конкретно, про дом А. П. Голицыной.

Посмотрим на то место, где раньше была Нева. К вопросу кто так строит.

Гравюра будоражит воображение.

Прошло всего 13 лет, как Пётр 1 поселился на берегах Невы, а сколько всего произошло, сколько зданий построено и главное, где.

Современник Санкт-Петербурга. Ему можно верить?

По поводу это гравюры, "Панорама Санкт-Петербурга 1716 год" есть масштабное исследование специалиста.

Статья Комеловой Г. Н. "Панорама Петербурга" – гравюра работы А. Ф. Зубова // Культура и искусство петровского времени. Публикации и исследования: сб. / под ред. Г. Н. Комеловой. Л., 1977. С. 111 – 143)

Вот в этой книге.

Культура и искусство петровского времени. Публикации и исследования: сб. / под ред. Г. Н. Комеловой. Л., 1977.

Саму статью в электронном виде не нашел, но достаточно сведений из других источников.

Все дома разбирать не будем. Возьмём один, крайний:-) Слева. Вернее, место где он стоял раньше и стоит сейчас.

Санкт-Петербург. Дом княгини А. П. Голицыной. 1712 год

Вот он. Первый слева.

Дом княгини А. П. Голицыной

Как видно из гравюры, дом стоит довольно близко к воде и уже сделанной набережной.

Нет, не этой. Не гранитной, которая, как нам говорят учёные-морпехи, была еще до нас, то есть до Петра I, а той, другой, деревянно-каменной.

https://pastvu.com/p/963930

Простой и сделанной из вбитых деревянных свай и насыпанных камней.

Новое Адмиралтейство. 1893 год. Недалеко от центра и Английской набережной.

Конец 19 века, а никаким гранитом и не пахнет. Здесь это было не особо нужно, вот и не сделали.

https://pastvu.com/p/185132

Прошло больше 100 лет и берег одели в гранитную набережную.

Набережная Мойки

А это в обратную сторону. На 13 лет раньше. Примерно.

Дворец великого князя Алексея Александровича.

https://pastvu.com/p/112715

Здесь нужнее гранитные набережные.

Вернемся к дому А. П. Голицыной. Вон он выглядывает. Вернее, то место где он стоял раньше и где его изобразил гравёр А. Ф. Зубов.

https://pastvu.com/p/963930

Хозяйка дома. Несколько обиделась на своих потомков, которые не верят, что свой дом построила она, на первой линии, а не заняла пустующий, от прежней цивилизации.

Придворная Петра I А. П. Голицына

Эх и кутили они на останках "прошлой цивилизации":-))

Потом дом кардинально перестроили, может и снесли, построили новый, сейчас он выглядит вот так.

Место где стоял старый дом А. П. Голицыной

В 1716 году он стоял на берегу Невы.

Сейчас на это месте построены здания. Довольно давно, кстати.

1716 год. Дом пока на берегу Невы. Там отмель.

Карта 1716 года.

Вот и первая линия появилась. Новая.

План Санкт-Петербурга 1791 года Савинкова.

План Санкт-Петербурга 1791 года Савинкова

Доклад на тему "На заре "закопанного" Санкт-Петербурга: гравюра 1716 года и дом А. П. Голицыной" закончил.

Вывод - при строительстве Санкт-Петербурга была значительно увеличена площадь застройки по обеим берегам Невы.

Домик Петра I тоже стоял на самом берегу Невы.

Петровская набережная

Поэтому все утверждения альтернативщиков, что кто так строит и как можно стоить на болоте, оказались несостоятельны.

Зимний дворец тоже построили на отмели, раньше вода доходила до Дворцовой площади.

Русский художник. Гравёр чёрной манерой и резцом.

Сначала живописец при Оружейной палате, с 1699 обучался у Адриана Шхонебека «грыдоровать гербы» (для гербовой бумаги). Для доказательства своих познаний в гравировании, Зубов уже в 1701 представил в Оружейную палату копию с голландской Библии 1674, за подписью: «по фрески Сошествие Святого Духа». Зубов скоро стал искусным гравёром и награвировал много больших листов, в которых достиг высокой техники. Огромный вид Санкт-Петербурга, выгравированный им на 8 досках, в пару виду Москвы, награвированному Яном Бликландтом, лучшее произведение Зубова. Ему также принадлежат изображения морских сражений («Баталия при Гренгаме», 1721), празднеств по случаю побед («Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой», 1711) и других важнейших событий того времени. Парадную часть подобных изображений Зубов дополнял точно переданными жизненными деталями. Он создавал гравюры, пользуясь чертежами и проектами зодчих, например, М. Г. Земцова. Документальность композиций совмещалась с декоративностью гравированного листа и изображением предполагаемых построек. Виды города изображались художником «с птичьего полета», что способствовало ощущению масштабов грандиозных сцен — панорам берегов Невы. С 1714 года Зубов работал в Санкт-Петербурге. Был старшим мастером при Санкт-Петербургской типографии. После смерти Петра I, в царствование Екатерины I, Зубов делает портрет императрицы (1726, с оригинала И. Адольского), гравирует, вместе с П. Пикартом, конный портрет Петра (1726), исполняет по заказу А. Д. Меншикова портреты жены и дочери «светлейшего» князя — Д. М. и М. А. Меншиковых (1726). Осенью 1727 г. закрывается Санкт-Петербургская типография, при которой Зубов состоял с момента приезда в северную столицу. После отставки он вынужден был, как и его брат, превратиться в мастера народных лубочных картинок. Художник пытался устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но постоянную работу там так и не получил. К 1730 г. он возвращается в Москву. В старой столице Зубов по-прежнему трудится очень интенсивно. В 1734 году он создает портреты Петра I, Петра II и Анны Иоанновны. Много работает по заказам церквей и богатых горожан. Но вещи Зубова этого времени показывают, сколь тонок ещё был слой новой культуры, сколь сильно зависели русские художники от окружения, сколь сильны ещё были традиции допетровской эпохи. Тому свидетельство — известный «Вид Соловецкого монастыря» — огромная гравюра, выполненная Зубовым совместно с братом Иваном в 1744 году. Словно и не было видов Петербурга, баталий, портретов. Словно не было самой петровской эпохи. Словно никогда не покидал Зубов Москвы и Оружейной палаты. Последние известные нам работы гравера датированы 1745 годом, а последнее упоминание о нем — 1749-м. Умер мастер в бедности и безвестности. Последний лист, выгравированный Зубовым, отмечен в 1741 году. Лучшие его портреты чёрной манерой: «Екатерины I», «Петра I», двух княгинь «Дарьи и Марьи Меншиковых» — чрезвычайно редки; резцом — «Екатерины I», «Головина» и «Стефана Яворского». У Ровинского («Русские граверы», М. 1870) приведён список 110 досок работы Зубова. Некоторые доски сохранились до настоящего времени и даже способны давать ещё хорошие отпечатки.

Название : Торжественный ввод четырех фрегатов 8 сентября 1720 года в Петербург после победы при Гренгаме

Год создания : 1720

Материал : Бумага, офорт, гравюра резцом

Размер : 59 х 61

Собрание : Государственный Эрмитаж

Название : Торжественный ввод четырех шведских фрегатов в Неву после победы при Гренгаме 8 сентября 1720 года

Год создания : 1720

Материал : Бумага, гравюра резцом

Размер : 58 х 76,9

Собрание : Государственный Эрмитаж

Название : Портрет Петра I на коне

Год создания : 1701—1721

Материал : Бумага, гравюра резцом

Размер : 51,5 х 60,9

Собрание : Государственный Эрмитаж

Название : Александро-Невская Лавра

Год создания : 1717

Материал : Бумага, офорт, гравюра резцом

Размер : 16,5 х 35,3

Собрание : Государственный Эрмитаж

Название : Свадьба Петра I и Екатерины I 19 февраля 1712 года

Год создания : 1712

Материал : Бумага, офорт, гравюра резцом

Размер : 54 х 63,3

Собрание : Государственный Эрмитаж

Название : Первый Зимний дворец

Год создания : 1717

Материал : Бумага, офорт, гравюра резцом

Размер : 16,5 х 20,4

Собрание : Государственный Эрмитаж

Название : Сражение у мыса Гангут 27 июля 1714 года

Год создания : 1715

Материал : Бумага, офорт, гравюра резцом

Размер : 57,5 x 78

Собрание : Государственный Эрмитаж

Название : Панорама Санкт-Петербурга

Год создания : 1715

Материал : Бумага, офорт, гравюра резцом с восьми досок

Размер : 75,6 х 234,5

Собрание : Государственный Эрмитаж

Название : Триумфальный вход русского войска в Москву после побед при Лесной и под Полтавой

Год создания : 1710—1711

Материал : Бумага, офорт, гравюра резцом

Размер : 55,5 х 75,7

Собрание : Государственный Эрмитаж

Название : Зимний дворец Петра I

Год создания : 1716—1717

Материал : Бумага, офорт, гравюра резцом

Размер : 16,5 х 20

Собрание : Государственный Эрмитаж

Название : Портрет Ивана Михайловича Головина

Год создания : Начало XVIII века

Материал : Бумага, гравюра резцом и пунктиром

Размер : 51 х 65,8

Собрание : Государственный Эрмитаж

Название : Летний дворец Петра I

Год создания : Начало XVIII века

Материал : Бумага, офорт, гравюра резцом

Размер : 16,5 х 20,4

Собрание : Государственный Эрмитаж

Название : Триумфальный ввод шведских кораблей в Санкт-Петербург после победы при мысе Гангут

Год создания : 1714

Материал : Бумага, офорт, гравюра резцом с двух досок

Размер : 48,6 х 82

Собрание : Государственный Эрмитаж

Название : Полтавская баталия

Год создания : 1715

Материал : Бумага, офорт, гравюра резцом

Размер : 56,5 х 137,5

Собрание : Государственный Эрмитаж

Название : Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 года

Год создания : 1721

Материал : Бумага, офорт, гравюра резцом

Размер : 50 х 72

Собрание : Государственный Эрмитаж

Название : Свадьба карлика Якима Волкова 14 ноября 1710 г. во дворце князя А.Д. Меншикова в Петербурге

Год создания : 1711

Материал : Бумага, офорт, гравюра резцом

Размер : 29,9 х 27,8

Собрание : Государственный Эрмитаж

Название : Взятие русскими войсками двух шведских судов в устье Невы 7 мая 1703 года

Просматривая я старые книги, и встретила одну, написанную в 1794 году "Описание столичного города Санкт-Петербурга" И.Г. Георги.


О начале, происхождении и разделении столицы.

Краткое описание построения и распространения города.

п.22. ПЕТР Великий завоевав от шведов в 1702 году крепость Нотеборг, ныне Шлиссельбург, находящуюся на озере Ладоге, перед верхним устьем Невы реки и взяв потом в 1703 году крепость Ниеншанц, лежащую при истоке Охты в Неву, основал для вящего утверждения своего владения в Ингерманландии и прочих им завоеванных землях 16 мая 1703 году крепость, названную в честь Св. Апостола Петра Санктпетербургом, на небольшом острову Невы и потом также шанц на Васильевском острову. Оба сии укрепления долженствовали сначала только служить для защищения устьев Невы; но Великий Государь, утвердив себя в безпрепятственном владении сих завоеванных стран и предвидев великую пользу, могущую происходить для Российской торговли и учреждения морского флота от удобности гаваней, составляемых устьями Невы и находящихся на острове Ретузари, называемом ныне Кронштатом, решился основать свою столицу на устье Невы, которую заложив немедленно наименовал по крепости Санктпетербургом.


п.23. Государь, желая иметь безпосредственное смотрение над строением крепости, построил себе на острову названном потом Петербургскою стороною, а ныне десятою или Санктпетербургскою частью, подле крепости на берегу реки маленький деревянный домик по старорусскому обычаю из лежащих бревен, который же однако снаружи имел вид Голландского домика.



Сей первый дом в Санктпетербурге сохраняется и по ныне в его память: вокруг оного построены были избы для работников, составляющие род деревни. Крепость состояла из земляных валов в образе шестиугольника, однакож в 1706 году начали пристраивать к оной шесть каменных бастионов. Заложенная ПЕТРОМ Великим в 1714 году в крепости соборная церковь Св. Апостолов Петра и Павла, совершена в 1733 году во время царствования Императрицы АННЫ ИОАННОВНЫ. Повелением ЕКАТЕРИНЫ ВТОРЫЯ в 1780 году одеты крепостные валы тесаным диким камнем.




Карта Петербурга 1704 год


Вид Петербурга. Питер Пиккард 1704 г.


Петербург 1706 г

п.24. В 1705 году построил Государь деревянное Адмиралтейство на левом берегу Невы. С 1711 по 1718 год окружено оно было валами и рвами, одетыми камнем, частью же и плитами; в 1727 году построены в оном каменные магазейны и мастерские домы, а в 1734 году Императрицею АННОЮ ИОАННОВНОЮ украшено башнею. Большая сухость части сея города перед островами, (хотя и живущие еще некоторые старые люди помнят, что на местах где находятся ныне конюшенный двор и Казанская церковь был ольховый болотный лес и дороги мощённые хворостом) была побудительною причиною к построению многих домов на оной, откуда и произошли три Адмиралтейские части, составляющие ныне преимущественнейшую часть города.


Летний сад. Алексей Зубов 1717 г


Вид Адмиралтейства. Оттомар Элигер 1721 г.

п.25. Государь определил сначала городу быть на Санктперербургском острову, на котором в скором времени вместо болотного леса явились целые улицы домов. В 1708 году построен на оном каменный гостинный двор в два яруса; в одном была биржа, переведенная в 1737 году на Адмиралтейскую сторону, вместо которой построен и по ныне еще стоящий деревянный рынок Сенат и прочие коллегии, равным же образом и посланники имели домы на подобие мазанок. В 1710 году построена здесь деревянная церковь живоначальной Троицы, подле которой был первый питейный дом, посещаемый иногда знатными особами при выходе из церкви. В том же году был построен и мытный двор на берегу Невы реки.


Васильевский остров. 1716 г. фрагмент гравюры Зубова.


Фрагмент гравюры Зубова. Меньшиковский дворец 1716 г.

п.26. После Санктпетербургского острова Государь определил Васильевский остров для города. Сей остров, получивший свое название от Артиллерии капитана Василия Корчмина имевшего команду в шанце на том острову и получавшего приказы всегда с надписью: к Василию на остров, лежит между обеими главными протоками Невы и Кронштатским заливом; поперешник онаго составляет 4 версты; в тогдашнее время состоял оный из низкого, частью болотного, иногда же и наводняемого леса. Государь намерен был по подобию Амстердама провести от востока к западу два судоходные канала и пересечь оные 12 меньшими, простирающимися от юга к северу; однакоже исполнение оного намерения не соответствовало желаниям ИМПЕРАТОРА. Дворянство обязано было, по соразмерности своего стяжания, строить на острову деревянные или каменные домы, по чему еще до кончины Императора находилось на оном 109 каменных и 354 деревянных домов. Царица Прасковья Федеровна и князь Меньшиков построили себе на сем острову дворцы, из коих первый ныне принадлежит Академии наук, а последний Сухопутному Кадетскому Корпусу. В 1722 году построена здесь таможня, с каменными для нее амбарами, находившимися сперва у Троицкой пристани, такожде и государственные коллегии.


Зубов. Панорама Санкт-Петербурга (фрагмент) 1716 г.

п.27. В 1721 году возимело строение Выборгской стороны свое начало, однакоже без великого и до ныне успеха. В 1726 году совершена каменная морская, а также сухопутная гошпиталь, и в 1733 году церковь Симиона Богоприимца.



п.28. Выстроивание Литейной части началось также в 1711 году построением деревянного литейного дому. Вокруг онаго были домы Артиллерийских служителей, к которым мало по малу и другие пристроивались. Нынешний литейный дом построен велением АННЫ ИОАННОВНЫ в 1733 году.


Вид Пушечного Литейного двора (прямо) и Арсенала

п.29. В Адмиралтейских частях построил ПЕТР Великий уже в 1711 году каменный зимний дворец на нынешней миллионной, в котором он и Императрица ЕКАТЕРИНА первая жительствовали; в 1713 году началось строение домов на Невской перспективе; в сем же году построен монастырь Святого Александра Невского деревянный, а в 1715 году вместо деревянных возведены каменные в оном строения; в 1715 году построен в первой адмиралтейской части гостинный двор на подобие мазанок. Он находился на том месте, где ныне дом Князя Куракина. В 1736 году сгорел оный и вместо того умножился гостинный двор находящийся в 3 Адмиралтейской части. В 1716 году заложены галерный двор и в 1718 году миллионная улица. В сем году снабдил также Великий Государь столицу собственноручным полицейским уставом. В 1719 году построен большой деревянный гостинный двор в 3 Адмиралтейской части и в 1736 году оный был весьма увеличен по причине выгоревшего в первой Адмиралтейской части гостинного двора. В 1759 году начали выстроивать по частям на место деревянного каменный же гостинный двор, который и за несколько лет приведен к окончанию. В 1721 году построен Императорский конюшенный двор во 2 Адмиралтейской части. В 1725 году лишилась столица своего Основателя.


Троицкая площадь. Алексей Ростовцев


Проспект Биржи и Гостиного Двора. Ефим Виноградов 1753 г.

Как можно видеть, Петербург, будучи столицей, строился, не смотря на трудности, быстро. И большая часть первых зданий была мазанками, построенными по типовым проектам, которые разкрашивались под камень и кирпич. Они легко повреждались и сносились водами при наводнениях, часто сгорали в пожарах. Но, строились заводы, привлекались и обучались люди, и город рос и развивался. Мы можем сравнить между собой карты города, и увидеть, как ещё при жизни Петра, начавшись от крепости и самых первых строений, поселение становилось городом.

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный город или как первые этажи Санкт-Петербурга оказались в земле, культурный слой в несколько этажей или ошибка строителей?

Старинные гравюры, взятые из учебника

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Любой старинный город имеет здания, погруженные в землю. Взгляните повнимательнее на эту гравюру. Первый этаж здания оказался в земле, этому зданию очень много лет. И здесь то же самое.

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург


Дом из кирпича ушел вниз, а над ним возвели этаж из дерева.

Спрашивается, как это может быть вписано в хронологические рамки масштабного строительства? Целый город, официально основанный 16 мая 1703 года, уже через каких-то пару лет сделан, как говорится, «под ключ» и готов к эксплуатации с полностью налаженной инфраструктурой, укреплениями, гаванью, объектами культуры.

Напрашивается театральная фраза «не верю!».

Архитектурный облик Санкт-Петербурга порождает множество вопросов к создателям столицы. Несмотря на вполне очевидную и всем известную угрозу затоплений, большинство строений погружены в воду, подвалы полностью затоплены.

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Это официальный городской план затопляемости.

Допотопный Санкт-Петербург

Наверняка, мало кто из читателей не знает поэму А.С.Пушкина «Медный всадник», в которой сюжет разворачивается на фоне наводнения, однако мало кто (включая самих жителей Петербурга) знаком с настоящим планом известного наводнения, которое описал поэт.

Карту наводнения составил служащий Депо карт А.Савинковым. Голубым цветом помечены участки, подвергшиеся затоплению 1824 г.

Допотопный Санкт-Петербург

Вот фотоснимки зданий XIX века.

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Будучи осведомлены о вероятности частых затоплений, градостроители обязаны были увеличить высоту фундамента и размер цокольных этажей, что при тогдашних масштабах деятельности кажется вполне выполнимым.

Но картина такова: подвалы являются ни чем иным, как ушедшими в землю первыми этажами. Странно, что царь не отправил таких архитекторов в ссылку за подобную работу. Или строили вовсе не они?

Возможно, город уже стоял на своем месте до них, а градостроители только занимались перепланировкой, ремонтом, реставрацией, чтобы придать городу современный вид. Сейчас мы знаем о стоимости реставрации, и это позволяет подозревать, что косметические работы замаскировали под строительные.

О постройке большей части зданий нет никаких сведений, зато документально подтверждены ремонт и отделка зданий.

Например, вот это реставрация колоннады, она смотрится нелепо на линии 3 и 4 этажей, поэтому ее приподняли, чтобы колонны оказались на поверхности.

Допотопный Санкт-Петербург

А здесь выкопать было недосуг, оставили в изначальном виде.

Допотопный Санкт-Петербург

Подвальное окно Эрмитажа. Неопытный специалист и тот подтвердит, что полуподвалов с подобными оконными проемами не бывает. Позднее окно и заложили. Встает вопрос, когда именно. Это и предстоит выяснять.

Допотопный Санкт-Петербург

Кадр из фильма НТВ. Подвал Эрмитажа.

Если докопаться до фундамента таких памятников, как Александрийский столп, Зимний Дворец, Исаакиевский собор, можно будет докопаться и до правды. Но вопрос в том, нужна ли представителям властных структур эта правда? На снимках дома, значительно опущенные в землю. Современное состояние.

Однако считается, что по прошествии двух веков их облик не подвергся никаким изменениям.

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Культурный слой, скажете? Да, да!

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

Допотопный Санкт-Петербург

ага, осел за пару десятков лет .

Допотопный Санкт-Петербург

Санкт-Петербург 23 линия В.О., Горный университет.
В Москве тоже имеются подобные здания.

Допотопный Санкт-Петербург

Дом П.А. Сырейщикова. (Да, оконца первого этажа потребовали переделки, деваться некуда).

Допотопный Санкт-Петербург

Дом Штейнгеля. (С какой целью фундамент делать с окнами?)

Допотопный Санкт-Петербург

Особняк П.П Киселевой. (Взгляните с правой стороны, двери так вытягивали вверх, что половину окна на 2 этаже заслонили).

Допотопный Санкт-Петербург

Усадьба Муравьевых-Апостолов. (Первый этаж обычно превосходит по высоте остальные, фундамент следует учитывать. Но непонятно, на какой глубине этот фундамент находится?).

Допотопный Санкт-Петербург

Обвалившийся грунт открыл окна, являющиеся частью древнего московского здания.

Допотопный Санкт-Петербург

Провал грунта площадью в 15 кв. м. и глубиной 3 м. Во дворе дома номер 16 по Филипповскому переулку.

Оставайтесь с нами.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: