Ребенок в кресле зубного врача

Опубликовано: 01.05.2024

Ребенок боится и отказывается лечить зубы: что делать и как уговорить идти к стоматологу, если он не хочет

Чтобы зубы были не только красивыми, но и здоровыми, заботиться о них нужного с раннего детства. Однако одной лишь гигиены полости рта недостаточно для предотвращения развития разнообразных проблем вроде кариеса или налета. Хотя бы раз в полгода малыша надо отводить в стоматологический кабинет на осмотр и профилактические процедуры. Но как осуществить это, если он панически пугается при упоминании врачей и поликлиник? В статье рассказываем, что делать, как научить ребенка не бояться стоматолога и заставить лечить зубы, делимся полезными лайфхаками, как обеспечить нужный психологический настрой.

Откуда появляется страх

Дентофобия – именно так называется боязнь лечения у дантиста. При ее наличии человек обращается за помощью специалиста только в крайних случаях, когда терпеть боль уже нет никакой возможности. Дети также страдают от нее. В малом возрасте страх, как правило, вызван уже приобретенным негативным опытом. При этом пугать малыша могут не сами дантисты, а «белые халаты» в целом. Если не победить данную фобию в детстве, она перейдет во взрослую жизнь, и тогда избавиться от нее будет уже почти невозможно.

ребенок боится лечить зубы что делать

Если вы не знаете, как заставить ребенка пойти к стоматологу, а лечить зубы он отказывается, в первую очередь необходимо выяснить основание для происходящего. Чаще всего боязнь возникает по следующим причинам:

  • кроха впервые видит врача или испытывает сильную боль;
  • имеются особенности характера – мнительность, стеснительность, нерешительность;
  • ранее малыша уже насильно удерживали в стоматологическом кресле для проведения каких-то процедур, в его голове закрепился негативный опыт;
  • родитель не смог объяснить, почему важно ходить в стоматологию, для чего нужны все эти манипуляции.

Заметим, что маленькие дети почти всегда отрицательно реагируют на осмотр ротовой полости. Это кажется чем-то противоестественным, а потому и воспринимается так враждебно. Генеральная цель родителей – убедить кроху в том, что ничего плохого в происходящем нет. Напротив, это поможет ему быть здоровым и красивым.

Кроме того, важно бороться со страхом «белых халатов». Малыш не должен бояться врачей, ведь ему в любом случае придется контактировать с ними. Необязательно для лечения – профилактические осмотры в детском саду и школе никто не отменял.

Основные ошибки

Страх не рождается на пустом месте. У любой фобии имеется первопричина. И, как бы горько не было осознавать это, но зачастую создателями боязней становятся именно родители. Помните, даже случайно оброненное слово может произвести на ребенка колоссальное впечатление, оказать влияние на его жизнь.

Ниже разбираем наиболее частые ошибки, которые допускают неопытные мамы и папы:

  • Поход к стоматологу уже при наличии проблем. Конечно, в таком состоянии (когда ноет и болит зуб) малышу будет крайне проблематично довериться незнакомому человеку. Именно поэтому и нужно водить его на плановые осмотры – для адаптации.
  • Отсутствие мотивации лечиться. С раннего возраста важно формировать позитивные здоровьесберегающие установки. Если развить их в детстве, они останутся навсегда и помогут человеку придерживаться принципов здорового образа жизни.
  • Использование насилия. Никогда ни к чему не принуждайте кроху. Всегда необходим качественный диалог, поиск компромиссов.
  • Ну удобное время посещения. Все визиты в больницу следует организовывать в комфортный для посетителя час.

Ну и главное – обман. Не обманывайте об абсолютной безболезненности процедуры, если заранее знаете, что это не так.

Первый визит

Выше мы уже частично затрагивали тему важности начального опыта, теперь поговорим об этом более предметно. Именно от того как пройдет сеанс, зависит последующее отношение малыша к стоматологу, лечению зубов в целом.

Что важно? Отсутствие принуждения. Не пытайтесь привить любовь к стоматологическому кабинету силой. Обычно подобные действия вызывают только отрицательные реакции.

Эффективнее всего – личный пример. Когда вы сами не страшитесь зубных, понимаете значимость всех проводимых процедур, кроха впитает ваши настроения и не станет переживать.

Кроме того, чтобы ребенок не боялся, хорошо ходить именно к детскому стоматологу. Те дантисты, что работают со взрослыми, часто лишены той тактичности и чуткости, необходимые в малом возрасте.

Ознакомительное посещение

Для удобства прикрепляем подробный сценарий того, как должен проходить первый визит:

  • Знакомство. Врач не может сразу начинать с лечения или выполнения каких-то сложных манипуляций. Его задача – расположить пациента к себе.
  • Перчатки. Надевать их не рекомендуется, как и использовать устрашающие инструменты и приспособления. Оптимальный вариант – когда будет организована небольшая экскурсия по кабинету с рассказом о том, что и для чего нужно.
  • Диалог. Все действия должны сопровождаться пояснениями. Неизвестность пугает кроху.
  • Досуг. В некоторых клиниках для маленьких пациентов включают мультики либо достают игрушки. Это неплохое решение, позволяющее сместить фокус внимания.

как уговорить ребенка идти к стоматологу

Заметим, что мы говорим о плановом профилактическом осмотре.

Что делать, когда ребенок очень боится и не хочет лечить зубы: как уговорить его идти к стоматологу

Какие-то современные методики, разработанные совместно с психологами, предполагают увлекательные приключения, другие – предварительную проработку возможных проблем. Ниже рассказываем о наиболее удачных и популярных практиках, которые легко адаптировать под российскую действительность.

Игра в доктора

Это уникальный инструмент познания окружающего мира, особенно в детском возрасте. Даже самые непримечательные и противные вещи кажутся более привлекательными и интересными, если они представлены в позитивном игровом ключе. Превратить стандартный поход в стоматологию в настоящее приключение – искусство. Однако, если не хотите, чтобы ваш малыш заработал дентофобию, это именно то, что вы должны сделать.

Ниже наиболее удачные развлекательные сценарии:

  • Предложите полечить зубки любимой игрушке. Ребенок так заинтересуется процессом, что захочет проверить состояние собственных.
  • Ролевая игра. Что-то из категории «дочки-матери», только «врач-пациент». Сначала в роли стоматолога выступит родитель – просто чтобы объяснить и рассказать, как все устроено. А затем этот образ примерит малыш. Такие хитрости помогают развеять страхи перед посещением кабинета.
  • Сказка про доброго доктора Айболита. Перед визитом можете пересмотреть старый мультфильм.

Разумеется, это далеко не полный перечень всех игр. Вы вольны придумывать и предлагать собственные. Главное – создать комфортную психологическую обстановку.

ребенок боится стоматолога

Награда и поощрение

Точно так же, как плохое поведение в стоматологической клинике должно пресекаться, хорошее поощряться. Лучше всего передать презент доктору, чтобы он, в свою очередь, отдал его малышу. Такая нехитрая манипуляция позволит завоевать расположение маленького пациента.

Однако подарки не должны превращаться в инструмент управления. В ходе каждого визита ребенок приобщается к культуре заботы о здоровье, более ответственно относится к состоянию полости рта.

Мультики во время лечения

Просмотр любимого мультфильма при визите поможет отвлечься от того, что делает доктор, сконцентрироваться на чем-то более приятном. Эта методика активно практикуется дантистами в «Дентике Кидс».

ребенок не хочет лечить зубы

Собственный пример

Конечно, мультики, игры, подарки – это все очень хорошо. Но, помните, ничто не работает лучше, чем достойный личный пример. Если вы сами буквально падаете в обморок от одного упоминания о необходимости обращения к дантисту, вряд ли вам удастся развить любовь к этому специалисту у своих детей. Именно поэтому прежде чем заниматься их воспитанием, важно проработать собственные страхи и фобии.

Если же вы, наоборот, понимаете важность стоматологического лечения и стойко выносите любые процедуры, то хорошей идеей будет отправиться на сеанс вместе с малышом. Там он увидит ваш позитивный настрой, быстро зарядится нужным настроением.

Как быть, если зуб уже болит

Рассуждать о профилактических процедурах и плановых осмотрах легко. Ребенку ничего не угрожает, он не испытывает острой боли, а противиться походу в стоматологический кабинет может только по каким-то личным причинам. В подобных ситуациях у вас есть достаточно времени и ресурсов, чтобы переменить его мнение, развеять страхи, помочь настроиться на нужный лад. А как быть, когда зубик уже ноет? Боль и дискомфортные ощущения – не совсем то, что позволяет привить любовь к стоматологии.

Ребенок боится сверлить зубы, как отвести его к стоматологу? Если времени на уговоры нет, постарайтесь поговорить с ним по-взрослому. Объясните все происходящее, расскажите, почему он испытывает дискомфорт, а затем предложите решение. Представьте зубного врача в каком-то сказочном свете, отведите ему роль волшебника, который сделает так, чтобы больше не болело.

ребенок боится лечить зубы

Обманывать малыша о том, что все пройдет совсем гладко и безболезненно не стоит. Столкнувшись с ложью один раз, он может постепенно начать относиться к вашим словам с большей настороженностью, а в отдельных случаях – утратить доверие.

Таким образом, ключ к решению проблемы – доверительные переговоры и обсуждения без секретов и прикрас.

Как не бояться стоматолога детям 10 лет и старше

Если с малышом еще можно о чем-то договориться, то с подростком сделать это гораздо сложнее. Огромную роль играет возраст – непростой и переломный, он заставляет недоверчиво относиться к взрослым, зачастую вступать с ними в конфликтные столкновения. Ваша основная задача как родителя заключается в установлении теплых отношений с собственным чадом. Необходимо объяснить: его выбор уважается и учитывается. Далее, сформировав благоприятную психологическую обстановку, вы сможете расположить чадо к посещению кабинета дантиста.

Однако и здесь все не так просто. Иногда страх вызван неприятным опытом, полученным в раннем детстве. Тут одной беседой вряд ли обойдешься. Как же тогда быть? Разберем несколько советов от стоматологов о том, что же делать, если ребенок панически боится идти к зубному врачу:

  • Проговаривайте все процедуры, которые предстоит сделать. Зачастую неизвестность пугает в разы сильнее. Детальное обсуждение всех манипуляций помогает развеять часть страхов.
  • Если подросток отказывается от визита, и ситуация не является экстренной, не настаивайте на лечении. Возможно ему просто нужно немного времени, чтобы собраться с мыслями и решиться.
  • Формируйте положительные самосохранительные установки, мотивацию к регулярным и своевременным стоматологическим осмотром. Попробуйте привить любовь к красивым белоснежным зубам, ровной улыбке, свежему дыханию. Когда все это будет иметь ценность для ребенка, он захочет заботиться о здоровье полости рта.
  • Не отказывайте в поддержке. По закону родитель имеет право находиться в кабинете в момент проведения процедуры. Не пренебрегайте им. В вашем обществе подросток будет чувствовать себя защищенно, а, следовательно, все пройдет более благополучно.

Ну, и, разумеется, нельзя не упомянуть о роли специалиста. Он должен иметь довольно богатый практический опыт, чтобы суметь расположить к себе юного пациента, завоевать его доверие.

как научить ребенка не бояться стоматолога

Советы, как уговорить ребенка пойти к стоматологу и лечить зубы

В заключении кратко резюмируем все вышесказанное, сформулируем основные рекомендации для родителей:

  • При возможности планируйте поход к зубному врачу в первой половине дня. Если визит будет назначен на более позднее время, малыш может «накрутить» себя, раскапризничаться, стать нервным и плаксивым.
  • Не нагнетайте обстановку перед походом в стоматологию. Даже если есть какие-то мелкие проблемы и неприятности, постарайтесь проигнорировать их, чтобы минимизировать психологический дискомфорт. Если ребенок будет расстроен, это только усугубит его состояние уже в момент проведения процедуры.
  • Обсуждайте то, какие манипуляции будут производиться в стоматологическом кабинете. А затем попробуйте переключить внимание крохи на какие-то отвлеченные темы. Это позволит дождаться приема без паники и лишних нервов.
  • Ответственно подходите к выбору клиники и специалиста. Лучше всего, если это будет человек, работающий непосредственно с детьми.
  • Не нервничайте. Да, не стоит забывать, что от психологического состояния родителя тоже многое зависит. Если вы будете взвинчены и накручены, ребенок почувствует это и быстро перейдет в эту же фазу.
  • По окончании процедуры обязательно похвалите малыша, как-то поощрите его. Это обеспечит хороший задел на будущее. Если в памяти останутся положительные воспоминания, решиться на следующий поход к специалисту будет проще. Если кроха переполнен эмоциями, дайте ему выговориться и рассказать обо всем.
  • Регулярно посещайте стоматологический кабинет. Делать это рекомендуется не реже двух раз в год. Почему такая периодичность? Во-первых, она позволяет своевременно выявлять и устранять имеющиеся проблемы. А, во-вторых, она помогает малышу адаптироваться, привыкнуть.
  • Не обсуждайте лечение собственных зубов при ребенке. Особенно если ваш опыт был отрицательным.
  • Не запугивайте маленького пациента врачом. Визит в стоматологию не должен быть чем-то устрашающим.

Подводя итоги всему вышесказанному, можем заключить, что колоссальное значение имеет психологический настрой. Нередко родители используют врачей (в том числе и зубных) как инструмент устрашения – «Не будешь слушаться, отведу тебя к доктору!». Это в корне неправильная позиция, влекущая за собой массу разнообразных проблем и сложностей. Чтобы ваш малыш не впадал в панику от одного вида белого халата, необходимо проговаривать и прорабатывать с ним все возможные ситуации. Как родитель, вы должны объяснить, почему важно лечить зубы и чем чревато отсутствие должного лечения. Но делать это следует мягко и деликатно, ни в коем случае нельзя давить. Надеемся, наша статья о том, как сделать, чтобы ребенок не боялся стоматолога, помогла найти ответы на все интересующие вопросы, оказалась полезной!

Начальные «шаги» ребёнка в лечении зубов самые важные. Первый положительный опыт встречи со стоматологом — это залог спокойного отношения к посещению зубного врача в будущем.

Кроме того, если малыш не испытывает эмоционального напряжения и мирно сидит в стоматологическом кресле, то врач может оказать качественное лечение. Ведь возможно ли обстоятельно вылечить плачущего и вырывающегося из рук родителей ребёнка? Конечно же, нет.

Детские стоматологи клиники «Скайдент» знают, как найти подход к вашему малышу. Ведь каждый из наших врачей — это безусловный специалист в своём деле.

Управление поведением ребёнка в стоматологии

Подготовка ребёнка к визиту стоматолога

Единая команда — родители, дети и стоматологи

Подготовка ребёнка к визиту должна начинаться ещё дома. Причём не только непосредственно перед походом к стоматологу, а гораздо раньше: речь идёт о том, как близкие отзываются о лечении зубов, слышит ли малыш истории о «страшном» докторе с бормашиной и видит ли пример того, как родители заботятся о своих собственных зубах.

Таким образом, родители несут часть ответственности за восприятие малышом похода к стоматологу на себе. Важно с ранних лет формировать у детей культуру ухода за полостью рта, начиная с обучения чистке зубов, полосканию, а далее прививая привычку к плановым осмотрам.

Специалисты клиники «Скайдент» подготовили в помощь вам несколько советов, чтобы ваш визит к врачу прошёл с максимальным успехом:

  • Проиграйте дома поход к стоматологу. Позвольте малышу самому взять на себя роль доктора, а затем покажите, как нужно вести себя в кресле стоматолога.
  • Если напряжение ребёнка высоко, то проведите ознакомительный визит в клинику. Например, пообещайте, что доктор только посмотрит и почистит зубки, скажите, что идёте знакомиться с врачами. Самое главное, сдержать обещание и сохранить доверие!
  • Проведите беседу о том, почему важно иметь здоровые зубы, а также расскажите о положительных моментах визита к стоматологу.
  • Проявите искреннее удивление, когда ребёнок скажет: «Я боюсь стоматолога». Продемонстрируйте всем своим видом, что опасаться совершенно нечего.

Как не следует поступать?

  • Не говорите ребёнку, что «бояться врача не нужно» или «лечить зубы не страшно». Ведь при первом визите малыш ещё даже и не знает, что стоматолога, оказывается, можно бояться!
  • Не описывайте малышу подробности лечения во всех деталях со словами «сверлить», «бормашина», «немножко больно».
  • Старайтесь завести в семье правило при ребёнке не обсуждать свои личные страхи перед лечением зубов и неудачные визиты к стоматологу. Они отложатся в его памяти, а в голове поселится мысль, что «стоматолог — это страшно».

Как действуют специалисты клиники «Скайдент»?

Первые минуты, когда ребёнок зашёл в клинику, уже важны: какая в ней обстановка, какое действие она произвела на малыша и какие эмоции вызвала? Всё это потом будет ассоциироваться с лечением зубов.

В «Скайдент» особая атмосфера, ведь наша клиника оформлена достаточно интересно и неординарно. Самолётная тематика, увлекательные детские рисунки на стенах завоюют внимание малыша и оставят неизгладимое приятное впечатление.

Встреча с врачом — это ключевой момент дальнейшего лечения. Наши специалисты стараются сразу же наладить визуальный и речевой контакт. Как они это делают? Приветливо знакомятся с ребёнком, провожают его в кабинет, расспрашивают об интересах малыша, плавно переводя на разговор о его зубках.

Стоматологи клиники Скайдент сразу же налаживают визуальный и речевой контакт с ребенком

Лечение зубов детей в игровой форме

У стоматолога «Скайдент» в запасе есть масса способов, как провести лечение в игровой форме: начиная с того, что он совместно с ребёнком считает зубки и заканчивая тем, что бормашина со сверлом — это на самом деле «волшебная палочка по уничтожению микробов».

Переключение внимания — отличный приём, который наши врачи активно используют при работе с детьми. Пока беспокойный малыш находится в кресле, задача стоматолога постоянно отвлекать его от сущности медицинских манипуляций. Врач добивается доверия малыша не «с порога», а в ходе кропотливой, неспешной и эффективной психологической работы с ним.

Ещё один способ успокоить и расслабить ребёнка — это передать ему «управление» процессом лечения! Пусть малыш командует манипуляциями доктора. Например, некоторые дети представляют, что для спасения их зубов пришла армия солдат, которая освободит зубки от кариеса.

В арсенале стоматологов «Скайдент» много способов помочь малышу освоиться в новой обстановке. Уже при знакомстве врач, так сказать, в режиме реального времени определяет, как он будет работать с этим ребёнком. Умение быстро ориентироваться в меняющейся ситуации и мгновенно реагировать на поведение малыша — важные качества детского врача. И у специалистов клиники «Скайдент» они развиты в полной мере.

Врачи нашей клиники, которые примут вашего малыша с добротой и улыбкой, специализируются именно на работе с детьми! Это важно, ведь в лечении маленьких пациентов есть много своих нюансов.

Мы окажем вашим детям особое внимание! Просто запишите малыша на приём, а наши заботливые специалисты сделают всё, чтобы его времяпровождение в клинике было приятным и фантастическим, как завораживающий полёт на самолёте.

Врачи нашей клиники специализируются именно на работе с детьми!

Стоимость услуг*

Наименование услугиЦена услуги
Консультация Консультация 1 000 руб.

*Не является публичной офертой. Информацию о точной стоимости услуг можно узнать у сотрудников клиники

Рекомендуемые статьи

Максимова Ольга Александровна

  • Возрастные особенности развития детей и связанные с этим страхи
  • Первый визит
  • Современные средства
  • Главные ошибки родителей
  • Как победить дентофобию? Советы родителям

Далеко не каждый взрослый отправляется к зубному врачу с улыбкой и в приподнятом настроении. Страх перед стоматологом свойственен многим, можно считать это наследием той эпохи, когда для лечения зубов использовали не самые эффективные анестетики и громкие бормашины, которые наводили ужас на пациентов.

Мы воспитываем детей своим примером, поэтому если ребенок боится стоматолога, хотя ни разу еще не лечил зубы — значит, мы что-то сделали не так. Возможно, мама или папа избегают визита к врачу или откладывают посещение кабинета до последнего, страдая от зубной боли. Так мы передаем свои страхи по наследству.

А если у малыша уже был неудачный опыт, то страхи вполне объяснимы — он избегает повторной боли. Кстати, бояться зубного он может и после того, как неудачно сходил к врачу другого профиля — появляется так называемая боязнь белых халатов.

Причин страха намного больше, и не всегда они связаны с неосознанной трансляцией негативного отношения к зубному от родителей или личным плачевным опытом малыша. Далее мы расскажем о возрастных особенностях каждого периода и причинах тревоги.

Возрастные особенности развития детей и связанные с этим страхи

Детям свойственно тревожиться перед неизвестным и испытывать страхи начиная с раннего детства. Контакт с посторонним человеком может вызвать самые позитивные эмоции у восьмимесячного малыша. К этому возрасту у него уже накапливается внушительный опыт осмотров, прививок и плановых визитов к самым разным врачам.

После трех лет у многих малышей появляется страх при виде крови. Это добавляет неприятных впечатлений от разного рода медицинских манипуляций. В результате ребенок боится лечить зубы даже тогда, когда посещает стоматолога впервые — причиной этому служит в том числе страх перед неизведанным. К тому же во многих случаях в процедурном кабинете он находится рядом с родителем или даже на его коленях, а приходя к зубному, располагается в кресле — отсутствие тесного контакта усиливает тревогу. Что делать?

Первый визит

Первое детское впечатление — самое сильное. Если опыта лечения зубов еще нет, важно сформировать его как можно более приятным.

Первый поход к стоматологу приходится на появление первых зубов. Обычно рекомендовано посетить этого специалиста в год вне зависимости, появились ли молочные зубки у малыша. Постарайтесь выбрать клинику с доброжелательным отношением персонала, а также интересным оформлением — это поможет ребенку заинтересоваться, расслабиться и получить положительные эмоции.

Лучше, чтобы первое посещение не совпадало с лечением, пусть оно будет ознакомительным мероприятием. Врач проведет осмотр, познакомится с ребенком, а малыш получит возможность осмотреться, увидеть инструментарий, пообщаться с персоналом клиники и побыть в удобном кресле. Закрепить позитивные впечатления можно с помощью символического подарка за хорошее, спокойное поведение на такой экскурсии.

Такая мера поможет охотно отправиться к зубному второй раз, уже за здоровыми зубками. Во время второго посещения можно пройти чистку с использованием приятной пасты. В дальнейшем и лечить зубы ребенок будет уже без страха.

Современные средства

Что делать, если ребенок не дает лечить зубы из-за страха боли? Если он уже испытывал неприятные ощущения в стоматологическом кресле, задача усложняется. Волшебной таблетки от страха нет, однако существует множество современных способов, которые помогут сделать процесс лечения безболезненным и комфортным. Речь идет о седации.

Этот способ подходит только тем деткам, которые способны сесть в кресло стоматолога, хоть и с волнением. Седация предполагает вдыхание закиси азота, ее применяют у детей старше трех лет. Такой метод помогает расслабиться, снять тревожность и получить возможность спокойно выполнить все терапевтические процедуры. Ребенок при этом находится в сознании, седация лишь снимает эмоциональное напряжение.

Для детей младше трех лет, а также тех, кто категорически отказывается даже открыть рот в присутствии человека в белом халате, подойдет наркоз. Лечение во сне — более сложное мероприятие, которое требует основательной подготовки. Важно пройти предварительное обследование, а также проконсультироваться с анестезиологом. Современные препараты позволяют погрузить малыша в сон без опасений за его здоровье.

Главные ошибки родителей

Если ребенок боится зубного, причины могут быть разные. И важно исключить те, что напрямую зависят от родителей. К самым распространенным ошибкам относят:

  • Родители не мотивируют малыша на лечение — он не знает, зачем это нужно и почему так важно.
  • Знакомство с врачом начинается тогда, когда зуб уже болит или необходимо удаление.
  • Родители прибегают к насилию — пытаются удержать кричащего малыша в кресле физически. От такого подхода не будет никакой пользы: качественно пролечить зуб и поставить пломбу врач все равно не сможет, а у малыша останется психологическая травма.
  • Родители неверно выбирают время для визита, например, посещают специалиста в тот момент, когда ребенок привык спать или слишком устал за день.
  • Обманные действия — родители обещают, что доктор только посмотрит, в то время как малыша ждет более сложная и неприятная процедура.

Как победить дентофобию? Советы родителям

Победить уже имеющийся страх у ребенка можно с помощью нескольких рекомендаций:

  • Не стоит стыдить ребенка: все мы чего-то боимся, и вы сделаете только хуже, вынуждая малыша стыдиться своего страха, а не открыто говорить о нем.
  • Ходите к зубному регулярно, а не только тогда, когда нужно вылечить или удалить зуб. Важно посещать профилактические осмотры, ходить на чистку — пусть у малыша будут и приятные ассоциации со стоматологическим креслом.
  • Общайтесь с ребенком, объясняйте, куда и зачем вы отправились. Не стоит заводить его в клинику обманом — он потеряет доверие и не будет слушать ваших увещеваний в следующий раз, когда вы станете объяснять, что «это не больно».
  • Показывайте собственный пример: посещайте зубного сами. Выберите клинику, где можно это делать с ребенком, или просто рассказывайте о своих впечатлениях. Визит к стоматологу должен быть неотъемлемой частью жизни.
  • Как заставить ребенка открыть рот у стоматолога? Никак. Заставлять не нужно. Если вы скрутите плачущего малыша или будете ему угрожать, это может быть последним визитом к зубному. Малыш закатился в истерике и не успокаивается? Вы лучше отправиться домой и повторить попытку в следующий раз.
  • Держите ребенка за руку или расположите малыша на себе, сядьте в кресло сами. Постарайтесь найти такую клинику, где вам пойдут навстречу и отнесутся к такому пожеланию положительно.
  • Пообещайте награду за смелость и обязательно выполните обещание. Планируется удаление зуба? Скажите малышу, что заберете зуб с собой и положите на ночь под его подушку, а утром он обнаружит подарок от феи. Нужно пройти лечение? Запланируйте поход в магазин или заранее купите желанный подарок, передайте его врачу — он наверняка не откажется презентовать его маленькому храбрецу.
  • Поиграйте в стоматолога накануне. Предложите ребенку полечить плюшевого друга, используйте игровые наборы, имитирующие инструменты, дайте понять, как счастлив после лечения его пациент — теперь он может есть любимые продукты и чувствует себя отлично.

Правильный выбор клиники и врача имеет огромное значение. Специалист, который нашел контакт с малышом, способен его отвлечь и расположить. А наличие современных материалов позволит внести элемент игры в процесс терапии. Например, стоматолог может предложить выбрать цвет пломбы или дать потрогать какой-то неострый инструмент. В хорошей клинике пойдут навстречу вашим пожеланиям и разрешат малышу держать в руках любимую игрушку, подарят небольшой презент за смелость и отвагу, покажут мультфильмы в ожидании приема. Эти мелочи произведут неизгладимое впечатление на маленького пациента и сформируют у него позитивное отношение к лечению зубов.

Запланируйте первый поход к стоматологу в клиники «СТОМА» — у нас работают высококвалифицированные специалисты, которые найдут общий язык с любым малышом. Мы практикуем индивидуальный подход к маленьким пациентам. Доброжелательная атмосфера, современные средства и материалы позволят пройти осмотр и лечение с комфортом. Предварительная запись осуществляется по телефону клиники и через специальную форму на сайте.

В. В. Бойко
д. пс. н., профессор, заведующий кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПбИНСТОМ

Страх перед стоматологом и лечением полости рта часто формируется под влиянием родных и близких. Этот факт многократно подтвержден научными данными и практическим опытом медперсонала. Механизмы внушенной стоматофобии известны. Либо родные, желая помочь ребенку справиться с ожиданием неприятного, невольно используют триггеры типа «не бойся», «страшно (больно) не будет». Либо в присутствии детей они когда-то воспроизводили картинки и пережитые состояния на тему «как было больно у стоматолога». Либо озвучивали свой негативный стоматологический опыт в духе «как я не люблю стоматологов».

О родителях и общении с ними

Если лечение зубов для ребенка является стрессовой ситуацией, то родители также находятся в стрессовом состоянии. Случается, родители формируют негативный стоматологический опыт, применив насилие в кабинете врача. Мать или отец грубо удерживают малыша в кресле, шлепают. Ребенок сопротивляется и надолго запечатлевает сочетание двух факторов: лечение у стоматолога и насилие со стороны близкого человека.

Если родители давят на ребенка на приеме, он запоминает сочетание двух факторов: лечение у стоматолога и насилие со стороны близкого человека

Разумеется, сопровождающие лица замечают также и хорошую работу медперсонала. Особенно радуют отзывы, в которых говорится о позитивном влиянии врача и его помощника на психологическое состояние ребенка: «У нас был негативный опыт лечения зубов в других фирмах. Но после лечения у вас мой ребенок перестал бояться. Это заслуга как врача, так и ассистентки».

Восприятие работы медперсонала взрослыми клиентами охватывает все аспекты консультации и процесса лечения. Соблюдение мер безопасности, тщательность осмотра ребенка, ответственность при составлении рекомендуемого плана лечения, доказательность предлагаемых вариантов лечения и, конечно, особенности общения с ребенком. Посещая двух-трех врачей одной или разных клиник, родители расширяют диапазон наблюдаемых явлений, невольно повышают тем самым уровень своей потребительской компетенции и делают выводы о том, кто из докторов и ассистентов работает лучше, а кто хуже.

Если вам удалось найти контакт с ребенком, считайте, что контакт установлен и с его родителями, которые привели его в клинику. Принимая во внимания эту аксиому, стоматолог проводит экспресс-диагностику родителей и использует адекватные приемы установления отношений с ними и формирования терапевтического союза. (См. подробнее в томе VI «Врач, ребенок, родитель».)

Никогда не ругайте ребенка при родителях и других сопровождающих лицах, включая бабушек, дедушек, братьев, сестер, нянь.

Если вам удалось найти контакт с ребенком, считайте, что контакт установлен и с его родителями, которые привели его в клинику

Чем старше ребенок, тем чувствительнее он воспринимает критику в свой адрес. Пока ему 4—6 лет, недовольство со стороны старших вызывает эмоциональный протест вовне: грубость, повышенная активность, сопротивление требованиям. С возрастом защитная реакция переживается больше внутренне: ребенок замыкается, обижается, чувствует себя подавленным, униженным. Критика в адрес ребенка задевает самолюбие родителей.

Чем старше ребенок, тем отчетливее он переживает критику на уровне самосознания, воспринимает критику как принижение чувства собственного достоинства.

Бывает, родители присоединяются к критике стоматолога в адрес ребенка: «Слушайся доктора», «Я тебя накажу за то, что не даешь лечить». В подобных случаях сопротивление лечению может усиливаться, а страдания ребенка могут еще больше травмировать его психику. Стоматологи ошибочно считают, что такое участие родителей есть доказательство возникшего терапевтического союза.

Общаясь на приеме с сопровождающими лицами, позаботьтесь о том, чтобы ребенок не слышал того, что может насторожить и напугать его.

Некоторые стоматологи почему-то полагают, что ребенок в кабинете игнорирует разговоры старших. Напротив, он внимательно ко всему прислушивается: как бы чего не случилось, готова ли мать защищать его, хороший или плохой этот врач.

Из наблюдений психолога:

  1. Стоматолог в присутствии ребенка объясняет матери: «Надо под общим наркозом удалить 4 зуба». Казалось бы, «приговор» врача непонятен шестилетнему пациенту, но почему он при словах доктора весь напрягся?
  2. Врач поясняет отцу ребенка, что лечение будет сложным и длительным. Девочка расплакалась. …«Эти передние зубы придется удалить, девочка походит без зубов, пока что-нибудь не придумаем», — говорит врач, показывая маме рот ребенка. Девочка мгновенно расстроилась и хотела встать с кресла, чтобы уйти из кабинета.

О стратегиях взаимодействия с детьми

Нейтрализация негативного поведения ребенка начинается до входа в кабинет стоматолога. Важную роль играет участие родителей в подготовке ребенка к визиту в клинику. Главное — не настораживать его, не подчеркивать неприятность и ответственность момента. Посещение стоматолога — обычное мероприятие.

Администратор, записывая ребенка на прием, советует выбрать время с учетом режима дневного отдыха малыша, приема пищи. В клинике есть игровая комната, где пациент может отвлечься от неприятных мыслей о предстоящем лечении. Если это современная клиника, в ней предусмотрены те или иные модели предварительной релаксации детей, есть аниматор или психолог. (См. подробнее том VII «Сервис — детям».)

Помните, нельзя обманывать детей. Если перед визитом к врачу ребенку сказали, что будет проведен только осмотр и покажут, как ухаживать за зубками, то проводить лечение будет нечестно. В случае необходимости начать лечение нужно спросить согласие ребенка и мотивировать его. Например, врач, завершив осмотр, говорит: «Хочешь ли ты полечить зуб сегодня, чтобы не приходить в другой раз?» Или: «Ты согласен полечить зуб сегодня, чтобы мама еще раз не отпрашивалась с работы?

Если перед визитом к врачу ребенку сказали, что будет проведен только осмотр и покажут, как ухаживать за зубками, то проводить лечение будет нечестно. При необходимости начать лечение нужно спросить согласие ребенка и мотивировать его

Дети в любом возрасте нуждаются в позитивной эмоциональной поддержке со стороны взрослых. Научитесь легко и без промедлений подкреплять позитивными эмоциями выполнение ребенком ваших просьб, проявленное им терпение, дисциплину. У вас всегда наготове радостная улыбка, широко открытые веселые глаза, ободряющий голос. При этом позитивные эмоции должны быть достаточно интенсивными, рассчитанными на детское восприятие. Скупые эмоции, сопровождаемые невыразительной экспрессией, не достигают зон адекватного реагирования со стороны детей. В первую очередь это относится к малышам. Если бы речь шла о взрослом, мы сказали бы: он не верит в вашу искренность, а ребенок не улавливает информационный посыл нашей «блеклой» экспрессии.

Иное дело эмоции негативного диапазона: ваше раздражение, строгий взгляд, холодный голос, как и вялые, неопределенные по окраске эмоции, мгновенно напрягают детей и подростков. Это легко объяснить: психика прежде всего настроена на отражение угрожающей среды.

Побуждая испуганных детей открыть рот, показать зубки и приступать к лечению, никогда не прибегайте к угрозам. Инстинктивный страх нельзя преодолеть угрозами. Угроза в данной ситуации вызывает у ребенка дополнительное сопротивление. Взрослые понимают, что угрожать детям нехорошо, тем не менее они делают это непроизвольно, не вдумываясь в суть своих требований и высказываний. Например, угроза звучит в интонации, с которой доктор произносит фразы «перестань упрямиться», «будешь так вести себя, я тебя не буду лечить», «если я не вылечу твой зуб, он будет болеть».

Хуже всего, когда стоматологи рассматривают угрозу как атрибут своей практики. Вот выдержка из анонса одной детской стоматологической клиники, свидетельствующая о психологической некомпетентности авторов: «В нашей клинике не забыты вниманием и маленькие пациенты. Прием ведут врачи, прошедшие специальную психологическую подготовку, умеющие сгладить травму детской психики при посещении стоматолога. Если ваш ребенок ни под какими угрозами не садится в кресло стоматолога, а лечить зубки надо, остается одно средство — общая анестезия, техникой которой наши врачи владеют в совершенстве».

Может быть, стоматологи упомянутого учреждения в совершенстве овладели общей анестезией, но то, что они не имеют психологической подготовки, очевидно. Психологически просвещенные стоматологи не будут упоминать угрозы в качестве средства усаживания детей в кресло.

В ответ на защитное поведение ребенка в виде гнева, агрессии и крика нельзя отвечать тем же. Если проявить в ответ негативные эмоции, это вызовет эффект «эмоционального зеркала», т. е. негативное состояние ребенка усилится при восприятии негативного состояния взрослого.

Общаясь с детьми, исключите любые формы назидания и упреков. Приемлемо дать совет ребенку, уместно поинтересоваться, как он сам оценивает ситуацию. Можно привести в пример сверстников, младшего или старшего брата, сестру. При этом не должно быть негативного сравнения вроде «вот он (она) хороший, а ты плохой».

В ответ на защитное поведение ребенка в виде гнева, агрессии и крика нельзя отвечать тем же. Если проявить в ответ негативные эмоции, это вызовет эффект «эмоционального зеркала», то есть негативное состояние ребенка усилится при восприятии негативного состояния взрослого

Нельзя демонстрировать детям и их сопровождающим безразличие и тем более негативную позицию кого-либо из членов команды. Отступления от данной аксиомы наблюдаются в разных формах. Например, администратор не стала утруждать себя поиском времени для записи ребенка на прием в удобное для него время; забыла сообщить родителю о выходе на работу лечащего врача; записала ребенка на прием, не выяснив, есть ли у него повышенная температура (в такой ситуации детей лечат в стационаре). Небрежное отношение к родителям проявил врач, что видно из рекламаций по обратной связи: принял решение о лечении, не получив одобрения; не согласовал стоимость, агитировал за премедикацию и обещал, что она пройдет без проблем, а на самом деле ребенок перенес ее тяжело.

Во взаимодействии с ребенком следует исходить из его поведения в клинической ситуации, а не руководствоваться возрастом, который указан в его медицинской карте. Например, если пятилетний малыш на приеме повел себя как трехлетний, то для начала с ним надо вести себя, как с трехлетним. Неуместны упреки: «ты уже большой», «такие детки, как ты, ведут себя хорошо» и т. п. Оценив психический статус ребенка, а также позицию родителей, вы принимаете решение: надо постепенно менять тактику общения с данным ребенком и доводить ее до возрастной нормы или этого делать не следует. При этом вы не должны выходить за рамки своей компетентности. Вы не психотерапевт, чтобы изменять поведение ребенка при помощи специальных коррекционных мероприятий. Вы не педагог, чтобы давать родителям грамотные советы. Вы — врач, делайте свою работу.

В то же время стоматолог обязан реагировать на любые подмеченные аномалии в здоровье и поведении ребенка — таков канон современной стоматологии.

Пример из практики. Детский стоматолог с большим стажем рассказывает коллегам о пациентке в возрасте четырех лет, которая носит памперсы. Доктор эмоционально обсуждает ситуацию: «Как такое возможно? Куда смотрит мать? Что дальше будет с девочкой?»

Комментарий. Случай нетипичный, и нужно проявить деликатность. Какое-либо воздействие на ребенка категорически исключено. С мамой нужно обязательно доверительно поговорить, чтобы, во-первых, узнать причину ношения памперсов, а во-вторых, посоветовать обратиться к кому-то из специалистов (психотерапевт, уролог).

Стратегия взаимодействия с детьми на приеме должна учитывать их возрастные интеллектуальные возможности. Понятное подростку будет пустым набором слов для шестилетки. Если врач хочет настроить ребенка на позитив, нужно использовать обращения и доводы с учетом возрастных интеллектуальных различий. Можно рассчитывать на ожидаемый эффект, если говорить, например, так:

  • дошкольникам: «Посиди с открытым ртом, пока я буду считать до десяти»;
  • детям 7—8 лет: «Посиди с открытым ртом, считая про себя до десяти»;
  • детям 12 лет и старше: «Когда вырастешь, у тебя будут красивые, здоровые зубы».

Маленький ребенок руководствуется не разумом и не моралью, поэтому следует отказаться от рационального подхода к нему. Не следует рассчитывать на эффективность уговоров, доводов и обещаний чего-то полезного и приятного. Все, в чем он нуждается, — это удовлетворение его базовых потребностей и получение удовольствия от этого «здесь и сейчас».

Дети неформальны, обычно открыты и простодушны, поэтому быстро отзываются на естественный и дружественный подход. Вместо «Здравствуй, Петя» лучше сказать: «Привет, Петя, как ты сегодня?» Вместо «проходи сюда, садись» скажите: «Ты, конечно, хочешь поскорее сесть в это интересное кресло. Ты сам сядешь или тебе помочь?» Такие фразы звучит неформально и одновременно стимулируют проявление самостоятельности.


Дети часто боятся врачей, а стоматологов особенно. Не спасают даже мультики во время визита и обещания конфет и игрушек после. Как справиться с этим страхом и подготовить ребёнка к визиту к дантисту, рассказывает наш блогер, психолог Анита Вайаканти.

Я сама боялась стоматологов до 22 лет — пока не поставила брекеты. Тогда мне пришлось посмотреть страху в глаза и пережить несколько серьезнейших хирургических вмешательств. После этого опыта никакое удаление или лечение кариеса мне не страшны. Но в данном случае сыграл на руку и возраст, и моё понимание, что это во благо. С детьми так вряд ли получится. Потому что находиться в кресле стоматолога реально неприятно, а от звуков, которые издают и приборы, и сам стоматолог, рассматривая твои зубы, становится страшно.

То есть вариант «посадить насильно» не работает в борьбе со страхом. Более того, это «насильно» или «без предупреждения» может активизировать еще больший страх и неприязнь к дантистам.

У меня, кстати, именно так и произошло. Когда нам с братом было по 4,5 года, мы с родителями уехали в Индию на несколько месяцев. Там у меня, по всей видимости, разболелся зуб. Я слабо помню зубную боль, зато отчетливо запомнила, как меня силой держали и без анестезии вырывали несчастный больной зуб. Страх был зафиксирован.

Чтобы избежать повторения такого же сценария и превратить поход к стоматологам в приятную процедуру, предлагаю воспользоваться следующими рекомендациями:

1. Подготовьте ребёнка

Визит к дяденьке или тетеньке в белом халате не должен быть неожиданностью. Обсудите с детьми предстоящий поход в игровой форме: «Жили были белые зубы, все у них было хорошо, каждое утро и вечер их чистили приятной мазью. Но однажды к ним в гости наведались микробы, они заметили, что один зуб был не самый белый, и решили с ним подружиться. Понравилось им жить на зубе, да так сильно, что пришел их вожак — Кариес. Эти незваные гости доставляли много хлопот. Он перестал радоваться и даже начал болеть. С каждым днем зубу становилось все хуже и хуже, но мы (показываете на себя и на ребенка) решили позвать Доктора, чтобы тот помог зубу прогнать Кариес».

После такого вступления можно рассказать, что будет у доктора, а — главное — что будет после. С детьми постарше можно говорить напрямую, предупреждать, объяснять и рассказывать. Здесь важно не культивировать страх, но и не обесценивать. То есть принять чувства ребенка: «Я знаю, что тебе страшно, но я буду рядом с тобой, а после…»

2. Правильное время визита

Раннее утро (когда нервная система еще «спит» или ребенок просто не любит подъемы), а также поздний вечер (когда ребенок устал и его ЦНС тоже) не самое благоприятное время для визита к стоматологу. Очень важно, чтобы время было комфортным для ребенка.

3. Поддержка

Поддерживайте ребенка, будьте рядом и гордитесь его смелостью и решительностью: «Ты смелый и сильный! Я тобой очень горжусь», «Молодец, ты справился, но я и не сомневалась/лся в тебе!», «Представляешь, ты смелее, чем я в детстве!»


«Как комарик укусит»: что делать, если ребёнок очень боится врачей?

Если в кабинете у стоматолога нельзя находиться (по каким-то причинам), обязательно останьтесь за дверью. Ощущение вашего присутствия, того, что за дверью ждет человек, который пожалеет и поддержит, как только всё закончится, очень важно для ребёнка.

4. Поощрение

Визит к стоматологу — это супергеройский поступок, а следовательно, заслуживает такого же поощрения. Реально заслуживает + сглаживает негативное впечатление от процедур.

5. Одно посещение — один зуб

Не мучайте ребенка большим количеством процедур, для него это испытание. Лучше постепенно, медленно и результативно, чем все за раз. Ведь ничего, кроме страха, боли и тревоги ребенок не запомнит, а как следствие — укрепит свой страх и недоверие к этим злым дантистам.

6. Наушники или беруши

Меня в детстве пугал звук бормашины, и до сих пор пугает звук трескающегося зуба, когда стоматолог проверяет на наличие кариеса. Поэтому, если есть возможность предложить ребенку послушать негромко песенку или надеть беруши, чтобы шум инструментов не был таким пугающим, воспользуйтесь ею.

7. Ваша реакция и пример

Ваша задача — быть спокойным и контейнировать (как при детской истерике) эмоции ребенка. Проговаривать и быть тем, кто поможет «разрядиться». Ваша невозмутимость и сила положительно повлияют на нервную систему ребенка и помогут быстрее успокоиться и принять ситуацию. А ещё будьте примером и сами ходите к стоматологу на прием, рассказывайте, почему это так важно.

8. Игра

Проигрывание гипотетической ситуации, которая ожидает ребенка в кабинете, тоже пойдет на пользу. Можно полечить зубы всем игрушкам, а те пусть довольные уйдут от врача. Если у ребенка сильный страх, попробуйте поиграть в «Злого доктора»: ребенок (обязательно ребенок первый!) сначала играет роль злого доктора, а вы — пациент, который ну очень сильно боится врача. Утрируйте свой страх, сделайте так, чтобы ребенок засмеялся. Смех — отличное оружие. Потом поменяйтесь местами и позвольте ребенку победить «злого доктора».

9. Читайте сказки

Я миллион раз говорила о том, что сказки способны творить чудеса, а терапевтические сказки и подавно. При этом, если эффект от услышанного из сказки закрепить специальным упражнением (арт-терапевтическим), то считайте, что вы не только ребенку в преодолении страха помогли, так еще и с его внутренним миром тесно поконтактировали.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Hanna Karpiak / Shutterstock

Читайте также: